Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:50, реферат
Краткое описание
Для того чтобы сформулировать основные принципы подхода, который позволит нам эффективно «работать» с конфликтами, нужно ответить, по меньшей мере, на несколько главных вопросов. Как возникают конфликтные ситуации в трудовых коллективах? Можно ли избежать их отрицательных последствий? Как выбрать правильную линию поведения в конфликте? От чего зависит его исход?
Содержание
Введение 1. Природа конфликта в организациях 1.1 Понятие и виды конфликтов 1.2 Причины и последствия конфликтов 1.3 Управление конфликтной ситуацией 1.4 Функции и эффективность конфликта 2. Анализ конфликтов в Сбербанке Заключение Список используемой литературы
Как и у многих фундаментальных
понятий у конфликта имеется множество
определений и толкований. С позиций управления
организацией конфликт определяется как
отсутствие согласия между двумя или более
сторонами, которые могут быть конкретными
лицами, формальными или неформальными
группами. Каждая сторона делает все, чтобы
была принята ее точка зрения или цель
и мешает другой стороне делать то же самое.
Понятие конфликта часто ассоциируется
с агрессией, угрозами, ссорами, войной
и т.п. В результате бытует мнение, что
конфликт-явление всегда нежелательное,
что его, по возможности, следует избегать.
Такое отношение к конфликту прослеживается
в рамках школы научного управления, в
классической школе и у приверженцев концепции
бюрократии по М. Веберу. В рамках этих
школ считалось, что наличие четкой иерархической
системы, рациональное распределение
задач между подразделениями и сотрудниками
в организации, разработка процедур и
правил устранят условия для появления
конфликтов.
В рамках школы человеческих
отношений конфликт также считался нежелательным
явлением. Он рассматривался как результат
неэффективного руководства организацией.
Считалось, что хорошие взаимоотношения
в организации могут исключить возникновение
конфликтов.
Современная точка зрения заключатся
в том, что конфликт в организации не только
возможен, но часто и желателен. Конфликты,
конечно, не всегда имеют положительный
характер. Например, человек может спорить
на совещании только потому, что не спорить
он не может. Члены группы могут принять
точку зрения спорщика только для того,
чтобы избежать конфликта, что может снизить
удовлетворение их потребностей власти
и причастности, а также эффективность
организации в целом. Но во многих ситуациях
конфликт помогает выявить различные
точки зрения, дает дополнительную информацию,
помогает выявить большее число альтернатив
и т.д. Это делает процесс принятия решений
более эффективным, а также дает людям
возможность удовлетворить свои потребности
в уважении и власти.
Таким образом, конфликт может
быть функциональным и вести к повышению
эффективности организации, или он может
быть деструктивным и приводить к снижению
личной удовлетворенности, группового
сотрудничества и эффективности. Роль
конфликта зависит от того, насколько
эффективно им управляют.
Существуют четыре типа конфликта:
внутриличностный, межличностный, между
личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный
конфликт. Этот тип конфликта не соответствует
определению данному выше. Однако его
потенциальные дисфункциональные последствия
аналогичны последствиям для других типов
конфликта. Он может принимать различные
формы. Одна из самых распространенных
форм – ролевой конфликт. Чаще всего он
возникает, когда к работнику предъявляются
противоречивые или взаимоисключающие
требования. Например, заведующий отделом
в магазине требует от продавца, чтобы
он все время находился в отделе. Позже
он предъявляет ему претензии, что продавец
все время тратит на покупателей и не заботится
о пополнении отдела товарами. Аналогично,
от мастера участка его непосредственный
начальник требует увеличения выпуска
продукции, а руководитель фирмы по качеству
одновременно требует повышения качества
изделий.
Внутриличностный конфликт
может также возникнуть из-за того, что
личностные потребности не согласуются
с производственными требованиями (необходимость
работы в выходные дни, когда запланировано
семейное мероприятие, необходимость
переезда в другой город, когда другие
члены семьи теряют работу и т.п.).
Межличностный конфликт. Этот
тип конфликта, возможно, самый распространенный.
В организациях он проявляется по-разному.
Чаще всего рабочую силу и т.п. Каждый из
них считает, что поскольку ресурсы ограничены,
он должен убедить вышестоящее начальство
выделить эти ресурсы именно ему, а не
другому руководителю.
Межличностный конфликт может возникать также, например,
между двумя кандидатами на повышение
при наличии одной вакантной должности.
