Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:08, реферат

Краткое описание

Радикальное изменение социально-экономических и социально-политических отношений в российском обществе, произошедшее в течение последних двадцати лет вместе с демократическими ценностями и рыночной экономикой, принесло в России и неизменное сопутствующее реформированию зло – коррупцию, которая в кратчайшие сроки приняла та-кие размеры, что стала угрожать национальной безопасности государства и социальной стабильности в обществе.

Содержание

1.Введение. 2
2.Организация антикоррупционного мониторинга. 3
3.Понятие антикоррупционного мониторинга. 4
4.Основные задачи антикоррупционного мониторинга. 7
5.Заключение. 12
6. Список нормативно правовых актов. 14
7.Список литературы. 14

Вложенные файлы: 1 файл

Гетман Антикоррупционный мониторинг.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Г.В. ПЛЕХАНОВА»

 

 

 

 

 

 

Факультет маркетинга

 

                Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

Реферат

на  тему: " Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверили:                                     Выполнила студентка

Иноземцева Елена  Владимировна

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса факультета маркетинга,

Группа 1307

Гетман  Дарья Андреевна




 

 

 

 

Москва 2013

Содержание:

 

1.Введение.                                                                                                        2

2.Организация  антикоррупционного мониторинга.                                      3

3.Понятие антикоррупционного  мониторинга.                                              4

4.Основные задачи  антикоррупционного мониторинга.                               7     

5.Заключение.                                                                                                     12

6. Список нормативно правовых актов.                                                           14

7.Список литературы.                                                                                         14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Радикальное  изменение социально-экономических и социально-политических отношений в российском обществе, произошедшее в течение последних двадцати лет вместе с демократическими ценностями и рыночной экономикой, принесло в России и неизменное сопутствующее реформированию зло – коррупцию, которая в кратчайшие сроки приняла та-кие размеры, что стала угрожать национальной безопасности государства и социальной стабильности в обществе.

 Об этом  говорят как представители российских  органов государственной власти, так и независимые эксперты. Международные неправительственные организации по уровню коррупции ставят Россию на один уровень с такими государствами как: Кения, Гвинея, Камбоджа, Лаос, Папуа — Новая Гвинея, Центральноафриканская Республика, Конго, Таджикистан. Не утешительный диагноз системе социального управления ставили в своё время и отечественные исследователи. В связи с таким положением дел в системе государственного и муниципального управления вопросы противодействия коррупции становятся приоритетными направлениями государственной политики. Создание системы многоуровневого правового регулирования противодействия коррупции в Российской Федерации закрепило в региональном законодательстве в качестве одного из инструментов такого противодействия антикоррупционный мониторинг, позаимствовав это средство из Модельного закона СНГ «Об основах законодательства об антикоррупционной политике». Хотя о необходимости использования антикоррупционного мониторинга для формирования и реализации эффективной национальной антикоррупционной политики отечественными специалистами указывалось и ранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация антикоррупционного мониторинга.

Организация антикоррупционного мониторинга в России на сегодняшний  день является задачей номер один, решение которой требуется для  качественного обеспечения развернутой государственной политики противодействия коррупции в нашей стране. Этот тезис имеет объективные предпосылки для реализации, обусловленные внешними и внутренними факторами.

Внешние факторы  необходимости организации антикоррупционного мониторинга связаны с участием Российской Федерации в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и статусом нашей страны как полноправного члена ГРЕКО. Вопросы осуществления конвенционных положений и состояние исполнения рекомендаций по противодействию коррупции являются основным предметом контрольного механизма ГРЕКО. Эти вопросы уже выступали предметом внимания ГРЕКО в период ее оценочной миссии в России в  рамках объединенных двух раундов оценки положения дел в сфере противодействия коррупции. По итогам оценки в отношении антикоррупционной политики России был представлен перечень рекомендаций (их более 20 и они опубликованы на официальном сайте ГРЕКО).

Стоит отметить, что характер рекомендаций требует  межведомственной работы по их исполнению. В организационном плане такая работа должна быть централизована и подвергаться координации со стороны одного органа власти. Исполнение этих функций в отдельных зарубежных государствах чаще всего связывается с деятельностью специализированного органа, которому отводится роль головного штаба в стратегических и тактических вопросах противодействия коррупции.

