Безработица как проявление макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности безработицы и рассмотрение специфических особенностей данного вопроса в Республике Беларусь.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- охарактеризовать понятие безработицы в целом
- рассмотреть социально-экономические последствия РБ
- найти взаимосвязь безработицы и инфляции
- описать проблемы безработицы в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 182.52 Кб (Скачать файл)

По оперативным статистическим данным, за июль нынешнего года безработица  повысилась на 0,1 процентного пункта в Могилевской области до 0,7%, снизилась  на 0,1 процентного пункта в Брестской  и Гомельской - до 0,8%, в Витебской - до 0,7%. В Гродненской области  данный показатель сохранился на уровне 0,7%, в Минской области - 0,5%, в Минске - 0,2%.

Николай Кохонов отметил, что численность зарегистрированных безработных за июль в целом по республике уменьшилась на 0,6 тыс. человек  и составила на 1 августа менее 27,3 тыс. человек. Кстати, если проанализировать ситуацию, сложившуюся на 1 августа  на рынке труда страны за последние  пять лет, то самая высокая численность  безработных была на эту дату в 2007 году - почти 40,7 тыс. человек. На 1 июля 2012 года на учете по безработице в  органах по труду, занятости и  соцзащите состояли 27,9 тыс. человек, численность зарегистрированных безработных уменьшилась за июнь текущего года на 1,8 тыс. человек, за май - на 0,9 тыс. человек, за апрель - на 0,4 тыс.

"Рынку труда присущи  сезонные колебания, поэтому более  корректно сравнивать сложившуюся  ситуацию к аналогичному прошлогоднему  периоду, - сказал Николай Кохонов. - Так, в июле текущего года  в службу занятости за содействием  в трудоустройстве обратилось  столько же человек, сколько  и в нынешнем июле - менее 25 тыс. А вот трудоустроено было  на 0,5 тыс. человек больше (в июле 2012-го - 18,9 тыс., в июле 2011-го - 18,4 тыс.). Возросло и трудоустройство безработных. Так что ситуация, исходя из основных характеристик, в целом аналогична прошлогодней, а по некоторым позициям - более благоприятная".

Что касается показателей  января-июля, то за семь месяцев текущего года статус безработного получили 106 тыс. человек - на 2,8% меньше по сравнению  с аналогичным периодом минувшего  года. За январь-июль текущего года число  обращений в госслужбу занятости  за содействием в трудоустройстве  уменьшилось на 3,3% по сравнению с  соответствующим прошлогодним периодом, а нуждающихся в трудоустройстве  стало меньше на 5,4%.

По словам собеседника, наметилась тенденция снижения числа вакансий. Свободных рабочих мест в Беларуси (исходя из заявок нанимателей) за июль нынешнего года стало меньше на 2,1 тыс. - теперь в банке данных насчитывается 64,5 тыс. вакансий (год назад было 57,7 тыс.). Но это существенно не отразилось на возможностях условного трудоустройства  безработных: сейчас данный показатель составляет 236,3%, на 1 июля он равнялся 238,7%, а на 1 августа прошлого года был 189,2%. Это обусловлено снижением  численности зарегистрированных безработных, пояснил начальник управления политики занятости.

Как уже сообщалось БЕЛТА, разрабатывается проект Государственной  программы содействия занятости  населения на 2013 год, ведется прогнозирование  рынка труда на следующий год. Что касается приоритетов новой  госпрограммы, то большинство мер  активной политики занятости, апробированных на практике, останется. Прежде всего, это меры содействия нанимателям  в структурной перестройке экономики, повышения конкурентоспособности  граждан на рынке труда через  направление их на профподготовку, содействие в организации самозанятости, переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы. В числе приоритетов  также содействие в трудоустройстве  целевым группам населения (создание рабочих мест для трудоустройства  на них инвалидов, адаптация инвалидов к трудовой деятельности, трудоустройство в счет брони приема и многое другое).

Постановлением Совета Министров  утверждена Государственная программа  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2012 год. В результате реализации мероприятий госпрограммы к концу текущего года уровень  регистрируемой безработицы не превысит 1,5% к численности экономически активного  населения. Среди основных задач - сохранение стабильной ситуации в сфере занятости; интеграция в трудовую сферу целевых  групп населения, нуждающихся в  соцподдержке; совершенствование системы  подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями  развития экономики; информационное, профориентационное, методическое обеспечение занятости  населения. Достижение этих задач будет  осуществляться не только традиционными  мерами, оправдавшими себя на практике (содействие нанимателям в создании рабочих мест, помощь безработным  в самостоятельной занятости, профобучение безработных, адаптация инвалидов  к трудовой деятельности, переселение  на новое место работы и жительства), но и с учетом новых подходов. В числе приоритетов программы - совершенствование мониторинга  состояния рынка труда, содействие нанимателям в структурной перестройке  экономики.

