Ассесмент-центр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:07, реферат

Краткое описание

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Ассессмент Центр.docx

— 37.63 Кб (Скачать файл)

Классические батареи  тестов находят применение для решения  различных вопросов диагностики  профессиональной пригодности. Точно  так же, как и ассессмент-центр, они пытаются посредством многократного  измерения идентичных конструктов  разными способами прийти к надежным формулировкам, даже если сама батарея  тестов применялась только один раз. В отличие от ассессмент-центров  исследуемые конструкты намного  глобальнее, а сбор данных происходит не посредством по возможности наиболее реалистичных поведенческих проб (принцип  имитации), а посредством отдельных  вопросов или заданий (пунктов), ответы на которые объединены в гомогенные тестовые шкалы отдельных конструктов (принцип конструктов). При таком  диагностическом процессе наблюдатели  не нужны.

Мультимодалъные системы  оценки результатов [11], а также системы  обратной связи «360°» [14] используются при системы систематической  оценке руководителей организации.

Предметом обсуждения является компетенция оцениваемых руководителей, которая связана с их деятельностью, и влияние этой компетенции на результаты деятельности. Оценка сильных  и слабых сторон, как правило, проводится на основе письменных, стандартизированных  опросов. В оценке могут участвовать  начальники, партнеры/клиенты, сотрудники и сами оцениваемые. Если в системах обратной связи «360°» основной акцент делается на поведении, то в мультимодальных  системах оценки результатов добавляется  аспект результатов деятельности. Сходство с ассессмент-центром обнаруживается в «принципе большего количества глаз» (Mehr-Augen-Prinzip), т.е. оценщиков. Здесь  также протоколируется поведение, важное для должностной позиции. Различия можно обнаружить в поведенческих  пробах: в ассессмент-центре они  стандартизированы и для всех участников одинаковы, в методе «360°» и в мультимодальных системах оценки результатов иначе. Каждый из оцениваемых сотрудников должен в непосредственной своей деятельности выполнять различные задания. Поэтому  трудность решаемых задач для  разных оцениваемых сотрудников  оказывается различной.

Соответственно, поведенческие  пробы в ассессмент-центре, которые  лежат в основе оценки наблюдателя, для всех наблюдателей одинаковы; а  в системе обратной связи «360°» и в мультимодальных системах оценки - различны.

Клиент видит оцениваемого сотрудника в других ситуациях, чем  начальник. Соответственно этому одни и те же сотрудники представлены в  различных поведенческих пробах. При этом отдельные типы поведения часто наблюдаются всего лишь одним человеком.

 

 
 
 
 
 
   

1.4 Значение ассессмент-менеджмента для управления персоналом

Прообраз этого метода можно обнаружить в военной истории. Так, элементы этого метода использовались при отборе агентов в США времен Второй мировой войны. В Германии во время и после окончания  Первой мировой войны офицеров тогдашнего вермахта выбирали при помощи упражнений, похожих на ассессмент-центр. Обзор  литературы позволяет очертить множество  потенциальных целей использования  ассессмент-менеджмента, представленных далее.

Самые важные цели использования  ассессмент-менеджмента:

- Внутренний отбор персонала

- Выбор претендентов вне  организации

- Планирование карьеры

- Консультации по обучению

- Оценка, особенно оценка  потенциала

- Анализ потребности в  тренинге

- Развитие команды

- Профессиональная консультация

- Профессиональная реабилитация

- Оформление рабочего  места

- Исследование

Однако Торнтон и Байхем [12] подсчитали, что 95% всех ассессмент-центров  используется для отбора персонала  и развития кадрового потенциала.

Согласно исследованиям, по сравнению с другими методами диагностики профессиональной пригодности  ассессмент-центр в России используется реже. В других европейских странах, например, Франции Испании, Швеции, Бельгии, Нидерландах и Великобритании, эти методы распространены гораздо  больше.

