Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:58, реферат
Обучение менеджеров эффективному преодолению кризиса представляет собой процесс постепенного овладения навыками управления в экстремальных ситуациях разной сложности.
Менеджер антикризисного управления должен обладать определенными качествами и профессиональными характеристиками, необходимыми для эффективного осуществления антикризисного менеджмента. При этом главными из них являются способности к самоанализу и саморазвитию.
Каждый этап работы антикризисного менеджера требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер.
Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции: стратегическая, административная, экспертно-инновационная, лидирующая.
Раздел 1. Назначение и сфера деятельности менеджера в антикризисном управлении …………………………………………………………………………3
Раздел 2. Модель менеджера антикризисного управления……………………..7
Раздел 3. Роли менеджера в антикризисном управлении……………………....11
Заключение………………………………………………………………………..15
Список использованных источников……………………………………………16
Реферат на тему:
«Антикризисный менеджер,
его модель и роли»
Содержание
Раздел 1. Назначение и сфера
деятельности менеджера в антикризисном
управлении …………………………………………………
Раздел 2. Модель менеджера антикризисного управления……………………..7
Раздел 3. Роли менеджера в антикризисном управлении……………………....11
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………16
Раздел 1. Назначение и сфера деятельности менеджера в антикризисном управлении
Переход к экономическим методам управления в России обострил возникшие в условиях социалистической системы хозяйствования противоречия в различных сферах, особенно — в экономике. Именно здесь в процессе перехода к рынку разразились первые кризисы: инфляция, затоваривание — невозможность реализовать свою продукцию, безработица, ведущие к росту задолженности, несостоятельности и во многих случаях заканчивающиеся остановкой производства. Экономика России не сразу сумела адаптироваться к фактам неплатежеспособности и необходимости ликвидации предприятий: административно-командная система не имела соответствующего законодательства и опыта осуществления таких процедур, так как подобные кризисы противоречили самой ее сути. Тем не менее, в ходе развития рыночных отношений отчетливо проявилась потребность в узаконенной системе мер, санкций, применяемых к предприятию-должнику, которая и была реализована в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», который был принят Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 г. и введен в действие 1 марта 1993 г.
Убыточность предприятий снижала эффективность мер по финансовому оздоровлению экономики. С целью отслеживания неплатежеспособности предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса, постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926 было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом. В его функции входило принятие решений по вопросам:
1. проведения обязательной приватизации федеральных государственных предприятий;
2. внесения предприятием-должником в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве);
3. внесения в арбитражный суд ходатайства о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника или его санации;
4. определения необходимых признаков наличия реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника;
5. подготовки процедуры добровольной ликвидации предприятия-должника (в случае отсутствия претензий и с согласия кредиторов).
Федеральное управление (после переименования — Федеральная служба по делам о несостоятельности (банкротстве) — далее ФСДН) в настоящее время упразднена. На данный момент указанными вопросами самостоятельно занимаются банкротящиеся организации, арбитражные управляющие и организации, деятельность которых непосредственно связана с финансовым оздоровлением предприятий и антикризисным управлением.
Проектируя систему
1. Арбитражный управляющий
Арбитражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий, согласно ст 2 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Закон различает в зависимости от стадии банкротства следующие виды арбитражных управляющих:
Процедура наблюдения является
новой для российского
Осуществление процедуры
внешнего управления возлагается на
внешнего управляющего. Его кандидатуру
арбитражному суду могут предложить
должник, собрание кредиторов, налоговые
органы, государственный орган по
делам о банкротстве и
Основой проведения процедуры внешнего управления является план внешнего управления, который предусматривает проведение инвентаризации имущества должника, анализа его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, положения на товарных рынках, ликвидацию дебиторской задолженности, составление реестра требований кредиторов. По итогам деятельности внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления.
Решение арбитражного суда
о признании должника банкротом
влечет открытие конкурсного производства,
которое определяется как процедура,
применяемая в целях
Итак, центральной фигурой официальных процедур по антикризисному управлению выступает арбитражный управляющий, иначе говоря специалист, отвечающий следующим требованиям Закона о банкротстве:
2. Специалист по антикризисному управлению.