В этом случае конфликт может быть тонким
и длительным. Межличностный конфликт
может также проявляться и как столкновение
личностей. Люди с различными чертами
характера, взглядами и ценностями иногда
просто не в состоянии ладить друг с другом.
Как правило, взгляды, и цели таких людей
различаются в корне.
Конфликт между личностью и
группой. Как показали эксперименты, проведенные
Э. Мэйо в Хоторне, производственные группы
устанавливают нормы поведения и выработки.
Каждый должен их соблюдать, чтобы быть
принятым неформальной группой и, тем
самым, удовлетворять свои социальные
потребности. Однако если ожидания группы
находятся в противоречии с ожиданиями
отдельной личности, может возникнуть
конфликт. Например, кто-то захочет заработать
побольше, перевыполняя нормы, а группа
рассматривает такое поведение как негативное
явление.
Между отдельной личностью
и группой может возникнуть конфликт,
если эта личность займет позицию, отличающуюся
от позиции группы. Например, на совещании
при обсуждении возможности увеличения
объема продаж, когда большинство будет
считать, что проблему можно решить, снизив
цену, один из участников совещания будет
твердо убежден, что такая политика приведет
к уменьшению прибыли и создаст мнение,
что продукция фирмы хуже продукции конкурентов.
Хотя этот человек может искренне болеть
за интересы организации, его все равно
будут рассматривать как источник конфликта,
потому что он идет против мнения группы.
Аналогичный конфликт может
возникнуть на почве выполнения должностных
обязанностей. Например, когда руководитель
предпринимает непопулярные дисциплинарные
меры. Группа может отреагировать на эти
меры снижением производительности труда.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества
групп как формальных, так и неформальных.
Даже в самых лучших организациях между
такими группами могут возникать конфликты.
Типичным примером межгруппового конфликта
является противостояние администрации
организации, с одной стороны, и профсоюзом,
с другой стороны.
Другим примером межгруппового
конфликта может быть противостояние
линейных руководителей и работников
функциональных служб. Штабные работники
обычно более молоды и лучше образованы,
чем линейные руководители. Линейные руководители
(начальники цехов, начальники участков,
мастера) могут отвергать рекомендации
штабных специалистов и выражать недовольство
по поводу своей зависимости от них во
всем, что связано с информацией. В экстремальных
ситуациях линейные руководители могут
намеренно выбрать такой способ выполнения
предложений штабных специалистов, что
вся затея закончится провалом. И все это
для того, чтобы "поставить на место"
специалистов. Штабной персонал, в свою
очередь, может возмущаться, что его представителям
не дают возможность самим провести в
жизнь свои решения, и стараться сохранить
информационную зависимость от них линейного
персонала. Это яркие примеры дисфункционального
конфликта.
Часто из-за различия целей
начинают конфликтовать между собой функциональные
группы внутри организации. Например,
отдел сбыта, ориентирован на покупателя,
а производственные подразделения больше
заботятся о соотношении прибыль - затраты.
1.2 Причины и
последствия конфликтов
конфликт управление
деструктивный
Отметим, что из всей типологии
конфликтов нас интересуют те, что проходят
на социально-психологическом и отчасти
индивидуально-психологическом (личностном)
уровне. В первом случае исследуются психологические
механизмы осознания противоречивых ценностей,
норм, ориентаций и целей индивидов и групп
в процессе их совместной деятельности,
а также формы взаимодействия и разрешения
конфликтных ситуаций социальными объектами.
Во втором случае изучаются психофизиологические
особенности и характеристики отдельной
личности, и их влияние на возникновение
конфликта, динамику поведения личности
в конфликте и обратное влияние опыта
конфликтных отношений на формирование
личностных особенностей.
У всех конфликтов есть несколько
причин. Основными из них являются ограниченность
ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость
заданий, различия в целях, различия в
представленных ценностях, различия в
манере поведения, в уровне образования,
а также плохие коммуникации, несбалансированность
рабочих мест, недостаточная мотивация
и т.д.
Распределение ресурсов. В организации ресурсы всегда
ограничены. Руководство должно решить,
как распределить материалы, информацию,
людские ресурсы и финансы между разными
группами, чтобы наиболее эффективным
образом достигнуть целей организации.
Люди, как правило, ближе принимают свою
проблему и всегда желают получить большего,
а не меньшее. Необходимость делить ресурсы
почти неизбежно ведет к различного рода
конфликтам.
Различия в целях. Специализированные подразделения
организации и даже подгруппы формируют
свои цели, несут ответственность за их
достижение, получают плату за конечный
результат. Поэтому подразделения могут
уделить больше внимания их достижению,
чем целям всей организации. Различия
в целях часто просматриваются между личностью
и группой.