В Российской Федерации  такого средоточения нет. Это объясняется  тем, что разные органы власти в пределах своей компетенции одновременно решают задачи по профилактике, предупреждению, пресечению коррупции, а также минимизации ее последствий. С этих позиций такой подход к рассредоточению выглядит оправданным.

Между тем актуальным остается вопрос о координации сквозной антикоррупционной деятельности разных субъектов. Если говорить о координации работы правоохранительных органов в этой области, то в определенной части она предпринимается органами прокуратуры.

 

 

 

 

 

.

 

Понятие антикоррупционного мониторинга.

 На сегодняшний  день в региональном законодательстве понятие антикоррупционного мониторинга определяется по-разному. В одних субъектах Российской Федерации дается не полное определение антикорруп-ционного мониторинга с нарушением законодательной техники. Например, в статье 1 Закона Республике Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия» антикоррупционный мониторинг рассматривается как «наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных  факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики», а дальше в статье 10 указывается, что «антикоррупционный мониторинг включает мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики». Несогласованность положений первой и десятой статьи очевидна. Аналогичные правотворческие юридические ошибки встречаются в антикоррупционном законодательстве Пензенской, Ульяновской, Брянской, Нижегородской областей, Чувашской республики, В других, происходит перечисление различных видов антикоррупционного мониторинга без пояснения содержания этого инструмента антикоррупционной политики. Например, в статье 5 областного закона Новгородской области «О противодействии коррупции в органах государственной власти Новгородской области» указаны лишь виды антикоррупционного мониторинга, но не дано его определение. Третьи, заимствуют в полном объеме этот термин из уже упомянутого Модельного закона СНГ, формулируя его следующим образом «Антикоррупционный мониторинг – наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики».

 Вместе с  тем в региональном антикоррупционном  законодательстве имеются и оригинальные  по содержанию правовые определения  антикоррупционного мониторинга.  Например, в статье 7 Закона Мурманской  области «О противодействии коррупции  в Мурманской области» указано, что антикоррупционный мониторинг – это деятельность по диагностике коррупции, анализу эффективности мероприятий антикоррупционной политики и выработке предложений по её корректировке, в более поздней редакции словосочетание «антикоррупционный мониторинг» заменено термином «мониторинг коррупции» без изменения содержания определения. В предложенном мурманскими  законотворцами определении не рассматривается деятельность по анализу и учету коррупциогенных факторов (мониторинг коррупциогенных факторов), а лишь выделяются два вида антикоррупционного мониторинга – мониторинга коррупции и мониторинга мер реализации антикоррупционной политики. При внешней ущербности данного определения необходимо отметить, что в нем указана диагностическая функция антикоррупционного мониторинга, чего нет в других официальных дефинициях. Следовательно, здесь антикоррупционный мониторинг при формировании и реализации антикоррупционной политики используется как измерительный диагностический инструмент, отражающий состояние коррупции, причины ее, порождающие и адекватность (эффективность) принимаемых мер противодействия коррупционному поведению в обществе.

 Безусловно, антикоррупционный  мониторинг специалистами может  рассматриваться с различных  позиций: 

а) как вид профессиональной  деятельности;

 б) как процесс его  осуществления;

 в) как результат  профессиональной антикоррупционной  деятельности;

г) как форма измерительного контроля  за антикоррупционной  деятельностью (мониторинговый контроль за антикоррупционной деятельностью).

Указанные выше подходы к  пониманию и описанию сущности антикоррупционного мониторинга не только допустимы, но и целесообразны, поскольку рассматривают  данный вид деятельности с различных  позиций, используя различные признаки и подходы.

Основной целью антикоррупционного мониторинга должно являться измерение состояния коррупции или отдельных её форм и проявлений (видов), причин коррупционного поведения (коррупционных и/или коррупциогенных факторов) и мер реализации антикоррупционной политики с помощью давно устоявшихся в науке методов (наблюдения, анализа, синтеза, сравнения и др.). При этом правотворческие органы должны предложить соответствующие количественные и качественные показателями по измерению коррупции, её причин и условий (факторов), а также мер по реализации антикоррупционной политики.

 Безусловно, показатели  антикоррупционного мониторинга  должны быть закреплены в нормативном  правовом акте, регулирующем его  осуществление. В настоящее время  проведение такой экспертизы  установлено в 30 субъектах Федерации. В 25 из них подготовлены, а в ряде случаев и приняты нормативные акты, утверждающие методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов и нормативных правовых актов.

