Бизнес -план: понятие, цели, задачи, составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и снижения риска предпринимательства.
Для эффективного функционирования собственного предприятия необходимо точно знать свои потребности на перспективу во всех ресурсах: материальных, трудовых, интеллектуальных, фи¬нансовых.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Понятие бизнес-плана………………………………………………5
2. Цели и функции ....…………………………………………………8
3. Исходная информация для составления бизнес-плана…………. 11
4. Структура бизнес – плана………………………………………….13
4.1. Резюме……………………………………………………….....13
4.2 .Цели и задачи…………………………………………………..13
4.3. Продукт (услуга)…………………………………………….....17
4.4. Конкуренция и конкурентное преимущество………………..18
4.5. Анализ рынка…………………………………………………..20
4.6. План маркетинга…………………………………………….....22
4.7. План производства………………………………………….....25
4.8. Организация управления………………………………….......26
4.9. Источники и объем требуемых средств………………….......26
4.10. Оценка риска………………………………………………....27
4.11. Финансовый план…………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..30
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Данные о потенциальных  размерах рынка могут обосновать те положения делового плана, которые касаются маркетинга. Они должны включать информацию о фирмах-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах и перспективах роста.

Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.

 

    При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

- производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;

- сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;

- оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать;

- помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.;

- накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод, прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.

Имущество фирмы - помещения, машины, оборудование, транспортные средства - может дать представление о том потенциале, которым обладает фирма в данный момент в отношении его расширения без или с привлечением дополнительных инвестиций, а также в отношении освоения новых сегментов рынка. Важно обратить внимание на сроки амортизации имущества, его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене. Необходимо постоянно следить за эффективностью оборудования, его способностью производить продукцию, технологически отвечающую уровню современных требований.

Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности фирмы. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в проект, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займа и т.п.).

Существует три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность предприятия:

1) прогноз доходов  и расходов на первые 2 года;

1) прогноз денежной наличности за тот же период;

  1. балансовый отчет фирмы на текущий момент и прогноз состояния

активов и пассивов фирмы  на год вперед (балансовый план).

     Прогноз расходов и доходов предприятий строится на основе данных об ожидаемом объеме спроса.

Прогноз денежной наличности должен показать способность фирмы  своевременно оплачивать свои счета. В  нем должны быть оценены начальная денежная наличность, ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков.

Балансовый отчет характеризует  финансовую ситуацию фирмы на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг) и средства, вложенные владельцем фирмы и его партнерами. Информация о балансовом отчете возможна только для действующих фирм.

Вся эта информация отражается в бизнес-плане.

Бизнес-план должен учитывать  реальные условия инвестиционной политики. Если для проекта предполагается получить заемные средства от нескольких инвесторов, то необходимо на предварительном этапе иметь информацию об условиях инвестирования. Инвесторы, в том числе и государственные, предъявляют жесткие требования к содержанию проектов, определяют продолжительность краткосрочных и долгосрочных кредитов, уровень процентной ставки за кредит, минимальные и максимальные объемы кредитной суммы.

 

 

 

4.Структура бизнес – плана

 

    1. Резюме

 

      Бизнес-план начинается с краткого изложения сути проекта, то есть с резюме или выводов. Они обычно пишутся в самую последнюю очередь, но именно они являются первым пунктом бизнес-плана. Выводы рекомендуется делать краткими - не более 1-2 страниц. Резюме - это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.

      Структура резюме должна состоять из 3-х частей:

- введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта;

- основное содержание: сжатое всех ключевых элементов бизнес-плана и её основных частей: род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т. д.;

- заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.

 

4.2 Цели и  задачи

 

     План должен раскрывать заявленные цели и задачи предприятия. В этом разделе должен быть приведен анализ перспективности идеи или SWOT-анализ.

SWOT - аббревиатура английских  слов:

Strenth - сила;

Weakfnesses - слабость:

Opportunities - возможность;

Troubles - опасности;

Этот анализ также называют ситуационным анализом. Сильные и слабые стороны идеи - это те характеристики идеи, которые могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он может оказать воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени.

Здесь рассматриваются следующие факторы:

  • организационные (организационно-правовая форма, наличие помещений собственных или арендованных):
  • маркетинговые (место расположения, маркетинговый комплекс, рынок, его сегмент; конкуренты; чем продукт (услуга) будет отличаться от конкурентной),
  • технические (производственные фонды: состояние и ресурсы),
  • финансовые (наличие собственных средств);
  • кадровые (навыки и профессиональные недостатки, насколько идея отвечает идеям, знаниям и умениям предпринимателя).

Например, к сильным сторонам можно отнести такие факторы как:

  • дешевое сырье;
  • высокий профессионализм;
  • дешевый продукт (услуга);
  • новизна продукта (услуги);
  • хорошая упаковка.

Слабые стороны могут быть следующие:

  • нет склада:
  • большие издержки и, как следствие, высокая цена;
  • слабая реклама.

