Анализ организационно-экономической деятельности и работы кадровой службы ОАО «МЛВЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследования состояния социального развития предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов социального развития организации;
Изучение влияния социального развития на трудовой коллектив;
Характеристика российского и зарубежного опыта социального развития организации

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!.docx

— 154.49 Кб (Скачать файл)

Вторую группу составляют функции, направленные на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников трудового коллектива и создание благоприятных возможностей для реализации работниками своих  социальных прав. Третья группа функций  управления социальным развитием предприятия  включает в себя решение задач  развития социально значимых качеств  людей, к ним можно отнести  формирование системы материальных и духовных потребностей работников, развитие трудовой, творческой и других видов общественной активности членов коллектива.

В процессе управления социальным развитием организации Ф. А. Мустафаева выделила ряд последовательно связанных  этапов, каждый из которых имеет  самостоятельное значение [36, С. 30-37]. Такими этапами являются:

1) формирование информационной  базы о состоянии объекта управления  социальным развитием организации;

2) оценка состояния (уровня  социального развития) объекта, его  социального потенциала и выявление  существующих проблем;

3) проведение специальных  исследований (социологических, социально-экономических,  социально-психологических) с целью  определения эффективных путей  использования социальных ресурсов  организации и решения социальных  проблем;

4) выработка управленческих  решений, направленных на повышение  уровня социального развития  объекта, разработка плана социального  развития;

5) реализация управленческих  решений и контроль.

Управление социальным развитием представляет собой организационный  механизм планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, которая  формируется под воздействием многообразных факторов.

 

Таких, как:

  1. условия работы;
  2. охрана труда;
  3. социальная защищённость;
  4. социально-психологический климат;
  5. материальное вознаграждение;
  6. досуг;
  7. социальная инфраструктура
  8. потенциал организации и д.р.

 

 

Рисунок 2- Факторы, формирующие социальную среду организации

 

Эти социальные факторы, формирующие социальную среду организации, выражают содержание изменений в условиях, образующих социальную среду организации, и адекватные этим изменениям последствия. Их различают прежде всего по направленности и формам воздействия на персонал как в пределах самой организации, где осуществляется совместный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники организации и их семьи живут.

 

 

 

1.2.  Факторы социального развития организации

 

Факторами социального развития являются факторы, влияющие на социальную и квалификационную структура коллектива, на его культурно-технического уровень, условия труда, материальное положение и жилищные условия.

Условия и охрана труда включают факторы, которые связаны с содержанием совместной работы, техническим уровнем производства, организационными формами трудового процесса и качеством рабочей силы, занятой в данной организации, а также факторы, так или иначе воздействующие на психофизиологическое самочувствие работников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний [3, С. 75].

Сюда включается:

1) оснащенность организации современной техникой, степень механизации и автоматизации работ, применение эффективных технологий и материалов;

2) организация труда с учетом внедрения современных научно-технических достижений в производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепления трудовой, производственной и технологической дисциплины, усиления самостоятельности, предприимчивости, личной и групповой ответственности работников;

3) сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости специальной одежды и других средств индивидуальной защиты;

4) соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по состоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;

5) наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т. п.

Опыт  зарубежных и отечественных организаций  подтверждает, что внимание к людям, забота об улучшении условий и  охраны их труда приносят заметную отдачу, повышают деловой настрой. Средства, потраченные на производственную эстетику, благоустройство рабочего быта, создание комфортных условий для отдыха в  перерывах во время трудового  дня, окупаются с лихвой ростом производительности труда и качества работы.

Социальная защищенность работников также является фактором социального развития. Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию и соблюдению других социальных гарантий, установленных действующим законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами. На сегодняшний день в Российской Федерации эти меры, предусматривают [36, С. 1]:

1) обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада);

2) нормальную продолжительность рабочего времени, компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней;

3) возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;

4) отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования;

5) выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации.

Указанные гарантии реализуются при прямом участии организации. Денежные выплаты, как правило, производятся из средств  организации, их размеры ориентированы  на среднюю зарплату или долю минимальной  оплаты труда. Система социальной защиты должна страховать работников от риска  оказаться в затруднительном  материальном положении из-за болезни, утраты трудоспособности или безработицы, придавать им уверенность в надежной защищенности своих трудовых прав и  привилегий [17, С. 63].

Социально-психологический  климат коллектива - это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях, социальной напряженности [1, С. 83]. Именно поэтому при формировании плана социального развития организации данному фактору также необходимо уделить внимание. Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.

