Антикризисный менеджер, его модель и роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:58, реферат

Краткое описание

Обучение менеджеров эффективному преодолению кризиса представляет собой процесс постепенного овладения навыками управления в экстремальных ситуациях разной сложности.
Менеджер антикризисного управления должен обладать определенными качествами и профессиональными характеристиками, необходимыми для эффективного осуществления антикризисного менеджмента. При этом главными из них являются способности к самоанализу и саморазвитию.
Каждый этап работы антикризисного менеджера требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер.
Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции: стратегическая, административная, экспертно-инновационная, лидирующая.

Содержание

Раздел 1. Назначение и сфера деятельности менеджера в антикризисном управлении …………………………………………………………………………3
Раздел 2. Модель менеджера антикризисного управления……………………..7
Раздел 3. Роли менеджера в антикризисном управлении……………………....11
Заключение………………………………………………………………………..15
Список использованных источников……………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

1Р_Антикриз менеджер.docx

— 46.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Антикризисный менеджер, его модель и роли» 

Содержание

Раздел 1. Назначение и сфера деятельности менеджера в антикризисном управлении …………………………………………………………………………3

Раздел 2. Модель менеджера антикризисного управления……………………..7

Раздел 3. Роли менеджера в антикризисном управлении……………………....11

Заключение………………………………………………………………………..15

Список использованных источников……………………………………………16

 

Раздел 1. Назначение и сфера деятельности менеджера в антикризисном управлении

 

Переход к экономическим методам управления в России обострил возникшие в условиях социалистической системы хозяйствования противоречия в различных сферах, особенно — в экономике. Именно здесь в процессе перехода к рынку разразились первые кризисы: инфляция, затоваривание — невозможность реализовать свою продукцию, безработица, ведущие к росту задолженности, несостоятельности и во многих случаях заканчивающиеся остановкой производства. Экономика России не сразу сумела адаптироваться к фактам неплатежеспособности и необходимости ликвидации предприятий: административно-командная система не имела соответствующего законодательства и опыта осуществления таких процедур, так как подобные кризисы противоречили самой ее сути. Тем не менее, в ходе развития рыночных отношений отчетливо проявилась потребность в узаконенной системе мер, санкций, применяемых к предприятию-должнику, которая и была реализована в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», который был принят Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 г. и введен в действие 1 марта 1993 г.

Убыточность предприятий  снижала эффективность мер по финансовому оздоровлению экономики. С целью отслеживания неплатежеспособности предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса, постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926 было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом. В его функции входило принятие решений по вопросам:

1. проведения обязательной приватизации федеральных государственных предприятий;

2. внесения предприятием-должником в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве);

3. внесения в арбитражный суд ходатайства о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника или его санации;

4. определения необходимых признаков наличия реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия-должника;

5. подготовки процедуры добровольной ликвидации предприятия-должника (в случае отсутствия претензий и с согласия кредиторов).

Федеральное управление (после  переименования — Федеральная служба по делам о несостоятельности (банкротстве) — далее ФСДН) в настоящее время упразднена. На данный момент указанными вопросами самостоятельно занимаются банкротящиеся организации, арбитражные управляющие и организации, деятельность которых непосредственно связана с финансовым оздоровлением предприятий и антикризисным управлением.

Проектируя систему профессиональных знаний, умений, характеристик специалиста  по антикризисному управлению, следует  обозначить два основных направления, в которых будет осуществляться его деятельность.

1. Арбитражный управляющий

Арбитражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий, согласно ст 2 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Закон различает в зависимости от стадии банкротства следующие виды арбитражных управляющих:

  • временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;
  • конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

Процедура наблюдения является новой для российского законодательства. Она вводится непосредственно с  момента принятия арбитражным судом  заявления о банкротстве должника. Главная цель наблюдения — принять  эффективные меры по сохранению имущества  должника. Реализация этой задачи возлагается  на временного управляющего, который  должен помочь кредиторам и арбитражному суду проанализировать финансовое состояние  должника и определить потенциал  восстановления его платежеспособности — ведь ликвидация не всегда выгодна. Во время наблюдения должник еще  не признан банкротом, руководитель не отстранен от должности, деятельность организации продолжается в полном объеме. Наблюдение заканчивается в  момент вынесения соответствующего решения арбитражного суда по существу рассматриваемого дела.

Осуществление процедуры  внешнего управления возлагается на внешнего управляющего. Его кандидатуру  арбитражному суду могут предложить должник, собрание кредиторов, налоговые  органы, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому  оздоровлению, органы местного самоуправления. Им может стать и временный  управляющий, который ранее осуществлял  процедуру наблюдения. Полномочия всех органов юридического лица переходят  к внешнему управляющему. При этом руководитель организации-должника отстраняется от выполнения своих обязанностей.

Основой проведения процедуры  внешнего управления является план внешнего управления, который предусматривает  проведение инвентаризации имущества  должника, анализа его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, положения на товарных рынках, ликвидацию дебиторской задолженности, составление реестра требований кредиторов. По итогам деятельности внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом  влечет открытие конкурсного производства, которое определяется как процедура, применяемая в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Она означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника наступил (прекращается начисление неустоек и процентов по всем видам задолженности ) и все требования к нему могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Для осуществления процедуры конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Им может быть лицо, которое осуществляло внешнее управление. Арбитражный суд может назначить несколько конкурсных управляющих, распределив их обязанности в зависимости от сложности выполняемых задач и установив пределы ответственности для каждого из них. Цель конкурсного управления — аккумулирование имущества должника и формирование конкурсной массы для продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной законом.

