Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 21:49, курсовая работа
Политика помощи конкуренции и антимонопольное регулирование рынка (либо какого-либо экономического процесса) входит в число приоритетных направлений развития страны. Без конкуренции рыночная экономика не может называться рыночной, и ее дальнейшее развитие невозможно, если общество не осведомлено о ее преимуществах и выгодах.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ 5
1. Понятие и сущность монополии. 5
2. Классификация монополий. 7
3. Становление монополии в России 13
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ С 1991 ПО 2008 Г.Г. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ. 16
1. Понятие антимонопольной политики в Российской Федерации 16
2. Задачи и цели Антимонопольной политики. 17
3. Принципы и методы реализации антимонопольной политики. 19
4. Антимонопольное законодательство в Российской Федерации. 19
5. Антимонопольные органы России, их функции. 22
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА С ИСКУССТВЕННЫМИ И ЕСТЕСТВЕННЫМИ МОНОПОЛИЯМИ. 25
1. Взаимодействие государства с естественными монополиями. 25
2. Взаимодействие государства с искусственными монополиями. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Принципы и методы реализации антимонопольной политики приведены в таблице 3.1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Становление антимонопольной политики в новейшее время в России происходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 года, после принятия Закона РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Приведем основную структуры антимонопольного законодательства России (рис 4.1).
рисунок 4.1. Структура антимонопольного законодательства России на 01.05.2009
Рассмотрим основные нормативно-правовые акты антимонопольного законодательства действующие на сегодняшний день.
Ответственность
за нарушение антимонопольного законодательства
предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса
РФ, а также рядом статей Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Одно лишь издание нормативно-правовых актов по антимонопольной политике не даст требуемого эффекта. Непосредственный контроль за соблюдением изданных нормативно-правовых актов возложен на органы исполнительной власти, а в данном случае – на антимонопольные органы.
В новейшей
истории нашей страны в начале
1990 – х годов была создана целостная
система антимонопольных
В 1995 году в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в РФ был создан Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1996 году для реализации Федерального закона «О естественных монополиях» были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.
В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 22.09.1998 года № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» существовавшие на тот момент антимонопольные органы были упразднены и образовано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).
В
марте 2004 года началась реорганизация
МАП России, в результате которого
была создана Федеральная
Федеральная
антимонопольная служба является уполномоченным
федеральным органом
К основным функциям данного органа на сегодняшний момент отнесены:
Территориальные управления ФАС России вправе:
Таким
образом Федеральная
Естественная
монополия – состояние
Естественные монополии, существующие тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Монопольная организация этих рынков вызвана технологическими особенностями. Их отличительная черта – наличие сетевых структур (трубопроводного транспорта, линий электропередач, систем водоснабжения, железнодорожных путей), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммунального характера.
Для нашей странней наиболее яркие представители естественных монополий – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Открытое акционерное общество «Газпром», Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ5», РАО ЕЭС России. Нередко естественная монополия является либо полностью государственной собственностью, либо значительная часть активов монополии принадлежит государству.
Деятельность таких монополий за счет значительных объемов производимой продукции (оказания услуг) позволяет существенно снизить затраты на производимое количество продукции, что значительно ее удешевляет. К тому конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких невозвратных издержке, а к тому же активы естественных монополий, трубопроводы, линии электропередач, железнодорожные пути и пр., не могут переориентированы на другие рынки и продать такие активы практически невозможно.
Конечно же наличие одного продавца на рынке может привести к нарушению технологии, привести к постепенному увеличению издержек и в конечном счете подорвать деятельность естественной монополии.
Чтобы избежать неконтролируемой монопольной власти, государство осуществляет регулирование естественных монополий.
Основными методами регулирования выступили:
Органам
регулирования также вменяется
в обязанность контролировать различные
виды деятельности субъектов естественных
монополий, включая сделки по приобретению
прав собственности, крупные инвестиционные
проекты, продажу и сдачу в
аренду имущества.
Вот именно во взаимодействии с искусственными монополиями и отражается вся суть антимонопольной политики страны. Именно здесь можно увидеть все плюсы и минусы.
Что же такое искусственная монополия? Такого рода монополией может быть и синдикат и картель и концерн. Такая монополия направлена на занятие доминирующее положение на рынке и возможности удержания этого положения как можно длительное время с целью реализации своих товаров или услуг.