В структуре  социально-психологического климата  коллектива взаимодействуют три  основных компонента: психологическая  совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность [22, С. 161]. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношение  работников к совместному делу и  друг другу, социально-психологическая  атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее  действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют  работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм  или апатию, заинтересованность в  деле или безразличие [26, С. 163].

Узловым пунктом социального развития организации  выступает материальное вознаграждение труда. В нем состыковываются  основные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с  тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных  благах [19, С. 29].

Оплата  труда должна основываться на социальном минимуме - на том, что необходимо для  поддержания достойного уровня жизни  и воспроизводства работоспособности  человека, получения им средств существования  не только для себя, но и для своей семьи [7, С. 7]. Заработная плата в индустриально развитых странах составляет примерно две трети общих денежных доходов населения. В Российской Федерации к ней добавляются все виды пенсий, стипендии студентов и учащихся образовательных учреждений, пособия на детей и уходу за ребенком, стоимость натуральных продуктов подсобного хозяйства, используемых на личное потребление, а также доходы от собственности, реализации продуктов подсобного хозяйства на рынке и предпринимательской деятельности, включая дивиденды и проценты от вкладов в банки [28, С. 11].

Расходную часть семейного, по преимуществу потребительского, бюджета составляют денежные расходы  на уплату налогов и внесение различных  взносов (в том числе проценты за кредиты), на покупку товаров краткосрочного и длительного пользования - продуктов  питания, одежды, обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату жилищных, коммунальных, транспортных, медицинских и иных услуг. Баланс расходной и доходной частей бюджета  и есть показатель объема благ, получаемых семьей в течение определенного  времени (месяца, года) в расчете  на одного человека [35, С. 194]. Среднедушевой  доход и соответствующие расходы  отражают степень семейного достатка, качество и уровень ее жизни.

Внерабочее  время образует еще одну группу факторов социальной среды организации. С  ними связаны устройство домашнего  быта работников, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование  досуга. Временной ресурс работающего  человека распадается в будний день на рабочее время и внерабочее время в соотношении примерно 1:2. В свою очередь внерабочее время  включает затрату 9-9,5 часов на удовлетворение естественных физиологических потребностей человека (сон, личная гигиена, прием  пищи и т. п.). Оставшееся время занимают передвижение на работу и обратно, ведение  домашнего хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, свободное  время – досуг [20, С. 5].

Очевидно, что изменение продолжительности  любого из названных временных отрезков автоматически приводит к удлинению  или сокращению других. Потому-то так  актуальны в плане социального  развития проблемы продолжительности рабочего дня [20, С. 5], жилищного строительства, выпуска производительной, удобной, доступной по цене электробытовой техники, организации работы пассажирского транспорта, торговых предприятий и служб по оказанию услуг населению [34, С. 207]. В этом заключен значительный социальный резерв, в том числе для увеличения продолжительности свободного времени.

Досуг занимает особое место в гармоничном  развитии человека. Величина, структура, содержание, культура использования  свободного времени влияют на гуманистическую  наполненность образа жизни, мировосприятие работника, его гражданскую позицию  и нравственные ценности, что и  определяет значимость данного фактора  как объекта социального планирования организаций.

Социальная  инфраструктура, как фактор социального развития организации, представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей [33, С. 40].

В условиях Российской Федерации перечень таких  объектов включает:

1) обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопровода, телефонизации и т.п.;

2) медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и т. д.);

3) объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, Дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т. п.);

4) объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);

5) объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);

6) спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

7) коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества [29, С. 134]. (рис.1.3)

 

Рисунок3- Социальная инфраструктура организации

 

Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, подчиненности, местоположения и других условий  может располагать целиком собственной  социальной инфраструктурой, иметь  набор только ее отдельных элементов  или рассчитывать на кооперацию с  другими организациями и на муниципальную  базу социальной сферы [33, С. 41]. Но при  любом варианте забота о социальной инфраструктуре является важнейшим  требованием к управлению социальным развитием организации.

 

 

1.3 Отечественный и зарубежный  опыт социального развития организации

 

В России существует программа, ориентированная на социальную защиту персонала, связанные с обеспечением задач:

- обучения и развития: оплата  программ внутреннего и внешнего  обучения,

Информация о работе Анализ организационно-экономической деятельности и работы кадровой службы ОАО «МЛВЗ»