Бизнес-ритуал как элемент корпоративной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Бизнес-ритуал. Два совершенно противоположных слова объединены в одном понятии, которое описывает разноплановое общение, как в кругу коллектива, так и за его пределами. Основной целью бизнес - ритуала является объединение и взаимопонимание персонала, что влечет за собой повышение значимости корпорации. К таким ритуалам можно отнести дни рождения компании, годовщины и юбилеи, всевозможные конференции, а также собрание акционеров.

Содержание

1. Бизнес-ритуал как элемент корпоративной культуры……………….3
1.1 Определение бизнес – ритуалов……………………………………3
1.2 Ритуалы как часть корпоративной культуры…………………….5
1.3 Значение корпоративной культуры………………………………10
1.4 Воздействие корпоративной культуры на развитие организации………………………………………………………..12
2. Бизнес – ритуалы в современном мире………………………………22
2.1 Основные корпоративные ритуалы в бизнесе…………………..22
Список использованных источников…………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

культура.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Одним из важных средств такого соединения являются корпоративные тренинги, предполагающие непрерывное обучение сотрудников лучшему осознанию принципов и последующему использованию их в практике, а также способности легко и безболезненно адаптироваться к изменениям. Следует также заметить, что корпоративные правила и законы не должны противоречить существующим государственным законам и правилам, хотя достаточно часто корпоративная философия ориентирует сотрудников на выполнение требований более жестких, чем это предусмотрено сводом законов.      

Значение корпоративной культуры для развития любой организации определяется рядом обстоятельств.      

Во-первых, она придает сотрудникам организационную идентичность, определяет внутригрупповое представление о компании, являясь важным источником стабильности и преемственности в организации. Это создает у сотрудников ощущение надежности самой организации и своего положения в ней, способствует формированию чувства социальной защищенности.      

Во-вторых, знание основ организационной культуры своей компании помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя в них все наиболее важное и существенное.      

В-третьих, внутриорганизационная культура, более чем что-либо другое, стимулирует самосознание и высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Признавая и награждая таких людей, организационная культура идентифицирует их в качестве ролевых моделей (образцов для подражания).     

Все существующие организации уникальны. Каждая имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, системы и процедуры постановки задач, внутри организационные ритуалы и мифы, которые в своей совокупности и образуют уникальную корпоративную культуру. Большинство организационных культур исторически носили скорее неявный характер, но в последнее время возобладала тенденция признания их влияния и роли.       

1.4 Воздействие корпоративной  культуры на развитие  организации       

В настоящее время корпоративная культура рассматривается в качестве главного механизма обеспечивающего практическое повышение эффективности работы организации. Она важна для любой организации, поскольку может влиять на:

  • мотивацию сотрудников;
  • привлекательность фирмы как работодателя, что отражается на текучести кадров;
  • нравственность каждого сотрудника, его деловую репутацию;
  • производительность и эффективность трудовой деятельности;
  • качество работы сотрудников;
  • характер личностных и производственных отношений в организации;
  • отношения служащих к работе;
  • творческий потенциал служащих.

 

     Культура как нечто целое - неуловима. Она обычно вырабатывается в процессе человеческой деятельности и, в свою очередь, влияет на нее.     

Различается два пути влияния корпоративной культуры на организационную жизнь. Первое — культура и поведение взаимно влияют друг на друга. Второе — культура влияет не только на то что, что люди делают, но также и на то, как они это делают. Существуют разные подходы к выделению набора переменных, посредством которых прослеживается влияние культуры на организацию. Обычно эти переменные выступают основой анкет и вопросников, которые используются для описания культуры той или иной организации.     

Рассмотрим наиболее практичный, относительно эффективности деятельности организации, подход к корпоративной культуре. С точки зрения владельца бизнеса, ценность корпоративной культуры определяется ее вкладом в достижение основополагающей цели бизнеса — максимизации богатства акционеров и стоимости компании. Соответственно основополагающей целью любого бизнеса является создание богатства для его владельцев. Все остальное, включая и организационную культуру — лишь средства для достижения этой цели. Следовательно, основополагающей целью управления и применения корпоративной культуры является максимизация стоимости, создаваемой в результате внедрения и развития корпоративной культуры. 