Возможности и опасности - это те характеристики, которые  находятся вне контроля предпринимателя  и могут повлиять на результат  в будущем. Здесь необходимо учесть следующие факторы:

  • экономическая среда (государственная поддержка малых форм, налоговое законодательство):
  • политическая среда;
  • социально-культурная среда;
  • технологическая среда;
  • демографическая среда.

Необходимо проанализировать факторы, вызвавшие появление идеи и ее привлекательности. Как они  будут развиваться в дальнейшем?

Возможности:

  • повышение профессионального уровня;
  • вероятность получения нового продукта;
  • использование новых материалов, нового сырья:
  • благоприятная налоговая и кредитная политика.

Опасности:

  • таможенное оформление:
  • появление конкурентов.

Успех в мире бизнеса решающим образом  зависит от трех элементов:

1. Понимания состояния  дел на данный момент;

2. Ясного представления  того уровня, которого собирается  достичь предприятие;

3. Планирование процесса  перехода из одного состояния  в другое. Все эти аспекты должны  быть представлены в анализе идеи.

Проанализировав и оценив идею, в конечном итоге определяем свое состояние (сильные и слабые стороны, возможности и опасности) на данный момент.

Закончив оценку, можно  приступить к формулированию целей  и задач. Этот процесс состоит  из 2-х этапов. Во-первых, следует установить, какой именно бизнес будет вестись, и затем определить главные, количественно определенные цели на перспективу, отражающие стремления в бизнесе, и определить те, которые из них реально достижимы.

Решив проблему с целями и задачами, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого вырабатывается стратегия, и формулируются оперативные планы.

Формулировка цели бизнеса должна, прежде всего, содержать основные направления деятельности фирмы.

Формулировка основных направлений деятельности фирмы должна быть, с одной стороны, достаточной узкой, чтобы давать конкретное направление деятельности и фокусировать внимание на главном, а с другой стороны - охватывающей достаточную область, чтобы оставить простор для роста.

В конечном счете, здесь показывается то, что коренным образом будет отличать фирму от ее конкурентов. Также сюда включают определенные элементы, отражающие то, каким руководитель хочет видеть свой бизнес в будущем. Эти элементы могут включать в себя рост, прибыльность, какие-то другие показатели.

Цели должны быть также выражены количественно и отражать не только то, что хотелось бы достичь в  бизнесе, но также и то, что можно  достичь в данной экономической ситуации.

Поставленные цели должны быть: конкретными, количественно определенными, достижимыми, реальными.

Основные направления и цели говорят о том, чего предприятие  хочет достичь. Следующая стадия - сформулировать их так, чтобы они  показывали, как оно хочет этого достичь, определив при этом задачи, которые необходимо решить.

 

 

 

 

 

4.3 Продукт (услуга)

 

Основная часть бизнес-плана  состоит:

 Описание продукта или услуги,  которую предполагается  предложить  будущим  покупателям  и   ради которых задумывался весь  проект.  В этом случае необходимо  четко и лаконично ответить на вопросы:

а) какие потребности призван  удовлетворить проектируемый к  производству продукт (услуга);

б) его  особенности  и  отличительные  качества,  которые позволят предпочесть  его товарам (услугам) конкурентов;

в) наличие  патентов или  авторских свидетельств,  защищающих особенности проектируемого товара (услуги), технологии;

г) имеется ли наглядное  изображение товара,  изделий  полученных с помощью новых технологий (фотографии, рисунки);

д) какова  примерная  оценка реализационной цены товара (услуги) и затрат, которых потребует его производство;

е) примерная  величина  прибыли,  которую  будет приносить  каждая единица товара;

ж) характеристика  качества  товара, преимущества его дизайна, упаковки;

з) организация сервиса товара (если это техническое изделие).

       Также необходимо, подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции (услуг), так как инвесторы редко прибегают к сотрудничеству с компанией, специализирующейся на единственном виде продукции, не имея при этом доказательств возможности его совершенствования.

 

 

 

 

 

4.4. Конкуренция и конкурентное преимущество

 

Теория и практика рыночного хозяйства свидетельствуют  о том, что наиболее правильным является подход, при котором в основу выбора заложен критерий обеспечения конкурентоспособности. При этом выделяют два типа преимуществ: низкие издержки и специализация.

Под низкими издержками понимается способность фирмы разрабатывать, производить и продавать продукцию более эффективно, чем ее конкуренты. Это означает, что предприятие организует весь цикл производства — от разработки нового товара до его сбыта - в более короткие сроки и с меньшими затратами. Следует учесть все стадии производства нового вида продукции — от идеи до получения выручки от реализации. На каждой из этих стадий необходимо добиться выигрыша по сравнению с конкурентами, иначе, получив экономию на какой-либо одной стадии, предприятие рискует потерять свои преимущества, проиграв на другой. Даже самая лучшая технологическая новинка может не принести результата при непродуманной системе снабжения или сбыта продукции.

Информация о работе Бизнес -план: понятие, цели, задачи, составления