Похожие результаты можно  обнаружить в исследовании частоты  использования тестов/опросников и  референций (рекомендаций). В этих исследованиях  показано, что в России использование  метода ассессмент-менеджмента менее  принято, чем в других вышеназванных  странах. Но в отличие от этих стран  в России очень популярны различные  методы интервью. Поэтому основным методом отбора персонала на российских предприятиях, как и прежде, является личная беседа. Кроме этого, внутри объединенной Европы возникают явно большие различия в плане частоты  применения различных методов в  различных странах, но валидность этих методов одинаково оценивается (как  высокая) и за пределами отдельных  стран.

О распространенности ассессмент-центров  в России имеются данные нескольких опросов. Эти данные условно репрезентативны, так как частота ответов на рассылаемые в фирмы анкеты остается ниже ожидаемой. В опросе, проведенном  на 104 предприятиях, 68% респондентов показали использование ассессмент-менеджмента. В другом опросе, проведенном Яниным М.И. и др. было разослано более 1.500 анкет, и только 17,6% адресатов ответили на эти анкеты, что соответствует 281 анкете. В 141 случае (45% ответов) опрашиваемые фирмы работали с методами ассессмент-менеджмента.

Ассессмент-центр используется почти во всех отраслях и не только на больших предприятиях, но и на тех, где занято менее 500 работников. Основная цель использования метода - принятие решений при отборе персонала (100% опрошенных). Наряду с этим упоминается  как цель использование ассессмент - центра в целенаправленном развитии персонала (66% опрошенных).

Приемлемость этого метода для претендентов на вакансии может  также оцениваться абсолютно  положительно. Так, в исследовании Борщука  В.Б. и Кима Е.Ц., в котором принимало  участие 136 претендентов на вакантные  должности в промышленности, участники  ассессмент-менеджмента были более  довольны методом выбора, оценивали  организацию как более привлекательную, и скорее могли купить продукт  этой организации, чем после (проводимого  перед этим) теста на интеллект.

Похожие результаты получены и в исследовании Нья и др. [14] в котором асссессмент -- центр  сравнивался с интервью. Ассессмент-менеджмент получал более высокие оценки по таким показателям социальной валидности (т.е. приемлемости для кандидатов) [13], как информация, партнерство, прозрачность и коммуникация при вынесении  суждений, чем классические беседы при приеме на работу (см. рис.2).

Рисунок 2:

Оценка социальной обоснованности интервью при приеме на работу и  ассессмент-менеджмента[14]

То, что было обнаружено в  этих отдельных исследованиях, можно  представить обобщенно: методы диагностики  профессиональной пригодности приемлемы  для людей, которые подвергаются оценке, когда эти методы

- обнаруживают «очевидную»  валидность, определенную, прежде всего,  прямым отношением к требованиям  должностных позиций,

- дают исчерпывающую информацию  и делают возможной обратную  связь,

- прозрачны и когда

- получен положительный  результат.

Первые три требования выполняются при проведении ассессмент-менеджмента, так что можно считать этот метод социально валидным. Последнее  требование в ассессмент-центре развития персонала может тоже рассматриваться  как выполнимое, а в ассессмент-центре, нацеленном на отбор персонала, этот пункт зависит в первую очередь  от личного достижения успеха его  участниками.

 

4. Экономическая эффективность

Величина дохода от проведения ассессмент-менеджмента положительно связана с количеством людей, нанятых в организацию, сроком пребывания этих людей в организации, большим  разбросом достижений в профессии, с величиной коэффициентов валидности, а также величиной производительности отобранных, на которую могут влиять предварительный отбор и введение жестких критических показателей  тестов. Чтобы определить конечную прибыль, из показателя дохода необходимо вычесть затраты на разработку и  проведение ассессмент-менеджмента.

