Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:41, курсовая работа
Актуальность данной темы определяется, прежде всего, продолжающимся становлением рыночной экономики, ведь в условиях возросшей конкуренции предприятию необходимо изыскивать направления по повышению конкурентоспособности. Одним из направлений является грамотно организованный процесс труда руководителя, который в свою очередь влияет на производительность предприятия в целом. Работники управленческого труда, непосредственно не создавая материальных благ или услуг, воздействуют на все стороны их производства - организационную, техническую, экономическую, социальную, принимая те или иные управленческие решения, от степени прогрессивности которых и зависит эффективность работы предприятия.
Введение 3
Глава 1. Содержание, особенности и основные направления улучшения организации управленческого труда 6
Содержание и особенности управленческого труда 6
Основные направления улучшения организации управленческого
труда 8
Глава 2. Роль и значение научного подхода к организации управленческого труда 12
2.1 Процессный подход к управлению 12
2.2 Системный подход к управлению 18
2.3 Ситуационный подход к управлению 22
3. Анализ эффективности управленческого труда 27
3.1 Понятие эффективности в управлении 28
3.2 Общие и специальные аспекты эффективности управления 29
3.3 Специфика эффективности и производительности управленческого
труда 31
Заключение 37
Список использованной литературы 40
3. Передача.
На третьем этапе отправитель использует каналы для доставки сообщения (закодированной идеи) получателю. Здесь осуществляется физическая передача информации, которую часто ошибочно считают коммуникацией.
4. Декодирование.
После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, то он поймет идею отправителя. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом может закончиться.
2.2 Системный подход к управлению
В соответствии с общей
теорией систем под системой понимается
некоторое сложное целое, обладающее
ярко выраженными границами и
относительно независимыми составляющими,
связанными между собой так, что
изменение положения или
Таким образом, основой системного подхода является признание целостности сложных объектов, его границ и наличия у него внутренних и внешних связей. Общая теория систем распространяет эти основные признаки на все системные объекты реального мира. При этом наличие у всех системных объектов подобных свойств называется изоморфизмом. [4,с. 103].
Обобщая все теоретические концепции, выдвигаемые в рамках общей теории систем, можно сформулировать ряд основополагающих принципов.
1. Необходимым условием
существования действующей
2. Свойства системы в целом отличаются от свойств ее отдельных элементов, но определяются (детерминируются) этими свойствами.
3. Система как целое
может оказывать влияние на
свойства и позиции отдельных
элементов, изменяя их в
4. Существенное изменение
свойств ряда системных
5. Любая система создает границы в отношении собственных системных единиц, отделяясь, таким образом, от внешнего окружения. [5,с. 56].
6. В отношениях
системы и внешнего окружения
действует принцип энтропии (в
рамках второго закона И.
7. Любая система иерархична, т.е. в ней существуют системные единицы различных уровней. При этом невозможно говорить о системе самого высокого уровня (предельной системе) и системе предельно малого уровня.
Принципы, на которых строится
общая теория систем, описывают лишь
самые общие свойства и принципы
построения систем независимо от их характера
и предназначения. При общесистемном
подходе нет принципиальной разницы
между биологическим
В ходе изучения организаций в рамках системного подхода выяснилось, что социальная организация как система обладает рядом специфических свойств, которые отличают ее от других систем (биологических, технических и т.д.). Но системно-теоретические исследования организаций и процессов управления с позиций общей теории систем оказались неэффективными в силу отвлеченного характера общесистемных концепций.
Рассматривая организацию
в целом с привлечением системного
подхода, действительно можно сказать,
что она, как и всякая система,
представляет собой порядок, обусловленный
планомерным, правильным расположением
частей в целом, определенным взаимосвязями
частей. Однако организация обладает
специфическими, присущими только ей
свойствами. В связи с этим возникла
необходимость разработать
– организация представляется как «упорядоченность подсистем и компонентов в трехмерном пространстве в данный момент времени»;
– организация может
– в организациях присутствуют подсистемы, которые являются составными частями системы (управленческая, экономическая, технологическая и др.);
– в организациях возникают организационные отношения (по поводу целей, межличностные, властные, информационные и т.д.);
– в организациях протекают системные подпроцессы (властные, материально-энергетические и т.д.).
Основными отличиями организации
от других систем (например, от биологических)
Миллер считает наличие
Миллер описывает главную, управленческую подсистему как некоторое решающее устройство, которое состоит из личностей, находящихся на высшем уровне власти и принимающих ответственные для организации решения.
Таким образом, любая организация
состоит из подсистем, каждая из которых
может рассматриваться как
Итак, при изучении организации с позиций системного подхода на первом плане выступают: а) деление организации на подсистемы; б) вертикальные и горизонтальные связи организации.