Почему  же прочная и эффективная корпоративная  культура так важна с точки зрения собственника компании? Это связано с тем, что окружающая среда бизнеса меняется настолько быстро, что даже рядовым исполнителям приходится постоянно принимать решения, т.к. на ознакомление с ситуацией, принятие решений и доведение их до исполнителей нет времени. Корпоративные планы, процедуры и стандарты устаревают слишком быстро. Чтобы служить эффективными инструкциями «на все случаи жизни». Поэтому единственной твердой и неизменной опорой для принятия решений в компании на всех уровнях управления является именно корпоративная культура, т.е. система наиболее общих и стабильных ценностей и целей, принципов и правил поведения. Поэтому наличие сильной и устойчивой, но и гибкой корпоративной культуры, адекватной быстро меняющейся окружающей среде, является одним из важнейших факторов выживания и успеха российского бизнеса в наступившем столетии, а также одним из важнейших конкурентных преимуществ. Следовательно, формирование и укрепление корпоративной культуры должно стать неотъемлемой частью стратегического и оперативного управления бизнесом и постоянно находиться в поле зрения высшего руководства компании.  

Корпоративная культура является институциональной  формой взаимодействия управленческого  и наемного персонала корпорации, которая укореняется в межличностных  коммуникационных структурах, а также  находит отражение во внешних  взаимодействиях персонала с  контрагентами и потребителями. Корпоративная культура является основополагающим фактором формирования лояльности сотрудников.  

В общем  понимании лояльность – это уважительное корректное, благожелательное отношение  к чему-либо или кому-либо, выполнение определенных правил и норм даже при наличии несогласия с ними. Относительно персонала организации лояльность представляет собой качественную характеристику, определяющую приверженность сотрудников организации, одобрение ее целей, средств и способов их достижения, открытость трудовых мотивов для организации. 

Лояльность  персонала – важный критерий кадровой стабильности организации. Это не только удовлетворенность системой оплаты труда, но еще и одобрение целей  компании, стиля менеджмента, корпоративной  культуры. 

В совокупности с грамотным менеджментом, правильной маркетинговой стратегией и достойным товаром (услугой) лояльный персонал – основа процветания компании, обеспечивающий ей лидерские позиции. Лояльные сотрудники тщательно охраняют коммерческие интересы организации, а для достижения максимальных результатов они используют все возможные резервы и ресурсы, и не обязательно внутренние. Такие сотрудники могут по собственной инициативе прибегнуть к консультации сторонних специалистов, изучить материалы последних разработок и исследований, заняться самообразованием, они склонны искать и находить различные способы повышения эффективности своей работы. 

В настоящее  время возник новый вид взаимоотношений  между работодателем и сотрудниками, который основан на взаимном доверии и уважении и базируется на реалистичных ожиданиях обеих сторон. Теперь персонал ожидает более справедливого и уважительного отношения, возможности профессионального развития, интересной увлекательной работы, а взамен готов помочь руководству в развитии бизнеса, выдвижении новых идей, принимать участие в трансформации организации. 

По  сути, проявление лояльности персонала  – относительное явление. Это  может быть лояльность к непосредственному  руководителю, главе фирмы, организации  в целом. То есть лояльность – это социальное качество, возникающее при социальных взаимодействиях и при наличии и субъекта и объекта общения. 

Собственно  лояльность персонала – довольно сложное явление, которое измерить напрямую практически невозможно, а, следовательно, трудно определить степень лояльности (нелояльности) коллектива и отдельных сотрудников. Обычно с этой целью используют социологические методы (анкетирование, опрос профессиональным психологом) или определяют по косвенным признакам. 

Изучение  опыта успешных кадровых стратегий на предприятиях позволило специалистам в этой области выделить "три основных фактора развития лояльности персонала" . 

 Первый из них – естественно, материальное стимулирование. Практика показывает, что справедливое вознаграждение за приложенные усилия способствует росту лояльности. Каждый сотрудник должен видеть, как именно личный вклад в работу организации влияет на величину полученной премии. В противоположной ситуации, проблемы связанные с несправедливой оплатой труда, разобщают коллектив, формируют чувство зависти к коллегам и недовольства руководителем. Соответственно и о лояльности в таком случае речи не идет. 

