Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:41, курсовая работа
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, продолжающимся становлением рыночной экономики, ведь в условиях возросшей конкуренции предприятию необходимо изыскивать направления по повышению конкурентоспособности. Одним из направлений является грамотно организованный процесс труда руководителя, который в свою очередь влияет на производительность предприятия в целом. Работники управленческого труда, непосредственно не создавая материальных благ или услуг, воздействуют на все стороны их производства - организационную, техническую, экономическую, социальную, принимая те или иные управленческие решения, от степени прогрессивности которых и зависит эффективность работы предприятия.
Введение 3
Глава 1. Содержание, особенности и основные направления улучшения организации управленческого труда 6
Содержание и особенности управленческого труда 6
Основные направления улучшения организации управленческого
труда 8
Глава 2. Роль и значение научного подхода к организации управленческого труда 12
2.1 Процессный подход к управлению 12
2.2 Системный подход к управлению 18
2.3 Ситуационный подход к управлению 22
3. Анализ эффективности управленческого труда 27
3.1 Понятие эффективности в управлении 28
3.2 Общие и специальные аспекты эффективности управления 29
3.3 Специфика эффективности и производительности управленческого
труда 31
Заключение 37
Список использованной литературы 40
4) Рациональное планирование
и распределение рабочего
5) Улучшение санитарно-
6) Внедрение передовых
приемов и методов
В целом данные мероприятия
позволят упорядочить и структурировать
время работы управленцев, это обеспечит
своевременность реакции и
Глава 2. Роль и значение научного подхода к организации управленческого труда
2.1 Процессный подход к управлению
При процессном подходе управление
рассматривается как процесс
— серия взаимосвязанных
Каждая управленческая функция тоже представляет процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Существует несколько
взглядов на состав функций управления,
наиболее признанными считаются
следующие функции –
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что надо делать, чтобы достичь этих целей. По своей сути, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:
1.
Где мы находимся в настоящее
время? Руководители должны
2.
Куда мы хотим двигаться?
3.
Как мы собираемся сделать
это? Руководители должны
Таким образом, планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению её общих целей. (Следует отметить, что это определение планирования дано с точки зрения функций управления. Есть другие более общие определения планирования). Планирование в организации не представляет собой одноразового события. Во-первых, решив задачу данного этапа, которой соответствовал данный план, организация переходит к следующему этапу и планирование продолжается. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, — это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут развиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы должны пересматриваться, чтобы они согласовывались с реальностью.
Мотивация – это процесс побуждения себя или других к определенной деятельности, направленной на достижение личных целей или целей организации. 2 основных типа теории мотивации: содержательный, процессуальный. [3,с. 15].
Содержательная теория мотивации основывается на выявлении тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе (теория Маслоу, двухфакторная модель Фредерика Герцберга).
Процессуальная теория анализирует то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает вид поведения (теория ожидания Виктора Врума, модель Портера-Лоулера).
Руководитель должен всегда помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с порученными им обязанностями и в соответствии с планом.
Руководители всегда осуществляли
функцию мотивации своих
Исследования в области
поведенческих наук показали недостаточность
чисто экономического подхода. Руководители
узнали, что мотивация, то есть создание
внутреннего побуждения к действиям,
является результатом сложной
Контроль — это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. В схеме функций управления, из блока контроля стрелка возвращает процесс управления к планированию, обеспечивая обратную связь. Существуют три аспекта управленческого контроля. [3,с. 46].
Установление стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период времени, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации может достаточно точно сформулировать (описать) проблему. Это, в свою очередь, необходимо для успешного осуществления третьей фазы — стадии, на которой предпринимаются действия, для коррекции отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали новой ситуации.
Связующие процессы. Четыре
функции управления — планирование,
организация, мотивация и контроль
— имеют две общие
Управленческая работа — это, в основном, работа интеллектуальная. Она напоминает попытку сложить мозаичный узор из отдельных кусочков. При этом руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации возможных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной ситуации в данное время и в данном месте. Выбор одной из альтернатив — это решение. Следовательно, принятие решения — это выбор того, как и что, планировать, организовать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. [3,с. 114].
Наличие точной информации является основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация — это процесс обмена информацией, её смысловым значением между двумя и более людьми.
Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься разумные решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Например, до тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение им может предложить организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на неё. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено для правильной оценки достижения целей организации.
Основная цель коммуникационного
процесса — обеспечение понимания
информации, являющейся предметом обмена,
то есть сообщения. Однако сам факт
обмена информацией не гарантирует
эффективности общения
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.
1. Отправитель
– лицо, генерирующее идеи или
собирающее информацию и
2. Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал
– средства передачи
4. Получатель
– лицо, которому предназначается
информация и которое
При обмене информацией отправитель
и получатель проходят несколько
взаимосвязанных этапов. Задача этих
этапов — составить сообщение
и использовать канал для его
передачи таким образом, чтобы обе
стороны поняли исходящую идею (информацию).
Это трудно, так как каждый этап
является одновременно точкой, в которой
смысл информации может быть искажен
или полностью утрачен. Обычно выделяют
четыре взаимосвязанных этапа
1. Зарождение идеи (сбор информации).
Хотя весь процесс коммуникации может занять несколько секунд, во время прохождения отдельных этапов могут возникать различные проблемы, снижающие эффективность коммуникации.
Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Без необходимой проработки (обдумывания) этого этапа процесс коммуникаций может не состояться. Необходимо учитывать, что идея ещё не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информацией. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в чисто эмоциональном одобрении или критике поведения подчиненных.
Когда руководитель собирается сообщить о предстоящих изменениях рабочим, то процесс коммуникации будет эффективным, если передаваемая информация будет содержать конкретные указания — какие изменения нужны, почему эти изменения нужны и каким образом следует осуществить эти изменения.
2. Кодирование и выбор каналов.
Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать её, использовав для этого слова, интонацию и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен также выбрать канал совместимый с типом символов, используемых для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети.
Часто используются несколько
средств сообщения — приказ на
доске информации может дополняться
устными разъяснениями
Информация о работе Анализ эффективности управленческого труда