Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 19:09, курсовая работа
Цель моей работы - изучить социально-психологические методы управления персоналом.
Задачи:
- изучить структуру социально-психологических методов;
-выявить значимость социально-психологического климата для коллектива;
- исследовать влияние социально-психологических методов на поведение работников
Установлено что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Важнейшей проблемой в
изучении социально - психологического
климата является выявление факторов,
которые его формируют. Наиболее
важными факторами, определяющими
уровень психологического климата
производственного коллектива, являются
личность руководителя и система
подбора и расстановки
Система групповых отношений
складывается под воздействием объективных
и субъективных факторов микро- и
макросред, которые составляют общую
производственную обстановку, в условиях
которой функционирует
Воздействия со стороны микросреды предприятия, как «поля» непосредственного функционирования коллектива: предметно-вещественная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, технологических, санитарно-гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «производственная (рабочая) ситуация».
Другую группу факторов микросреды
составляют воздействия, представляющие
собой групповые явления и
процессы, происходящие в коллективе.
Их иногда называют социально-психологическими.
Они включают в себя характер официальных
организационных связей между членами
коллектива, закрепленный в формальной
структуре данного
Характер руководства также воздействует на социально-психологический климат коллектива.
Индивидуально-психологические
особенности членов коллектива и
их сочетание составляют следующий
фактор социально-психологического климата
коллектива. Сквозь призму этих личностных
особенностей человека преломляются все
влияния как производственного,
так и непроизводственного
Устойчивые взаимодействия между двумя и более членами коллектива приводят к образованию неформальных групп. Их деятельность может, как способствовать, так и препятствовать достижению официальных целей коллектива. Это зависит от групповых установок, ценностей и норм.[7]
Несколько слов об управлении
социально-психологическим
- управление процессом формирования содержательных психологических компонентов климата (норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения);
- оптимальный подбор, расстановка, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров;
- комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости;
- опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива;
- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.[8]
Одним из наиболее точных индикаторов
социально-психологического климата
является преимущественное настроение
ее членов. Господствующее настроение
в коллективе во многом определяет
социально-психологический
Изучение социально-
Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом.[9]
2. Анализ социально-психологических методов управления в транспортной компании «Скорпион - А»
2.1 Общая характеристика и организационная структура управления транспортнойкомпании «Скорпион - А»
Объектом исследования данной курсовой работы является транспортная компания города Астаны «Скорпион - А».
Рисунок 1 – Логотип астанинской транспортной компании «Скорпион - А»
Компания «Скорпион - А» была создана в 2001 году в городе Астане (Казахстан).Сегодня «Скорпион - А» осуществляет успешную деятельность по трем ключевым направлениям: городские перевозки в Астане, междугородние и межобластные перевозкипо Казахстану, а также заказ автобусов (трансфер и экскурсии) и автомобилей (свадьбы, различные торжества). В перспективе компания планирует осуществлять и международные перевозки.
В своей деятельности предприятие ориентировано, прежде всего, на повышение качественного обслуживания пассажиров, что обеспечивается новым комфортабельным автотранспортом.
Общая численность работников на предприятии составляет более 450 человек, в том числе 360 водителей, 55 работников технического персонала и 35 работников ИТР.
Рисунок 2.1 – Состав персонала компании «Скорпион - А»
Все сотрудники социально
защищены. Благодаря непрерывному
повышению квалификации, установлению
четких корпоративных
Работа компании «Скорпион - А» строится на четырех основных принципах: «Безопасность», «Сервис и комфорт», «Социальная ответственность», «Развитие инфраструктуры и внедрение инноваций».
Во главе компании «Скорпион - А» стоит генеральный директор, который руководит всей производственной и финансово-хозяйственной деятельностью. На предприятии имеются заместители (главный бухгалтер и администратор), ведающие вопросами организации движения, материально-технического снабжения предприятия и быта работающих, развития и совершенствования производства, экономики и предприятия. Каждому заместителю непосредственно подчиняются соответствующие отделы, службы, поручаются определенные блоки и т.д.
Рисунок 2.2 – Организационная структура управления транспортной компании «Скорпион - А»
2.2 Анализ персонала компании «Скорпион - А»
В курсовой работе для примера и анализа была взята одна из бригад компании «Скорпион - А», осуществляющая как сами транспортные перевозки, так и являющаяся ответственной бригадой механосборочного производства.
Коллектив бригады состоит из работников мужского пола. Численность бригады вместе с мастером составляет 55 работников. Об этих работниках была собрана информация, такая как: возраст, стаж работы, уровень образования, разряд работника. Результаты анализа представлены на диаграммах.
Рисунок 2.3 – Образование работников бригады
Рисунок 2.4 – Возраст работников бригады
Рисунок 2.5 – Разряды работников бригады
Рисунок 2.6 – Стаж работы работников бригады
Анализируя данные приведенной
информации об этих работниках, можно
увидеть, что в исследуемой бригаде
работают достаточно образованные люди,
окончившие высшие и средне-специальные
учебные заведения. В основном это
молодой коллектив, возраст которых
колеблется от 21 до 48 лет, но большинством
являются молодые люди. Это говорит
о том, что коллектив находится
еще в стадии развития, динамики.