Лояльность  персонала основывается не только на деньгах. Важнейшую роль приобретают  факторы нематериального стимулирования – второго условия лояльности. "Возможность профессионального роста, престижность работы, признание коллегами и руководителем, понимание ответственности и важности осуществляемой деятельности, ощущение собственной компетентности и необходимости являются важными условиями благожелательности и уважения к работодателю. Их отсутствие обезличивает взаимоотношение сотрудников и руководства. Невнимание к достижениям персонала приводит к кадровой нестабильности к уходу сотрудников при появлении первого же шанса заработать больше". В рамках нематериального стимулирования лояльность также можно повышать и через социальные пакеты – различные виды страхования, льготный отдых, оплата спорт клубов и т.п. 

Третий  фактор развития лояльности персонала  – технологии обратной связи, помогает избегать таких промахов. Этот фактор является связующим звеном между руководством и подчиненными разного уровня. Технологии обратной связи позволяют избежать неправильного понимания стратегических и тактических целей организации, а мнения рядовых сотрудников о менеджменте становится объектом внимания руководства. Значимость этого фактора объясняется тем, что отсутствие или недостаток информации о результатах работы подчиненных, с одной стороны и о действиях и решениях руководства организации – с другой, часто становится главной причиной низкой лояльности. Технологии обратной связи улучшают внутриорганизационные отношения персонала и создают атмосферу общего дела, а контакты между сотрудниками разного уровня помогают вышестоящему персоналу подчеркнуть доверительное и внимательное отношение к коллегам. 

В целом  технология развития лояльности должна строиться на синтезе схем материального  и нематериального поощрения  с одновременным развитием обратной связи. Важно донести до персонала  ясность и справедливость принципов награждения, подчеркнуть возможность равноправного участия. В процессе создания условий для развития лояльности важно учитывать, что в основе успеха лежат взаимовыгодные отношения, то есть персонал, и руководители должны соблюдать установленные правила и взаимную вежливость на пути к единым целям своей организации. 

Таким образом, примерные показатели лояльности включают: 

- заинтересованность  сотрудника в компании, точнее  в ее деятельности; 

- преданность  своему делу, своей работе; 

- желание  повышать профессиональный уровень,  и свой и своего подчиненного; 

- творческий  подход к предложениям, поступающим  от начальства; 

- проявление желаний улучшить  компанию, инициатива; 

- цели  компании и цели сотрудника  совпадают; 

- осознание  того, что рост компании ее  процветание, это рост и процветание  каждого, а значит общий успех.  

Выделяют  следующие типы корпоративной культуры, которые выделены по двум основаниям: уровню удовлетворенности условиями труда и тому, в какой степени цели организации разделяются ее сотрудниками (в целом это – "зрелость" компонентов корпоративной культуры).  

Выделяемые "типы корпоративной культуры могут  качественно изменяться и "переходить" друг в друга. Это может происходить при следующих условиях": 

- изменение  экономического положения предприятия  (как в лучшую, так и в худшую  сторону); 

- действия  руководства по формированию  корпоративной культуры; 

- изменение  социально-демографического и психологического портрета сотрудников.  

Однако  эти изменения происходят в самых  различных вариантах. Предприятие  в процессе своего существования  может обладать как одним, так  и любым набором индикаторов  корпоративной культуры.  

Спонтанный тип корпоративной культуры не подвергается целенаправленному влиянию со стороны руководства и находится под воздействием общих норм культуры и проявляется стихийно в некоторых элементах. 

Ценностные  ориентации "стихийной" корпоративной  культуры негомогенны, не могут быть сведены "к единому знаменателю". Организация, в целом, характеризуется противоречивыми целями и ценностями. Например, одни сотрудники организации полагают, что превалируют индивидуалистические ценности "у нас каждый сам по себе", в то время как другие участники считают, что живут в мире "командной игры" - "мы - одна команда". 

При данном типе корпоративной культуры обычно нет специального внимания к  артефактам, в том числе, к содержанию и условиям труда. Принципы оплаты труда  не урегулированы. График работы может нарушаться, возникают конфликты, обеспеченность социальными благами низкая, ограничены возможности профессионального роста. Работники плохо мотивированы в улучшении условий труда, не ориентированы на прямую зависимость от объемов и затрат труда. В этой ситуации корпоративная культура остается в стихийном состоянии, так как руководство и сами работники не предпринимают усилий для ее развития. 

Информация о работе Бизнес-ритуал как элемент корпоративной культуры