В результате соотнесения  качества организационно-законодательной  базы к ее наличию появляется возможность получить региональные оценки «относительного качества» организационно-законодательной базы противодействия коррупции, являющейся базисом для успешной реализации антикоррупционной политики.

Также поступили замечания  по поводу оценки комиссии по соблюдению требований к служебному соответствию и урегулированию конфликта интересов. В соответствии с методикой оценку получили лишь те регионы, в которых не только была образованна данная комиссия, но и утверждено Положение или Порядок работы комиссии.

На мой взгляд, мониторинговое измерение должно отслеживать следующее:

а) тенденции изменения  состояния коррупции в обществе;

 б) тенденции, указывающие  на устранение (ликвидацию), локализацию  или нейтрализацию коррупциогенных  факторов;

 в) результативность  антикоррупционной политики либо  её отдельных средств (антикоррупционной  пропаганды, антикоррупционной экспертизы, антикоррупционного образования  и т.д.).

 При проведении  измерения объектов антикоррупционного  мониторинга необходимо учитывать территориальные и временные (хронологические) границы его осуществления.

 Обязательным  условием проведения антикоррупционного  мониторинга должны стать разработанные,  апробированные и утвержденные  единые правила (порядок) и  методика (технологии) его осуществления. В отдельных субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях уже разработаны нормативные правовые документы, регулирующие порядок и методику проведения антикоррупционного мониторинга.

 Предлагаемый  нами инструментальный подход позволяет сформулировать рабочее определение антикоррупционному мониторингу как средству измерения коррупции и результативности антикоррупционной деятельности. Таким  образом  антикоррупционный мониторинг – это профессиональная деятельность по измерению реального состояния коррупции и отдельных форм (видов) её проявления, причин коррупции (коррупционных и коррупциогенных факторов), результатов реализации антикоррупционной политики в соответствии с установленными методикой и правилами её осуществления на определенной территории в определенный период времени.

 Предложенное  нами определение не претендует  на бесспорность и окончательность.  Оно лишь одно из многих, существующих  в современной науке и нормативных  правовых актах, но эта дефиниция  помогает понять сущностное содержание антикоррупционного мониторинга как измери-тельного инструмента состояния коррупции и результативности мер антикоррупционной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  задачи антикоррупционного мониторинга.

Реализация  стратегических задач проявилась в первоочередных мерах, принятых Советом при Президенте РФ по противодействию коррупции преимущественно в 2008 и в 2010 годах, которые связаны с политико-правовым и законодательным обеспечением противодействия коррупции.

На сегодняшний  день уже очевидной становится необходимость решения вопросов тактического характера. Таких вопросов множество, и они могут быть разрешены только путем систематической координации деятельности всех субъектов противодействия коррупции, не исключая ведомственных участников Совета. Такие задачи могут быть сполна реализованы при обеспечении деятельности Совета постоянно действующим компетентным рабочим органом. По составу он может быть межведомственным и выполнять функции экспертного, научно-практического, информационно-аналитического центра. При этом основная его деятельность могла бы быть сосредоточена на организации и проведении антикоррупционного мониторинга. Несмотря на новомодность этого словосочетания, содержание мониторинга складывается из трех составляющих направлений: наблюдение, оценка и анализ состояния дел в сфере противодействия коррупции.

 В таком  качестве антикоррупционный мониторинг  полезен и необходим также  как минимум для трех целей: 

1) для обеспечения  координации деятельности субъектов  противодействия коррупции;

2) для обладания  Советом информации, отражающей  адекватные реалии коррупции  и предпринимаемых мер против  ее проявлений;

3) для формирования  сводного отчетного доклада Российской  Федерации о состоянии дел  в сфере противодействия коррупции  перед периодическими оценочными миссиями международных антикоррупционных инстанций, в том числе ГРЕКО.

Отсутствие  перечисленных качеств и решаемых задач национальной структуры, способной  осуществлять антикоррупционный мониторинг, является издержкой современной  политики противодействия коррупции во многих государствах. Пояснений этому может быть много, но их квинтэссенция может быть отражена на следующем примере. В настоящее время основным источником информации об уровне коррупции по-прежнему являются данные, которыми оперирует Трансперенси Интернэшнл (далее ТИ)  . С учетом того, что эти данные недостаточно репрезентативны , на сегодняшний день противопоставить этим данным нечего, ни организационно, ни содержательно.

Информация о работе Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание