Антимонопольная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Политика помощи конкуренции и антимонопольное регулирование рынка (либо какого-либо экономического процесса) входит в число приоритетных направлений развития страны. Без конкуренции рыночная экономика не может называться рыночной, и ее дальнейшее развитие невозможно, если общество не осведомлено о ее преимуществах и выгодах.

Содержание

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ 5
1. Понятие и сущность монополии. 5
2. Классификация монополий. 7
3. Становление монополии в России 13
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ С 1991 ПО 2008 Г.Г. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ. 16
1. Понятие антимонопольной политики в Российской Федерации 16
2. Задачи и цели Антимонопольной политики. 17
3. Принципы и методы реализации антимонопольной политики. 19
4. Антимонопольное законодательство в Российской Федерации. 19
5. Антимонопольные органы России, их функции. 22
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА С ИСКУССТВЕННЫМИ И ЕСТЕСТВЕННЫМИ МОНОПОЛИЯМИ. 25
1. Взаимодействие государства с естественными монополиями. 25
2. Взаимодействие государства с искусственными монополиями. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Антимонопольная политика России окончательный вариант.docx

— 58.44 Кб (Скачать файл)

3. Принципы и методы реализации  антимонопольной политики.

 

    Принципы и  методы реализации антимонопольной  политики приведены в таблице  3.1.

                                                                   таблица 3.1.

    принципы
    методы
    Содействие  формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
  1. Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных, межрегиональных барьеров)
  2. Поддержка малого предпринимательства
  3. Проведение политики демонополизации производства и обращения
  4. Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них
  5. Контроль за проведением конкурсных процедур и торгов
  6. Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий
    Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции
  1. Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке
  2. Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции
  3. Пресечение недобросовестной конкуренции
    Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной  помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка
  1. Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов
  2. Контроль за предоставлением государственной и муниципальной помощи
    Принцип разумного  подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное  функционирование товарных рынков и  конкуренции
  1. Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата
  2. Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка
    Законности, гласности  и публичности в действиях  антимонопольных органов
  1. Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления
  2. Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское
  3. пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства
  4. Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил
  5. Адвокатирование конкуренции

4. Антимонопольное законодательство в Российской Федерации.

 

       Становление антимонопольной политики в новейшее время в России происходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 года, после принятия Закона РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие  формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Приведем основную структуры антимонопольного законодательства России (рис 4.1).

       

    рисунок 4.1. Структура антимонопольного законодательства России на 01.05.2009

       Рассмотрим  основные нормативно-правовые акты антимонопольного законодательства действующие на сегодняшний день.

  • Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - разработан в целях совершенствования конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. В настоящем законе закреплен комплекс норм, направленных на эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях, стремящихся к справедливой конкуренции.
  • Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» - в законе закреплены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Разработаны методы государственной поддержки.
  • Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» - Определяет правовые основы отношений по созданию и распространению рекламы на территории Российской Федерации, а также нормы регламентирующие предупреждение а также пресечение ненадлежащей рекламы
  • Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» - Данный закон впервые определил правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий; он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
  • Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - Этот закон, вступивший в силу с 01.01.2006 года принципиально изменил систему заказов на поставку  товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Направленность закона сделать более прозрачным и доступным для бизнеса рынок государственных заказов.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса  РФ, а также рядом статей Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

5. Антимонопольные органы России, их функции.

 

       Одно  лишь издание нормативно-правовых актов  по антимонопольной политике не даст требуемого эффекта. Непосредственный контроль за соблюдением изданных нормативно-правовых актов возложен на органы исполнительной власти, а в данном случае – на антимонопольные органы.

    В новейшей истории нашей страны в начале 1990 – х годов была создана целостная  система антимонопольных органов  в федеральном центре и регионах.

         В 1995 году в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в РФ был  создан Государственный комитет  Российской  Федерации по поддержке  и развитию малого предпринимательства. В 1996 году для реализации Федерального закона «О естественных монополиях» были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.

    В целях  формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 22.09.1998 года № 1142  «О структуре федеральных органов исполнительной власти» существовавшие на тот момент антимонопольные органы были упразднены и образовано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).

       В марте 2004 года  началась реорганизация  МАП России, в результате которого была создана Федеральная антимонопольная  служба3

       Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением  законодательства в сфере конкуренции  на товарных рынках, защиты конкуренции  на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

    К основным функциям данного органа на сегодняшний  момент отнесены:

  1. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках;
  2. Осуществление в соответствии с законодательством о естественных монополиях контроля и надзора за деятельностью субъектов естественных монополий;
  3. Осуществление контроля и надзора за соблюдением требований недискриминационного доступа на рынки;
  4. Осуществление контроля и надзора за соблюдением установленного нормативно-правовыми актами прядка ценообразования;
  5. Анализ и прогноз экономической ситуации, складывающейся на территории региона в процессе реализации мер государственного регулирования;

    Территориальные управления ФАС России вправе:

  • выдавать обязательные для исполнения предписания в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания;
  • в пределах своих полномочий, делегированных ФАС России, рассматривать дела о нарушениях законодательства о естественных монополиях и принимать по ним решения;
  • обращаться в суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
  • устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках;
  • осуществлять контроль и проводить проверку цен и тарифов на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий;
  • заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики;
  • осуществлять анализ и проводить учет выявленных нарушений законодательства и принятых по ним мер.

    Таким образом Федеральная антимонопольная  служба России является мощным рычагом  управления процессами монополизации  либо демонополизации в экономике  со стороны государства.

 

ГЛАВА 3  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА С  ИСКУССТВЕННЫМИ И ЕСТЕСТВЕННЫМИ  МОНОПОЛИЯМИ.

  1. Взаимодействие  государства с естественными  монополиями.
 

       Естественная  монополия – состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров»4

         Естественные монополии, существующие тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более  низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы  ряд конкурирующих фирм. Монопольная организация  этих рынков вызвана технологическими особенностями. Их отличительная черта – наличие сетевых структур (трубопроводного транспорта, линий электропередач, систем водоснабжения, железнодорожных путей), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммунального характера.

       Для нашей странней наиболее яркие представители  естественных монополий – Открытое акционерное общество «Российские  железные дороги», Открытое акционерное  общество «Газпром», Открытое акционерное  общество «АвтоВАЗ5», РАО ЕЭС России. Нередко естественная монополия является либо полностью государственной собственностью, либо  значительная часть активов монополии принадлежит государству.

      Деятельность  таких монополий за счет значительных объемов производимой продукции (оказания услуг) позволяет существенно снизить  затраты на производимое количество продукции, что значительно ее удешевляет. К тому конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких  невозвратных издержке, а к тому же активы естественных монополий, трубопроводы, линии электропередач, железнодорожные  пути и пр., не могут переориентированы  на другие рынки и продать такие  активы практически невозможно.

       Конечно же наличие одного продавца на рынке  может привести к нарушению технологии, привести к постепенному увеличению издержек и в конечном счете подорвать  деятельность естественной монополии.

       Чтобы избежать неконтролируемой монопольной  власти, государство осуществляет регулирование  естественных монополий.

            Основными методами регулирования выступили:

  • ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня;
  • определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения.

      Органам регулирования также вменяется  в обязанность контролировать различные  виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в  аренду имущества. 

  1. Взаимодействие государства с искусственными монополиями.
 

       Вот именно во взаимодействии с искусственными монополиями и отражается вся  суть антимонопольной политики страны. Именно здесь можно увидеть все  плюсы и минусы.

       Что же такое искусственная монополия? Такого рода монополией может быть и синдикат и картель и концерн. Такая монополия направлена на занятие доминирующее положение на рынке и возможности удержания этого положения как можно длительное время с целью реализации своих товаров или услуг.

Информация о работе Антимонопольная политика России