Взаимозависимость
задач. Возможность конфликта существует
везде, где один человек или группа зависят
в выполнении задачи от другого человека
или группы. Причиной конфликта, как правило,
является и то, что ни функции, ни средства,
ни обязанности, ни власть, ни ответственность
не распределены четко по подразделениям
и рабочим местам.
Различия в представлениях
и ценностях. Различия в ценностях – очень
распространенная причина конфликта.
Вместо того чтобы объективно оценивать
ситуацию, люди акцентируются на тех взглядах,
альтернативах и аспектах ситуации, которые,
по их мнению, благоприятны для группы
и личных потребностей.
Неудовлетворительная
коммуникация. Плохая передача информации
является как причиной, так и следствием
конфликта. Она может действовать как
катализатор конфликта, мешая отдельным
работникам или группе понять ситуацию
или точки зрения других. Распространенные
проблемы передачи информации, вызывающие
конфликт, – неоднозначные критерии качества,
неспособность точно определить должностные
обязанности и функции всех сотрудников
и подразделений, а также предъявление
взаимоисключающих требований к работе.
Эти проблемы могут возникать или углубляться
из-за неспособности руководителей разработать
и довести до сведения подчиненных точное
описание должностных обязанностей.
Плохая передача информации
является и следствием конфликта. Так,
между его участниками снижается уровень
коммуникаций, начинают формироваться
неверные представления друг о друге,
развиваются враждебные отношения – все
это приводит к усилению и продолжению
конфликта.
Несбалансированность
рабочих мест. Частый источник конфликтов
в организации. Имеет место, когда должностная
функция не подкреплена в полной мере
средствами и соответственно – правами
и властью.
Неправильный контроль. Контроль при управлении не
должен диктоваться подозрительностью.
Циничная власть использует неопределенный,
тотальный контроль: каждый в любое время
находится под подозрением и по этому
уже на половину виновен. При такой ситуации
человек, в конце концов, теряет самообладание
и из-за нервозности действительно станет
хуже работать.
Различия в манере
поведения и жизненном опыте. Человек не ощущает идентичности
и настраивается сразу на то, что он не
будет понят другим человеком. Возникает
барьер в общении.
Кроме того, исследования показывают,
что всех работников по приверженности
к конфликтам можно подразделить на три
группы:
Устойчивые к конфликтам
Удерживающиеся от конфликтов
Конфликтные
Численность последней группы
составляет где-то около 6-7% всего персонала.
По мнению английского исследователя
Роберта Брамсона, для того, чтобы обеспечить
в подразделении благоприятный психологический
климат, нужно прилагать главные усилия
лишь к десятой части персонала – трудным
субъектам. Остальные 9/10 сами стремятся
к упорядоченности. Среди "трудных"
Брамсон выделяет пять типов возмутителей
спокойствия. Коротко охарактеризуем
их:
Агрессивные. Подразделяются на два подтипа: танки, снайперы и взрывники.
Танки абсолютно уверены в том, что
их советы самые компетентные. Единственное, чего они не любят – агрессивных реакций со стороны тех, с кем они общаются. Чтобы добиться в споре с танками каких-либо успехов, надо дать им возможность "выпустить пар", и тогда, они не редко становятся даже ручными. Снайперы стреляют в людей различными
колкостями и остротами и тем самым вносят
расстройство в коллективные действия
персонала. Самый эффективный прием воздействия
на них – это потребовать подробно объяснить, что он мыслит под
той или иной своей остротой. Но при этом
снайпер не должен терять своего лица,
иначе он "взрывается" или затаивается
"с камнем за пазухой". Взрывники – типы, которые обрушиваются
на оппонентов с бранью, при этом так артистично
выходят из себя, что создается впечатление
у окружающих, будто их, сильно обидели.
Им нужно дать выплеснуть из себя накопившиеся
эмоции.
Жалобщики. Эти типы так красочно описывают
свои "беды", что у слушателя нередко
складывается мнение в их пользу. Лучшее,
что можно сделать в таких случаях, – это
перефразировать жалобы своими словами,
дав понять, что их переживание замечено.
Нерешительные. Подобного типа люди делают
так много пробных шагов перед тем, как
что-либо сделать, что вызывают раздражение
у окружающих. Нерешительные сторонятся тех,
кто на них оказывает давление. Навязанные им предписания они выполняют без энтузиазма.