Применение системного подхода
к исследованию организаций возможно
в двух различных вариантах, когда
организация рассматривается
Обычно исследователи считают организацию закрытой системой, хотя декларируют необходимость изучения организации в тесном взаимодействии с внешней средой. Как правило, исследователи и практики, рассматривая отдельные структурные единицы организации, занимаясь проблемами управления и применения властного воздействия руководителей и подчиненных и др., лишь частично учитывают влияние внешнего окружения, не задумываясь о том, что организация является неотъемлемой частью внешней среды. Но в случае подхода к организации как к закрытой, самодостаточной системе влияние внешнего окружения учитывается в виде действия отдельных факторов, возмущающих и даже изменяющих внутреннюю структуру организации. [5,с. 114].
Если организация
2.3 Ситуационный подход к управлению
Практическое применение в теории организации системного подхода затруднялось тем, что системы в данном подходе представляют собой застывшие, зачастую абстрактные модели, которые трудно приспособить к изменениям как внутри организации, так и в ее внешнем окружении; кроме того, возникали сложности при использовании конкретных знаний о специфике организаций и их развитии. Это обстоятельство послужило толчком для возникновения ситуационной теории, или ситуационного подхода, к изучению организаций и процессов управления.
В 1940-1950-х гг. развивалась эмпирическая школа в теории управления. Представители этой школы П. Друкер, А. Чандлер, Р. Дэйвис особое значение придавали распространению конкретного опыта управления фирмами. При этом существующие организационные структуры корректировались на основании эмпирических исследований в зависимости от области деятельности, географического положения фирмы, состояния рынка и т.д.
Толчком к созданию ситуационной теории послужили исследования Т. Бернса и Г. Сталкера, проведенные ими в 1960-1961 гг. на 20 машиностроительных, электронных и текстильных фирмах Англии и Шотландии. Основным результатом их исследований стало предположение о том, что в зависимости от вида внешней среды (стабильной или изменчивой) наиболее эффективными организационными структурами могут быть «механистическая» или «органическая». [5,с. 172].
«Механистическая» структура наиболее эффективна в условиях относительно стабильного внешнего окружения, предсказуемой ситуации на рынке. Она представляет собой бюрократическую модель с высокой степенью централизации и формализации. Основной отличительной особенностью подобной структуры можно считать точную специализацию и жесткое соответствие каждого работника требованиям выполняемой им роли на основе неукоснительного следования организационным нормам. По конфигурации такая структура может быть многоуровневой, линейно-функциональной с неизменной системой целей и строгой иерархией. В качестве примера такой организации Берне и Сталкер называют предприятия текстильной промышленности.
«Органическая» структура
по своей природе ориентирована
на постоянные изменения внешней
среды в условиях неопределенности
рынка. Для такой структуры
Основная заслуга Бернса и Сталкера не в том, что они декларировали эти два типа организаций, а в том, что они выдвинули идею, согласно которой «механистическая»> и «органическая» структуры могут одновременно сосуществовать в одной организации. Например, производственный отдел в организации работает в режиме «механистической» структуры, выпуская достаточно однородную продукцию, а отдел сбыта, ориентированный на изменяющийся рынок, обладает «органической» структурой, постоянно изменяя методы продвижения товаров на рынок, ориентацию на сегменты, изменяя цену, применяя новые средства рекламного воздействия на потребителя и т.д. [5,с. 179].
Вместе с тем Бернс и Сталкер не указали на очевидные трудности сосуществования этих двух форм организационной структуры. Организация, имеющая одновременно две разные социальные структуры с различными видами корпоративной культуры, в буквальном смысле разделяется на две части, обладающие не только различными целями, но и требующие разных видов контроля за деятельностью и мотивацией работников, разных способов подбора и обучения кадров и т.д. Это может привести к конфликтным ситуациям и отсутствию взаимодействия внутри организации.
Подлинными основателями
ситуационного подхода к
Основная идея управления организациями в рамках ситуационного подхода связана с выделением типичных ситуаций во внешней среде и объединением этих ситуаций в блоки на основе сходных стратегий и действий руководителей. При таком подходе главная задача состоит в распознавании ситуации, идентификации ее с типовым блоком и предвидении на этой основе последующего развития событий. Для обучения руководителей действиям в рамках данной модели использовался так называемый case-метод - метод отдельных ситуаций и их типизации (т.е. отнесения к конкретному блоку).
Важной вехой в развитии ситуационного подхода стало применение теории игр, особенно разработок Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна, которые на основании изучения действий игроков на рынке смогли математически рассчитать возможные варианты оптимальных действий для конкретных ситуаций (корпоративные действия, действия субъектов рынка при неизменной сумме ресурсов, действия субъектов рынка в конфликте и т.д.).
Информация о работе Анализ эффективности управленческого труда