Итак, центральной фигурой  официальных процедур по антикризисному управлению выступает арбитражный  управляющий, иначе говоря специалист, отвечающий следующим требованиям Закона о банкротстве:

  • наличие высшего профессионального образования;
  • наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой;
  • сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
  • отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.3) соответствующие полномочия по решению арбитражного суда.
  • членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
  • назначение арбитражным судом в делах о банкротстве.

2. Специалист по антикризисному  управлению.

Второе, не менее важное направление  — консультант различного уровня («играющий тренер»). Он может выступать в качестве независимого эксперта, осуществляющего свою деятельность на коммерческой основе, или являться штатным сотрудником организации (целесообразно для крупных фирм, корпораций), принимать участие в аттестационных комиссиях территориальных агентств, привлекаться к оценке возможности восстановления платежеспособности предприятия. В ходе рассмотрения дел о банкротстве нередко возникает потребность в проведении финансовых экспертиз. Поэтому арбитражные суды должны располагать информацией о квалифицированных специалистах-экспертах.

Антикризисное управление на крупных предприятиях подразумевает  наличие команды антикризисных  управляющих. При этом не обязательно, чтобы все они были арбитражными.

Такое деление определяется, с одной стороны, статусом — арбитражный  управляющий должен иметь лицензию, консультанту по АКУ достаточно диплома. С другой стороны, первый наделен  полномочиями, определяемыми органами государственной власти, в то время  как результаты деятельности и советы второго носят рекомендательный характер — решение об их реализации принимает руководитель организации. Специалист по АКУ может также  успешно работать менеджером в различных  подразделениях системы управления.

Существуют различные  точки зрения но поводу предназначения специалиста по АКУ. Одна из них состоит в том, что он готовится для работы в специфической организации — службе, ассоциации, из которой государственные органы власти будут черпать таких специалистов, назначая их на обанкротившиеся либо неплатежеспособные предприятия для осуществления процедур санации, реструктуризации или ликвидации последних. Такой подход представляется несколько ограниченным и, более того, несет в себе угрозу перенасыщения рынка рабочей силы такими специалистами, предполагает существование некоторого ограниченного их числа, так как в случае стабилизации экономики для них возникает потенциальный риск остаться без работы.

Другое видение предназначения специалиста по АКУ шире. Оно опирается  на потребность в его услугах  практически в любой организации. Всякое управление содержит в себе элементы антикризисного. При этом менеджер по АКУ действует на разных уровнях управления в оргструктуре: к нему могут обращаться за разовой консалтинговой помощью или периодически с разными интервалами времени.

Первый вопрос, возникающий  при оценке роли менеджера по АКУ  в процессе управления, это —  в какой мере зависит оно от его личности. Вопрос правомерен, поскольку  необычны условия и обстановка деятельности специалиста, требующие не просто совокупности профессиональных качеств и определенного  типа мышления. Антикризисный управляющий  должен обладать также комплексом личностных характеристик, позволяющих ему  свободно адаптироваться в постоянно  меняющихся условиях кризисной ситуации (или на этапе ее латентного существования). Воля, решительность, перспективно-аналитический  склад ума, рационализм мышления, физическая выносливость к перегрузкам и неравномерности трудового ритма, коммуникабельность — неотъемлемые черты его личности. Не всякий менеджер способен эффективно разрешить кризисную ситуацию. В бюрократизированных системах управления нередко встречаются руководители исполнительской ориентации — малоинициативные и несамостоятельные, ограниченные в понимании проблем развития организации. Но есть и другие — специалисты, ответственные работники, которые, не являясь формальными руководителями, близки по характеру своей деятельности к работе антикризисного менеджера. К ним прибегают в экстренных случаях, когда необходимо нестандартное решение назревших проблем.

 

Раздел 2. Модель менеджера антикризисного управления

 

Менеджер по АКУ — это  тип личности, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), условиями  работы (предкризисное состояние, кризисная  ситуация, посткризисная ситуация —  этап ликвидации последствий кризиса), особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль) и индивидуальными качествами человека. Наиболее полное описание специалиста по АКУ дает его модель. Остановимся на каждой из ее составляющих подробнее.

Структура знаний представляет собой знания и умения, которыми должен обладать специалист по АКУ. Но это не просто перечень знаний, а  определенное их соотношение и взаимосвязь. Они должны обеспечить менеджеру  по АКУ свободу ориентации в разнообразных  проблемах организационно-технологического и социально-экономического развития организации, экономическое мышление и широту взглядов, хозяйственную  расчетливость, навыки аналитической  оценки ситуации, предприимчивость и  организованность, изобретательство и  творчество в делах, инициативность.

Специальность 062000 «Антикризисное управление» уникальна сплавом предметных областей. «Три кита», составляющие ее основу, — менеджмент, право, финансы и бухгалтерский учет.

Квалификационные требования к специалистам, претендующим на получение  аттестата антикризисного управляющего (см. Положение об аттестации специалистов по антикризисному управлению от 13 сентября 1994 г. № 57-р), предписывают ему знания в следующих областях:

  • право в объеме, «необходимом для работы по антикризисному управлению»;
  • основы оценки бизнеса и оценки недвижимости;
  • основы теории маркетинга;
  • основы менеджмента, финансового учета, аудита и планирования;
  • основные правила работы с ценными бумагами, банковским и биржевым законодательством.

Помимо вышеуказанных, профессиональные знания специалиста по АКУ должны базироваться на таких курсах, как  основы реструктуризации собственности, исследование систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии в АКУ, инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное  право и т. д. Это ядро специальной  подготовки, но далеко не полный перечень знаний, которые лежат в основе его деятельности. К ряду общепрофессиональных дисциплин можно добавить статистику, теорию вероятностей, математическое моделирование.

Информация о работе Антикризисный менеджер, его модель и роли