               5. Другие цели использования метода «ассессмент-центр»

Наряду с прямыми целями: набрать, развить персонал и получить расчетную прибыль от этого мероприятия, существует целый ряд других целей, которые связаны с главными целями в некоторой степени прямо, в  некоторой степени косвенно, и  определяют значительную дополнительную пользу от применения метода ассессмент-менеджмента.

Можно выделить различные  дополнительные эффекты проведения ассессмент-менеджмента в зависимости  от того, кто пользуется его результатами.

Польза для предприятий, особенно для линейного менеджмента  и менеджмента персонала

- Большая точность при  принятии кадровых решений. Благодаря  высокому качеству метода эти  решения становятся более рациональными.

- Если ассессмент-центр  проводить регулярно, то организация  получает возможность мониторинга  имеющегося кадрового потенциала.

- Ассессмент-менеджмент  часто включают в системы управления  персоналом. Это делает возможным  согласование различных мероприятий  управления персоналом в рамках  главной стратегической концепции.

- Для методов ассессмент-менеджмента,  систем оценки достижений, постановки  целей и т.д. можно устанавливать  единые области оценки.

- Ассессмент-менеджмент  можно хорошо комбинировать с  другими новыми инструментами  (система обратной связи «360°», менеджмент-аудит) и создавать  всеобъемлющую основу для принятия  решений.

- Решения, связанные с  персоналом, становятся «прозрачными»  и основанными на учете различных  точек зрения, мнений многих сотрудников.  Это ведет к улучшению совместной  работы персонала и линейных  менеджеров.

- Наблюдателей обучают,  и они могут посредством участия  в одном или нескольких ассессмент-менеджментах  углубить свои знания для решения  повседневных задач, таких как  оценка сотрудников и содействие  им.

- Хорошо разработанный  ассессмент-менеджмент подходит  в качестве мероприятия в области  маркетинга персонала как внутри, так и вне организации, так  как он обнаруживает высокий  уровень социальной валидности.

- Значение развития каждого  отдельного сотрудника явно усиливается,  если ассессмент-менеджмент включен  в концепцию развития персонала.

- Мероприятия повышения  квалификации происходят не по  «принципу лейки», когда они проводятся  недифференциированно, для целых  категорий сотрудников. Возможны  и обоснованы индивидуальные  рекомендации по развитию сотрудников.

- Можно проверить эффективность  мероприятий по предыдущему обучению  сотрудников.

Польза для участников

- Они получают обоснованную  обратную связь относительно  своих сильных и слабых сторон.

- Они получают возможность  более реалистичной самооценки  за счет ее сравнения с оценками  других людей (прежде всего  наблюдателей).

- Благодаря содержанию  ассессмент-менеджмента, ориентированному  на имитацию, они получают реалистичную  предварительную информацию о  вакантной должностной позиции.

- Уменьшается риск назначения  не на ту должность.

- Повышается объективность  оценки в глазах участников  ассессмент-менеджмента, так как  за вынесение оценки отвечает  не один человек, а много  наблюдателей.

- Повышения по службе  воспринимаются как справедливые.

 

Заключение

Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные  внешние условия не существовали, без хорошо подготовленного персонала  высокой активности добиться невозможно. Именно люди делают работу, подают идеи и позволяют предприятию существовать. Без людей не может быть организации, без квалифицированных кадров ни одна организация не сможет достигнуть своих целей. Управление персоналом связано с людьми и их отношениями  внутри предприятия (организации). Оно  применимо не только к сферам материального  производства, но и ко всем видам  занятости.

В современной рыночной экономике  основными факторами конкурентоспособности  предприятий стали обеспеченность их рабочей силой, степень ее мотивации, организационные структуры и  формы работы, определяющие эффективность  использования персонала.

Современная концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение  сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма  ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Персонал  или кадры - это основной штатный  состав работников организации, выполняющих  различные производственно-хозяйственные  функции. Он характеризуется, прежде всего, своей численностью. Она же определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью  производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Информация о работе Ассесмент-центр