Второе, не менее важное направление — консультант различного уровня («играющий тренер»). Он может выступать в качестве независимого эксперта, осуществляющего свою деятельность на коммерческой основе, или являться штатным сотрудником организации (целесообразно для крупных фирм, корпораций), принимать участие в аттестационных комиссиях территориальных агентств, привлекаться к оценке возможности восстановления платежеспособности предприятия. В ходе рассмотрения дел о банкротстве нередко возникает потребность в проведении финансовых экспертиз. Поэтому арбитражные суды должны располагать информацией о квалифицированных специалистах-экспертах.
Антикризисное управление на крупных предприятиях подразумевает наличие команды антикризисных управляющих. При этом не обязательно, чтобы все они были арбитражными.
Такое деление определяется, с одной стороны, статусом — арбитражный управляющий должен иметь лицензию, консультанту по АКУ достаточно диплома. С другой стороны, первый наделен полномочиями, определяемыми органами государственной власти, в то время как результаты деятельности и советы второго носят рекомендательный характер — решение об их реализации принимает руководитель организации. Специалист по АКУ может также успешно работать менеджером в различных подразделениях системы управления.
Существуют различные точки зрения но поводу предназначения специалиста по АКУ. Одна из них состоит в том, что он готовится для работы в специфической организации — службе, ассоциации, из которой государственные органы власти будут черпать таких специалистов, назначая их на обанкротившиеся либо неплатежеспособные предприятия для осуществления процедур санации, реструктуризации или ликвидации последних. Такой подход представляется несколько ограниченным и, более того, несет в себе угрозу перенасыщения рынка рабочей силы такими специалистами, предполагает существование некоторого ограниченного их числа, так как в случае стабилизации экономики для них возникает потенциальный риск остаться без работы.
Другое видение предназначения
специалиста по АКУ шире. Оно опирается
на потребность в его услугах
практически в любой
Первый вопрос, возникающий при оценке роли менеджера по АКУ в процессе управления, это — в какой мере зависит оно от его личности. Вопрос правомерен, поскольку необычны условия и обстановка деятельности специалиста, требующие не просто совокупности профессиональных качеств и определенного типа мышления. Антикризисный управляющий должен обладать также комплексом личностных характеристик, позволяющих ему свободно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях кризисной ситуации (или на этапе ее латентного существования). Воля, решительность, перспективно-аналитический склад ума, рационализм мышления, физическая выносливость к перегрузкам и неравномерности трудового ритма, коммуникабельность — неотъемлемые черты его личности. Не всякий менеджер способен эффективно разрешить кризисную ситуацию. В бюрократизированных системах управления нередко встречаются руководители исполнительской ориентации — малоинициативные и несамостоятельные, ограниченные в понимании проблем развития организации. Но есть и другие — специалисты, ответственные работники, которые, не являясь формальными руководителями, близки по характеру своей деятельности к работе антикризисного менеджера. К ним прибегают в экстренных случаях, когда необходимо нестандартное решение назревших проблем.
Раздел 2. Модель менеджера антикризисного управления
Менеджер по АКУ — это
тип личности, который определяется
специальной подготовкой (содержание
и структура знаний), условиями
работы (предкризисное состояние, кризисная
ситуация, посткризисная ситуация —
этап ликвидации последствий кризиса),
особенностями системы
Структура знаний представляет
собой знания и умения, которыми
должен обладать специалист по АКУ. Но
это не просто перечень знаний, а
определенное их соотношение и взаимосвязь.
Они должны обеспечить менеджеру
по АКУ свободу ориентации в разнообразных
проблемах организационно-
Специальность 062000 «Антикризисное управление» уникальна сплавом предметных областей. «Три кита», составляющие ее основу, — менеджмент, право, финансы и бухгалтерский учет.
Квалификационные требования к специалистам, претендующим на получение аттестата антикризисного управляющего (см. Положение об аттестации специалистов по антикризисному управлению от 13 сентября 1994 г. № 57-р), предписывают ему знания в следующих областях:
Помимо вышеуказанных, профессиональные знания специалиста по АКУ должны базироваться на таких курсах, как основы реструктуризации собственности, исследование систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии в АКУ, инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т. д. Это ядро специальной подготовки, но далеко не полный перечень знаний, которые лежат в основе его деятельности. К ряду общепрофессиональных дисциплин можно добавить статистику, теорию вероятностей, математическое моделирование.
Информация о работе Антикризисный менеджер, его модель и роли