Анализ системы управления в ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Персоналкрупнойкомпании или комплекса компаний - её важнейший стратегический ресурс. Конкурентоспособность крупнойкомпании определяется состоянием трудового потенциала [8, с. 71]. Оттого большое значение приобретает совершенствование системы менеджмента крупной компании.
Тема данной курсовой работы – анализ системы менеджмента в крупных компаниях на примере ОАО «Газпром».
Цель работы: исследовать вопрос организации управления крупными компаниями (на примере ОАО «Газпром»).

Содержание

Введение 3
1 Основы управления крупными фирмами в России 4
1.1 Организационно-правовые формы крупных организаций 4
1.2 Типы организационных структур в крупном бизнесе 10
1.3 Особенности разделения труда и делегирования полномочий в крупных организациях 24
1.4 Осуществление контроля в крупных организациях 26
2 Анализ системы управления в ОАО «Газпром» 36
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром» 36
2.2 Организационная структура ОАО «Газпром»……………………………… 43
2.3 Система управления ОАО «Газпром» 46
2.4 Выявление проблем в системе управления ОАО «Газпром» и предложения по ее совершенствованию 49
Заключение 52
Список использованных источников 54

Вложенные файлы: 1 файл

Л_505_курсовая менеджмент.docx

— 99.53 Кб (Скачать файл)

В формальной структуре организации все линии коммуникации и полномочий соединяют позиции иерархии вышестоящих руководителей и нижестоящих. В этой структуре запрещены горизонтальные коммуникации, т.е. попытки обсуждать свои проблемы с коллегами, обмениваться информацией между подразделениями без ведома вышестоящего руководства.

Незащищенность отдельного работника, вынужденного общаться только с руководством, приводит, по крайней мере, к двум последствиям:

1) руководители стараются максимально  использовать прерогативы власти  и контроля;

2)  работники стремятся избегать общения с руководством и налаживать неформальные социальные контакты.

Формальная организация может быть признана полезной только при выполнении условий, что нет альтернатив принятия управленческих решений и не возникает существенных побочных факторов, оказывающих влияние на деятельность руководителей. При соблюдении этих условий формальная организация позволяет достаточно быстро и без двусмысленностей доводить до подчиненных свои решения, а также реализовать необходимый контроль. Но в других случаях формальная структура может быть признана малоэффективной.

Рассмотрим вопрос о неформальной структуре. Для того чтобы понять предназначение неформальной структуры в современной организации, приведем мнение Р. Стюарда о том, что неформальная структура показывает, не как должна работать организация, а как она работает в действительности [1, с.51].

Представим себе такую организацию, в которой все производственные и личные проблемы и вопросы решаются с помощью формальной структуры, основанной только на вертикальных иерархических связях, т.е. они решаются бюрократическим путем через посредничество вышестоящих руководителей разных уровней. При этом возникают трудности, которые невозможно преодолеть в рамках формальной организационной структуры, например:

1) неудобство использования вертикальных связей и потеря времени в ходе решения множества постоянно возникающих повседневных проблем, которые гораздо проще решать путем договоренностей или обмена, используя горизонтальные коммуникации;

2) руководители высокого уровня не могут знать обстановку в подразделениях в деталях, они не в курсе мелких проблем подчиненных (в чем, собственно, у них нет необходимости), но, согласно правилам формальной структуры, исполнители должны поставить в известность руководство об отсутствии любой мелкой детали или услуги, о любом нарушении (которые могут в значительной степени затормозить производство), используя вертикальные коммуникативные связи, что, по понятным причинам, требует времени и может понизить эффективность производственного процесса;

3) изначальная ориентация на статусы, а не профессиональные знания или личностные качества членов организации может привести к серьезной проблеме мотивации наиболее профессионально подготовленных работников;

4)  из-за отсутствия горизонтальных коммуникаций члены организации не могут удовлетворить свои потребности в общении друг с другом (при решении собственных личных проблем, не связанных напрямую с производством, но зависящих от членов социальных групп организации).

Все эти проблемы позволяет решить неформальная структура организации. По определению А.И. Пригожина, неформальная структура организации (или просто неформальная организация) «представляет собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения» [17, с. 73].

Таким образом, неформальная организация построена на системе социальных обменов, осуществляемых на межличностном уровне или уровне первичных социальных групп, которые не включены в иерархические формальные связи. Ценностные ориентации членов организации в системе неформальных связей принципиально иные, нежели в рамках формальной структуры. В процессе функционирования неформальной структуры члены организации ориентируются не на занимаемый ими статус и выполнение целевых функций, а на следующие личностные качества:

  1. особые знания, навыки и интуицию, приписываемые определенным личностям независимо от их статуса (общение с экспертом);
  2. качества наиболее удобного партнера по деловому сотрудничеству (территориальная близость, владение информацией, наличие необходимых деловых связей и т.д.);
  3. качества инструментального лидера, которые заключаются во владении ресурсами, необходимыми для достижения целей партнеров;
  4. качества эмоционального лидера, которые заключаются в обаянии, наличии других привлекательных личностных качеств.

Итак, неформальная структура распадается практически на две сферы — делового сотрудничества и социально-психологического межличностного общения. Первая сфера связана с достижением целей организации или ее подразделений, носит ярко выраженный деловой характер. В данном случае, по выражению Пригожина, неформальная структура служит для того, чтобы решать те проблемы деятельности организации, которые невозможно решать с помощью формальных связей.

Вторая сфера неформальной структуры основана на межличностных связях, формирующихся на основе чувства приязни или неприязни, чувстве принадлежности к одной группе (например, по принципу одной национальности, землячества, общих интересов и т.д.), чувстве превосходства или, наоборот, ущербности и т.п. Эта сфера не ориентирована на достижение организационных целей, и ее основу составляют прежде всего эмоции и личностные интересы (эту часть неформальной структуры Пригожин называет социально-психологической структурой организации). Хотя эти сферы неформального общения различаются, в реальных ситуациях они, как правило, неразрывно связаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ системы управления  в ОАО «Газпром»

 

2.1 Общая характеристика ОАО  «Газпром»

Открытое акционерное общество «Газпром» – один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.

В мировом рейтинге нефтегазовых компаний «Газпром» занимает первое место по добыче природного газа. По объемам добычи и переработки нефти «Газпром» входит в число пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых лидеров нефтяного бизнеса.

Термин ОАО «Газпром» относится к головной компании Группы Газпром – Открытому акционерному обществу «Газпром». Под Группой Газпром, Группой или Газпромом следует понимать совокупность компаний, состоящую из ОАО «Газпром» и его дочерних обществ. Аналогично под терминами Группа Газпром нефть и Газпром нефть подразумевается ОАО «Газпром нефть» и его дочерние общества, под термином Газпром экспорт – ООО «Газпром экспорт» и его дочерние общества, под термином Сибур Холдинг – ОАО «Сибур Холдинг» и его дочерние общества.

Роль Группы на мировых энергетических рынках не ограничивается ее экспортным потенциалом и репутацией надежного и стабильного поставщика энергоресурсов. Специфика «Газпрома» заключается в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России у «Газпрома» есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.

«Газпром» может выступить связующим звеном между поставщиками и потребителями углеводородного сырья не только европейского, но и азиатского рынков, способен учитывать мнения всех заинтересованных сторон, содействовать поиску баланса интересов участников глобального энергетического взаимодействия.

Группа «Газпром» имеет достаточно сложную и широкую организационную структуру. Ее головной центр располагается по адресу Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д.16., тогда как дочерние и зависимые общества разбросаны по всей территории России, включая зарубежные страны. Общее число этих компаний с различным долевым участием ОАО «Газпром» превышает 150 единиц, поэтому в данной работе будет приведен лишь перечень тех организаций, где долевое участие составляет 100 %. Данные по состоянию на 31 декабря 2011 года:

  1. ООО «Бургаз»
  2. ООО «Газкомплектимпэкс»
  3. ООО «ВНИИГАЗ»
  4. ООО «Газсвязь»
  5. ООО «Газпром добыча Астрахань»
  6. ООО «Газфлот»
  7. ООО «Газпром добыча Ноябрьск»
  8. ООО «Газнадзор»
  9. ООО «Газпром добыча Надым»
  10. ООО «Газобезопасность»
  11. ООО «Газпром добыча Оренбург»
  12. ООО «Газоэнергетическая компания»
  13. ООО «Газпром добыча Уренгой»
  14. ООО «Газпром экспорт»
  15. ООО «Газпром добыча Ямбург»
  16. ООО «Газпром ПХГ»
  17. ООО «Газпром трансгаз Волгоград»
  18. ООО «Авиапредприятие ГАЗПРОМАВИА»
  19. ООО «Газпром трансгаз Казань»
  20. ООО «Газпроминвестхолдинг»
  21. ООО «Газпром трансгаз Москва»
  22. ООО «ИРЦ Газпром»
  23. ООО «Газпром трансгаз Махачкала»
  24. ООО «Информгаз»
  25. ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»
  26. ООО «Кавказтрансгаз»
  27. ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»
  28. ООО «Красноярскгаздобыча»
  29. ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»
  30. ООО «Кубаньгазпром»
  31. ООО «Газпром трансгаз Самара»
  32. ООО «Межрегионгаз»
  33. ООО «Газпром трансгаз Саратов»
  34. ООО «Новоуренгойский ГХК»
  35. ООО «Газпром трансгаз Сургут»
  36. ООО «Пургаздобыча»
  37. ООО «Газпром трансгаз Томск»
  38. ООО «Севморнефтегаз»
  39. ООО «Газпром трансгаз Уфа»
  40. ООО «Сжиженный газ»
  41. ООО «Газпром трансгаз Ухта»
  42. ООО «Сургутстройгаз»
  43. ООО «Газпром трансгаз Чайковский»
  44. ООО «ТюменНИИгипрогаз»
  45. ООО «Газпром трансгаз Югорск»
  46. ЗАО «Ямалгазинвест»
  47. ООО «Газпромтранс-Оренбург»
  48. «Газпро-Финанс Б.В.»
  49. ООО «Газпромтранс-Уренгой»
  50. «Газпром (Ю.К.) Лтд»
  51. ООО «Газпромтранс-Сургут»
  52. «Газпром Сахалин Холдинг Б.В.»
  53. ООО «Газпром переработка»

Группа располагает одной из крупнейших в мире систем газопроводов и обеспечивает основную часть добычи природного газа и его транспортировку по трубопроводам высокого давления в Российской Федерации. Также она является крупнейшим экспортером природного газа в европейские страны, осуществляет добычу нефти и производство нефтепродуктов.

Группа осуществляет следующие основные виды хозяйственной деятельности:

  1. Разведка и добыча газа;
  2. Транспортировка газа;
  3. Продажа газа;
  4. Добыча нефти и газового конденсата;
  5. Переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов переработки.

Прочие виды финансово-хозяйственной деятельности включают в себя, в основном, строительство, производство электрической и тепловой энергии и управление активами.

Данная организация принадлежит к нефтегазовой отрасли.

Подобный объем производимой продукции позволяет говорить о большом опыте и давнем появлении организации на мировом энергетическом рынке. История создания столь надежного и стабильного поставщика энергоресурсов берет начало с 1989 года, когда Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в  Государственный газовый концерн «Газпром». Позже, в ноябре 1992 года, был подписан Указ Президента РФ  «О преобразовании ГГК  «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром». 17 февраля 1993 года выходит соответствующее Постановление Правительства РФ.

В конце мая 1995 года состоялось первое годовое Общее собрание акционеров РАО «Газпром». В нем приняли участие около 1 тыс. акционеров и представителей акционеров РАО, которым в совокупности принадлежало в общей сложности 67,85% голосов. Участники собрания сформировали Совет директоров, избрали ревизионную комиссию. Международная компания «ПрайсвотерхаусКуперс» была утверждена аудитором Общества. В августе того же года состоялась официальная презентация центрального офиса Газпрома на улице Наметкина 16.

Следующим важнейшим событием в истории организации стало 26 июня 1998 года,  состоялось годовое общее Собрание акционеров РАО «Газпром». По итогам голосования в Совет директоров Общества были избраны 11 его членов и принято решение о преобразовании Российского акционерного общества «Газпром» в Открытое акционерное общество «Газпром», организационно-правовая форма которого не изменилась и по сей день.

Информация о работе Анализ системы управления в ОАО «Газпром»