Финансирование программы  осуществляется за счет средств Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, в том  числе в виде субвенций, передаваемых в бюджеты областей и Минска. На выполнение мероприятий государственной  программы в 2012 году предусмотрено  направить почти Br226 млрд. [11] 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведя исследование, целью  которого было изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь, можно сделать ряд выводов.

Безработица – неизбежное явление в рыночной экономике  и одна из основных макроэкономических проблем, которая заключается, прежде всего, в серьезных экономических  и социальных издержках: не производится какая-то часть товаров и услуг; сокращаются налоговые поступления  в государственный бюджет; снижается  общий уровень жизни населения  и т.д.

Существует множество  видов безработицы, из которых отдельно выделяют фрикционную, структурную  и циклическую безработицу. В  Беларуси доминирующим видом является структурная безработица, которая  вызвана в первую очередь быстрым  устареванием существующих знаний в  связи с переходом экономики  на инновационный путь развития.

Одной из особенностей рынка  труда в Беларуси является наличие  скрытой безработицы. Это вызвано, прежде всего, спадом производства, который  вынуждает работников трудиться  неполный рабочий день.

Говоря о безработице  в Беларуси, обязательно стоит  отметить и совершенно не отражающий действительное положение на рынке  труда способ измерения числа  безработных. Люди не видят для себя никакой выгоды и не спешат регистрировать себя в качестве безработных. Это  связано с чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными  возможностями переподготовки безработных  и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как  правило, низкооплачиваемых рабочих  мест. Таким образом, действующая  система регистрации безработных  государственной службой занятости  намного занижает реальные показатели безработицы в Беларуси.

Что касается качественной структуры безработицы, то правомерно будет сказать о ярко выраженной проблеме молодежной безработицы. Основной ее причиной, по моему мнению, является нежелание предприятий принимать  на работу неопытных сотрудников.

Очевидно, чем более оперативный  и кратковременный характер носит  та или иная проблема занятости, тем  выше вероятность использования  прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о  наличии избыточной занятости в  отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

– макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

– государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово-кредитными методами;

– регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направлении создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

– регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.  Базылев, Н.И. Экономическая теория 3-е изд. Стереотип/ Н.И. Базылев, С.П. Гурко – Минск: Книжный дом, Экоперспекива, 2004. – 637 с.

2.  Зеленкевич, М.Л., Клюня, В.Л., Черченко, Н.В. Учеб. пособие: 2-е изд., испр. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. – 336 с.

3.  Зенькова, Л.П. Макроэкономика / под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: Новое знание, 2002.

4.  Ивашковский, С.Н. И24 Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., ИСГф., доп. – М.: Дело, 2002. –472 с.

5.  Лутохина, Э.А., Козловский, В.Н., Бусько, В.Н. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие. / Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2003. – 320 с.

6.  Новикова, И.В. Экономическая теория / под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Мн. Акад. упр. при Президенте РБ, 2008. – ч. 2. – 230 с.

7.  Щербакова, Е.А. Рост безработицы в мире в 2008 году // Бюллетень «Население и общество». – 2009. – №395. – С. 67–69.

8.  Закон РБ «О занятости населения Республики Беларусь» (от 15 июня 2006 г.). 

9.  Статистический ежегодник Республики Беларусь. – 2009 г.

10.  Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт президента Республики Беларусь. – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.president.gov.by. – Дата доступа: 13.11.2009. (14)

11.  Комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома [Электронный ресурс] – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.minsk-region.gov.by Дата доступа: 13.11.2009

12.  Материалы к Единому дню информирования 19 февраля 2009 года. [Электронный ресурс] /Официальный сайт Минского городского исполнительного комитета. – Минск, 2009. – Режим доступа: http://minsk.gov.by/upr/den_info/2009/den_info_20090219.shtml. – Дата доступа: 20.11.2009 г.

 

 

 
 

3

 


Информация о работе Безработица как проявление макроэкономической нестабильности