У работников есть стремление к развитию
и совершенствованию
Разряд работников достаточно высокий, средний разряд по бригаде равен 4. Люди, работающие в бригаде достаточно компетентны в своей области, но для них это не является пределом, возможно дальнейшее совершенствование своих способностей.
Стаж работы на предприятии невелик, в основном, не считая двух работников, колеблется от 1 года до 3 лет. Это говорит о том, что люди только начали свою трудовую деятельность, большая вероятность того, что многие уволятся или переведутся, если не будет мотивации и стимулирования их труда.
Возраст руководителя коллектива (мастера) равен 48 годам. Он имеет высшее техническое образование, стаж работы в компании приблизительно равен четырем годам. Мастер постоянно проходит курсы повышения квалификации. За свою трудовую деятельность проработал во многих подразделениях компании, что говорит о его компетентности во многих областях.
В целом коллектив мужской, но естественно имеется своя корпоративная культура, отмечаются различные дни рождения и праздники.
2.3 Система социально-психологических факторов для стимулирования персонала
Социальным развитием коллектива в компании «Скорпион - А» занимается специально созданное и эффективно функционирующее объединение социального развития. Объединение социального развития занимается улучшением уровня жизни работников и членов их семей, созданием благоприятного психологического климата в коллективе, обеспечением отдыха и лечения работников, оказанием жилищно-коммунальных услуг и др. мероприятиями.
Социальное объединение призвано выполнять разнообразные социальные программы, чтобы работники, члены их семей чувствовали себя лучше. В состав программ социального развития включаются следующие мероприятия: оказание ремонто-строительных услуг, обеспечение продуктами и питанием работников компании, профилактические мероприятия и лечение работников компании, услуги в области жилищно-эксплуатационного управления, оказание ритуальных услуг, различные мероприятия в области культуры и спорта.
Социальные мероприятия финансируются из фонда социальной сферы, который формируется из прибыли компании в размере 40%.
Если говорить о лечении работников компании, то оно осуществляется через фонд социального страхования. Кроме оздоровления работников компания заботится о питании своих сотрудников. Столовая на предприятии работают безупречно. Транспортная компания «Скорпион - А» своевременно старается оказывать материальную помощь. Все работники компании имеют право написать заявление на материальную помощь. Также предприятие дает путевки в пансионаты, на лечение и отдых.
Работники исследуемой бригады компании «Скорпион - А», а также мастера были протестированы на определение типа темперамента и степени конфликтности. (Приложение А, Приложение Б)
По результатам тестирования было выявлено, что один из мастеров является самым конфликтным человеком в коллективе, то есть придирчивым, склонным к критике, способным обострить сложившуюся ситуацию в зависимости от настроения. В отличие от него другой мастер оказался общительным, более лояльным и способным противостоять обострениям в коллективе.
В противовес этому большая часть рабочих, а это 50% оказалась совсем бесконфликтной частью коллектива, можно даже сказать пассивной, безынициативной и ничем не интересующейся.
По типу темперамента один мастер относится к холерическому типу, а другой - к флегматическому. Несколько работников оказались флегматиками, а один работник – сангвиником.
В исследуемой компании широко используются социально - психологические методы воздействия на персонал. Среди них можно выделить следующие:
- вовлечение – работники принимают участие в выборе руководителя, также в компании систематически проводятся соревнования на выявление лучшего водителя, оказавшего наибольшее число услуг;
- партнерство – бригады сотрудничают не только между собой, но и с другими транспортными компаниями Казахстана;
- переговоры – директор и работники уделяют огромное внимание ведению переговоров как с клиентами при оказании услуг, так и с другими транспортными компаниями.
В политике управления персоналом директор компании придерживается таких элементов психологического воздействия, как побуждение и похвала, тем самым стимулируя своих работников к качественному оказанию услуг. В свою очередь работники всегда могут воспользоваться советом директора или коллег, а также попросить друг у друга помощи, что является весомым показателем дружеского микроклимата в компании.
2.4 Рекомендации по использованию социально-психологических методов управления в компании «Скорпион - А»
Для успешного управления персоналом, его распределения по психологическим группам, предсказания поведения каждого из сотрудников, необходимо знать работника как отдельную личность и как часть трудового коллектива. Для того чтобы определить характер человека, стиль работы, отношение человека к окружающим, выявить особенности и предпочтения, а затем и сформировать грамотное отношение и воздействие на сотрудника, необходимо определить тип его темперамента.
Сангвиником обычно называют человека живого, подвижного, стремящегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на все происходящее вокруг, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Сангвиник - человек горячий, очень продуктивный работник, но только тогда, когда относится к делу с интересом и находится в состоянии сильного возбуждения.