Анализ системы управления в ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Персоналкрупнойкомпании или комплекса компаний - её важнейший стратегический ресурс. Конкурентоспособность крупнойкомпании определяется состоянием трудового потенциала [8, с. 71]. Оттого большое значение приобретает совершенствование системы менеджмента крупной компании.
Тема данной курсовой работы – анализ системы менеджмента в крупных компаниях на примере ОАО «Газпром».
Цель работы: исследовать вопрос организации управления крупными компаниями (на примере ОАО «Газпром»).

Содержание

Введение 3
1 Основы управления крупными фирмами в России 4
1.1 Организационно-правовые формы крупных организаций 4
1.2 Типы организационных структур в крупном бизнесе 10
1.3 Особенности разделения труда и делегирования полномочий в крупных организациях 24
1.4 Осуществление контроля в крупных организациях 26
2 Анализ системы управления в ОАО «Газпром» 36
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром» 36
2.2 Организационная структура ОАО «Газпром»……………………………… 43
2.3 Система управления ОАО «Газпром» 46
2.4 Выявление проблем в системе управления ОАО «Газпром» и предложения по ее совершенствованию 49
Заключение 52
Список использованных источников 54

Вложенные файлы: 1 файл

Л_505_курсовая менеджмент.docx

— 99.53 Кб (Скачать файл)

Кадровая политика компании переживает серьезные изменения. Во второй половине 1990-х годов в "Газпроме" сформировался механизм проведения закрытой кадровой политики (ориентированной на набор персонала во внутренней среде). Однако после смены высшего руководства компании кадровая политика стала более открытой. В частности, сам факт, что «первый менеджер» «Газпрома» был сменен «человеком со стороны», ранее не работавшим в данной системе, говорит о развитии новых тенденций в кадровой и корпоративной политике компании. Наем на высшие управленческие должности специалистов извне - непременный атрибут открытой кадровой политики. В начале XXI в. на многих предприятиях "Газпрома" на вышестоящие должности аппарата управления были привлечены менеджеры, ранее в компании не работавшие.

«Гибридные» модели управления на практике могут оказаться наиболее результативными и жизнеспособными. Однако поскольку новая модель кадровой политики «Газпрома» строится из элементов открытой и закрытой кадровой политики, то нередко принимаются самые рискованные подходы. Но даже те компании, которые последовательно проводят открытую кадровую политику, часто не решаются приглашать на должности первых руководителей сторонних специалистов, ведь адаптация менеджера высшего управленческого уровня, абсолютно не знакомого с производственной спецификой, может дорого обойтись предприятию.

Риск в случае «Газпрома» повышается, так как принципы открытой кадровой политики внедряются в компании, в течение длительного времени реализовывавшей только закрытую кадровую политику со всеми ее обязательными атрибутами: резервом кадров на выдвижение, системой непрерывного фирменного профессионального образования, соответствующей системой мотивации, социальным пакетом (пенсионный фонд, медицинское страхование и т. д.), что подразумевало ориентацию на пожизненный наем работников. Таким образом, начавшийся синтез элементов закрытой и открытой кадровой политики не всегда будет приводить к позитивным результатам. Главное - чтобы динамика моделей кадровой политики соответствовала внутренним потребностям и традициям «Газпрома», развитию отрасли в целом.

 

2.4 Выявление проблем в системе управления ОАО «Газпром» и предложения по ее совершенствованию

Только сложившаяся структура «Газпрома» в сочетании с его широкой специализацией может способствовать разработке оптимальной системы управления входящими в него предприятиями. В газовом комплексе России существуют предприятия, работающие на общероссийский и международный рынки, и предприятия городского и областного масштаба. Для последних конкуренция пагубна и может привести к их краху. Согласно распространенной точке зрения, в результате воздействия конкуренции происходит «естественный отбор», то есть разорение бесперспективных предприятий и укрепление сильных, а применительно к добывающей отрасли - разорение предприятий, работающих на экономически бесперспективных месторождениях. Однако в данном случае с такой точкой зрения нельзя согласиться. Высокие объемы добычи газа в ряде регионов России объясняются тем, что они обладают уникальными запасами углеводородов.

Разделение газодобывающих предприятий «Газпрома» на отдельные конкурирующие компании негативно скажется на экономическом и социальном положении в России и может привести к банкротству перспективных по международным меркам предприятий. Подобное разделение противоречит внутренней логике развития отрасли и компании.

Однако неверно считать, что развитие конкурентной среды абсолютно противопоказано отечественному газовому комплексу. Возникшую в последнее десятилетие XX в. тенденцию появления новых компаний, занимающихся добычей газа на территории России, и постепенное увеличение их роли в газодобыче можно оценить положительно. Безусловно, сегодня в газовой отрасли формируются элементы конкурентной среды, несмотря на то что пока ни одна из этих фирм не в состоянии реально конкурировать с «Газпромом».

Как видно, в 2000 - 2005 гг. доля газа, добываемого независимыми производителями, была незначительной по сравнению с добычей ОАО "Газпром". Однако постепенно ситуация меняется, и роль независимых поставщиков и нефтяных компаний, добывающих газ, увеличивается. Если в 1992 г. практически только одна нефтяная компания («Роснефть») добывала газ, то в 2003 г. таких компаний стало уже девять («Сургутнефтегаз», «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР, «ЮКОС», «Сибнефть», «Славнефть», «Татнефть», «Башнефть»).

Появление этих предприятий в отрасли можно оценить положительно по следующим причинам:

- они возникли в результате  внутреннего развития газового  комплекса России, а не были  искусственно выделены из структуры "Газпрома";

- согласно прогнозам аналитиков, отсутствие достаточных фондов, технические, финансовые и другие  проблемы не позволят "Газпрому" обеспечить дальнейшее увеличение  объемов добычи природного газа, в том числе за счет разработки  новых месторождений.

Поскольку ЕСГ России находится в собственности одной фирмы - ОАО «Газпром» и российских газопроводов либерализация еще не коснулась, то есть они не открыты для «третьих лиц», увеличение числа компаний, занимающихся добычей газа, не приведет автоматически к развитию конкурентной среды. Газовая отрасль будет избавлена от «шоковой терапии» - резкого перехода от монополии к конкуренции в кратчайшие сроки - и получит какое-то время для эволюционного развития в условиях олигополии или монополии. Хотя резкие, радикальные изменения, происходящие в короткие отрезки времени, могут привести к положительным результатам, для российского газового рынка предпочтительнее постепенное, эволюционное развитие.

Таким образом, формирование конкурентной среды в российской газовой промышленности окажет положительное воздействие на отечественный газовый рынок и экономику страны в целом только в том случае, если этот процесс пойдет по пути образования новых компаний, а структура "Газпрома" останется неделимой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях глобализации экономики компании, которые не внедрили в практику управления системы менеджмента качества, значительно повышают риски по достижению необходимого уровня своей конкурентоспособности.

Одной из качественных оценок менеджмента предприятия является приоритетность управленческих задач в управлении предприятием. Если менеджмент компаний в целом ориентирован на решение только внутренних задач, то качество менеджмента не соответствует современным требованиям.

Исследования по приоритетности решаемых управленческих проблем свидетельствуют, что основное внимание в управлении предприятием менеджеры уделяют снижению издержек производства.

Система управления предприятиями пока ориентирована на преодоление проблем, связанных с поиском дополнительного капитала и профессиональных кадров. Вопросы повышения эффективности управления на основе внедрения новых информационных технологий и новых подходов ведения конкурентной борьбы для менеджмента отечественных компаний, к сожалению, не являются приоритетными. Это, несомненно, отражается на качестве управления отечественными предприятиями с позиций современных мировых тенденций.

Качество менеджмента компаний зависит от используемых в процессе управления современных информационных технологий. Исследование в области современных информационных технологий управления показало, что только половина предприятий имеют стратегии информационного обеспечения менеджмента. Большинство предприятий осуществляет процесс управления без привлечения современных информационных технологий.

Таким образом, оценка качества менеджмента предприятий в исследуемых отраслях показала следующее:

  • менеджмент отечественных предприятий в преддверии глобализации экономики не обладает инновационной направленностью в развитии собственного производства;
  • принцип глобализации бизнеса не характерен для способа мышления менеджеров российских компаний;
  • в практике менеджмента большинства предприятий не внедрены современные системы управления качеством по международным стандартам;
  • менеджмент предприятий ориентирован на решение внутренних управленческих задач, маркетинговая деятельность не развита;
  • информационное обеспечение менеджмента предприятий находится на низком уровне.

Можно сделать вывод: качество менеджмента российских предприятий в настоящее время не соответствует современным требованиям и является основным фактором риска при достижении требуемого уровня конкурентоспособности в условиях глобализации экономики России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Годовые отчеты ОАО «Газпром» за 2001-2011 гг.
  2. Брасс А.А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства: учеб. пособие / А.А. Брасс. – Минск: Современная школа, 2006.– 280 с. 
  3. Брасс А.А. Основы теории организации: учеб. пособие. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2002.– 152 c. 
  4. Брасс А.А. Мотивация: ласковый кнут и жесткий пряник / А. А. Брасс. – Минск: Изд-во Гревцова, 2007.– 120 с. 
  5. Баринов В.А. Организационное проектирование / В. А. Баринов. – М.: ИНФРА-М, 2010.– 384 с. 
  6. Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А. А. Брасс. – Мн: Современная школа, 2006.–368 с. 
  7. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006. – 546 с.
  8. Вяхирев Р. И. Самое сложное в предвыборной кампании - это предвыборная зима // Деловой вторник.  - 2009.  - № 36. С. 2; Годовые отчеты ОАО «Газпром» за 2008-2011 гг.
  9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 433 с.
  10. Дафт Р.Л. Менеджмент. 6-е издание / Д. Л. Дафт. – СПб.: Питер, 2008.– 864 с. 
  11. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 344 с.
  12. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / П.Ф. Друкер – М.: Вильямс, 2002.– 220 с. 
  13. Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО).
  14. Лафта Дж.К. Теория организации.- М.: Проспект, 2006.- 416 с.
  15. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 320 с.
  16. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.  – 645 с.
  17. Мильнер Б.З. Теория организации. 7-е издание.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 864 с. 
  18. Мильнер Б.З. Управление знаниями / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2003.– 320 с. 
  19. Мескон М.Х. Основы менеджмента. 3-е издание / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2006.– 672 с.
  20. Петрович М.В., Брасс А.А. Управление организацией: словарь-справочник. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008.– 333 с. 
  21. Петрович М.В. Управление организацией. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010.- 331 с. 
  22. Практикум по теории управления / Под ред. Ю.П. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого.- 2-е издание.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 304 с. 
  23. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С.  – М.: КНОРУС, 2007. – 409 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Анализ системы управления в ОАО «Газпром»