Аспекты управления персоналом по организации питания в дошкольной образовательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления - это педагогический менеджмент, т.е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом. Проблема управления образовательным учреждением является одной из самых давних и сложных в теории и практике образования. С утверждением «Национальной доктрины образования Российской Федерации» возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом запросов общества к качеству образовательных услуг.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом по организации питания в дошкольной образовательной организации…………………… 7
1.1 . Содержание и значение управления персоналом по вопросам организации питания…….…………………………………………………….7
1.2. Система управления персоналом по организации питания……...…… 10
1.3.Контроль за организацией питания детей в дошкольных организациях...14
Глава 2. Организация питания детей в МДОУ Детский сад №6 «Колокольчик» города Прокопьевска ……………………………………...17
2.1. Принципы организации питания…………………………………………..17
2.2. Деятельность Совета по питанию и совместная работа с родителями …21
2.3. Проект «За обе щёчки» ………………………………………….………....27
Глава 3. Заключение …………………………………………………………..31
Список литературы …………………………………………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент питания от Шмыревой.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

На наш взгляд, менеджмент питания в дошкольной образовательной организации должен включать в себя следующую систему управления персоналом по организации питания на должном качественном уровне.

 

1.2. Система управления  персоналом по организации питания

Система управления персоналом включает ряд стадий: формирование, использование, стабилизацию управления (рис1).

Стабилизация

Выявление потенциала, мотивация на качественное выполнение труда, оценка результатов

Формирование

Привлечение, подбор, расстановка персонала

 

Использование

Обеспечение рабочим местом, создание благоприятных условий, повышение квалификации

 

 

 

Рис.1. Стадии системы управления персоналом

 

Рассматривая процесс управления персоналом как целостную систему, можно выделить основные элементы, реализующие следующие функции:

1.  Организационную: планирование и комплектование кадров;

2. Социально-экономическую: создание  комплекса условий и факторов, определяющих использование и  закрепление персонала, принимающих  участие в организации питания;

3. Воспроизводственную: создание условий для развития персонала

Стержнем управленческой деятельности становится продуктивное использование творческого потенциала людей. В связи с этим реализация педагогического менеджмента требует разработки новой стратегии деятельности, базирующейся на следующих принципах: повышение качества принимаемых решений за счет создания творческих групп и привлечения исполнителей к принятию решений; развитие у сотрудников чувства ответственности и сопричастности за счет делегирования полномочий по вертикали и горизонтали; улучшение микроклимата в образовательном учреждении за счет предоставления сотрудникам всей релевантной информации и условий для большего общения; своевременная оценка труда педагогов и всего коллектива сотрудников, поддержка их творческих идей и инноваций.

Главное в этих принципах – не простое их декларирование, а практическая реализация, которая должна быть специально организована, заложена в конкретные методы работы руководства. Следует отметить, что у многих опытных руководителей и управленцев “от бога” данные принципы уже давно являются нормой. Отечественная наука и практика управления еще в трудах А.К. Гастева и П.М. Керженцева давали рекомендации по созданию атмосферы уважения и доверия (делегирования полномочий). По сути – это исходные положения человекоцентристского подхода, однако они не были достаточно развиты и дополнены положением о необходимости обеспечения успеха в деятельности каждого человека [17 ].

Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности: 

  • планирование ресурсов – разработка плана удовлетворения потребностей в организации питания воспитанников и необходимых для этого затрат;
  • отбор – привлечение наиболее подходящих кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора; 
  • профориентация – комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи персоналу, занятому организацией питания детей, ознакомление с перспективами трудовой деятельности; 
  • оценка трудовой деятельности персонала – разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника;

Рассматривая вопросы менеджмента питания в дошкольной образовательной организации в части управления персоналом, нельзя не сказать о факторах, влияющих на ход, сроки, темпы и результаты этого процесса. Они делятся на две группы: личностные и производственные(табл.1).

Личностные и производственные факторы персонала, влияющие на качество питания в образовательной организации[37]

Таблица 1

 

Личностные

Производственные

Социально – демографические

(стаж, возраст, образование, квалификация, социальное происхождение)

Профессиональные (содержание деятельности по организации питания)

Социально-гигиенические (условия труда и правила внутреннего распорядка, организация труда, руководство)

Психологические

(уровень притязаний, восприятие  самого себя)

Организационно-управленческие (возможности повышения квалификации, участия в обсуждении принимаемых решений)

Социологические(степень профессионального интереса, материальной заинтересованности, наличие установки на обучение, знание перспектив развития организации)

Экономические(система оплаты труда и материального стимулирования)

Социально – психологические

(климат в коллективе, стиль руководства, мотивация и система поощрений)


 

Существует несколько методов управления питанием, собранных в группы:

I группа. Методы непосредственного воздействия на формирование рационов питания в организованных коллективах детей:

  • проведение мероприятий по контролю организации питания ;
  • согласование рационов питания детей в детских садах.

II группа. Методы опосредованного воздействия на работу предприятий дошкольного питания:

  • конкурсный отбор предприятий – поставщиков продуктов;
  • методическое обеспечение службы производственного контроля;
  • согласование программ производственного контроля;
  • профессиональная подготовка (гигиеническое обучение) специалистов, осуществляющих производственный контроль;
  • разработка, распространение и внедрение методических документов и целевых программ.

III группа. Разъяснительная работа:

  • с должностными лицами органов власти и местного самоуправления (обсуждение проблем на "круглых столах", совещаниях и т. п.);
  • педагогами и родителями воспитанников;
  • детьми дошкольного возраста[35].

Как показывает практика, эффективность применения данных методов напрямую зависит от их совершенствования.

Наиболее перспективными, представляющими особый интерес в этом отношении, на наш взгляд, являются следующие направления:

  • совершенствование нормативно-правовой и методической базы организации дошкольного питания;
  • целевое социально-гигиеническое программирование;
  • системный мониторинг питания детей;
  • разработка технической (технологической) документации на специализированные пищевые продукты, предназначенные для детей;
  • разработка современных научно обоснованных рационов питания;
  • содействие расширению производства пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности для питания дошкольников;
  • повышение эффективности разъяснительной работы и гигиенического обучения (администрации, должностных лиц и специалистов объектов, а также воспитанников, их родителей и педагогического состава ДОУ, в т. ч. с использованием СМИ).

 

1.3. Контроль и анализ  за организацией питания детей  в дошкольных организациях

Требования к наличию внутренней системы оценки качества образования усилены в федеральном законе от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья28,часть 3, пункт 13которого гласит, что к компетенции образовательного учреждения относится «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования», вопросы менеджмента питания в образовательной организации остаются неотъемлемой частью в деятельности образовательной организации.

Модель системы менеджмента качества предусматривает комплексный подход, иллюстрирует связи между процессами. Согласно данной модели потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности предполагает оценку информации о восприятии потребителями качества выполнения их требований.

Основные процессы системы менеджмента качества предусматривают:

  • планирование – разработку целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
  • осуществление – внедрение процессов;
  • проверку – постоянный контроль и измерение процессов и продукции в сравнении с политикой, целями и требованиями к продукции и сообщение о результатах.

В управленческой деятельности, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации - контроль. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. Контроль в дошкольной образовательной организации - это система наблюдений и проверок. Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в его осуществлении. Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, заведующий теряет возможность оперативно вмешиваться в ход процесса управления учреждением.

Контроль является важнейшим фактором в работе с кадрами, усиления личной ответственности за исполнение своих обязанностей. Он позволяет также установить, все ли в дошкольной организации выполняется в соответствии с принятым решением, выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. При отсутствии контроля за исполнением ранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны. Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Задача контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать невыполнение или какой-либо срыв, а в том, чтобы не допустить такого срыва, достичь цели в намеченный сроки. Поэтому контролеров следует поощрять за выполнение планов и программ, а не за то, что они «поймали» виновных.

Контроль заведующего дошкольной образовательной организации должен быть предметным и конкретным, его осуществление - соответствовать составленному плану-графику, циклограмме. Выбор форм контроля во многом зависит от времени его проведения.

Формы контроля могут быть разнообразными: изучение документации и календарных планов, проверка наличия и исправности оборудования и т.д. с обязательным анализом его организациина всех этапах, начиная от руководителя учреждения и заканчивая родительским комитетом [19 ]

 

Анализ организации питания в дошкольной организации

Таблица 2

 

Сфера

Факторы

Вопросы для анализа

Персонал

•  Управленческий персонал и квалификация сотрудников; 
•  Использование стимулов для мотивации выполнения работы.

• Какой  стиль управления использует руководство;  
•  Что является доминантой в системе ценностей; 
• Насколько квалификация менеджеров среднего звена позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к питанию воспитанников

Производ- ство

•  Отношения с поставщиками продуктов; 
• Применение производственных помещений и использование их мощностей; 
• Контроль за хранением продуктов питания, процессом приготовления пищи

•  Насколько эффективно используются производственные мощности, существуют ли возможности для расширения производственной базы; 
•  Как хранятся продукты питания, качество процесса приготовления пищи, качество блюд, качество процесса питания

Маркетинг

•  Качество услуг, оказываемых поставщиком, потенциал их расширения; 
• Имидж, репутация организации по питанию детей; 
•  Ценовая политика 
• Процедуры установления обратной связи с родителями

•  Что является сильными и слабыми сторонами организации питания в организации;  
• Какова ценовая политика в организации.  Соответствует ли организация питания поставленным задачам

Финансы

• Эффективный контроль и система учета

• Обеспечивает ли менеджмент качество организации питания воспитанников


Таким образом, контроль, являясь функцией управленческой деятельности, способствует повышению качества дошкольного образования.

 

 

Глава 2. Организация питания детей в НДОУ «Детский сад №205 ОАО «РЖД» города Мариинска

2.1. Принципы организации  питания

Приоритетная роль проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников определена Концепцией развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010-2015 гг.) и вложением инвестиций ОАО «РЖД» в здоровьесбережение воспитанников.

Выстраивая в учреждении систему работы по организации питания, руководствуемся следующими документами:

Информация о работе Аспекты управления персоналом по организации питания в дошкольной образовательной организации