Бихевиоризм в принятии управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:32, реферат

Краткое описание

В данной работе я привожу необходимые для понимания проблематики факты из истории развития бихевиоризма, провожу исследование, для аргументации своих мыслей о возможном применении теории на деле. Результаты и выводы приведены в заключительной части.

Содержание

Введение 3
Историческая справка 4
Теоретические положения 12
Бихевиоризм в менеджменте 13
Исследование 14
Обработка результатов, выводы 19
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат менедж Васильченко.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

       Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что её развитие происходит при жизни ребёнка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, то есть от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного возраста, когда при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети научались не только читать, но и писать, и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какова среда, таковы и закономерности развития ребёнка.

       Однако  невозможность возрастной периодизации не исключала, с их точки зрения, необходимости со здания функциональной периодизации, которая позволила бы установить этапы научения, формирования определенного навыка. С этой точки зрения, этапы развития игры, обучения чтению или плаванью являются функциональной периодизацией. (Точно так же функциональной периодизацией являются и этапы формирования умственных действий, разработанные в России П. Я. Гальпериным.)

       Доказательств а прижизненного формирования основных психических процессов были даны Уотсоном в его экспериментах  по формированию эмоций.

       Казалось бы, гипотеза Джемса о первичности те лесных изменений, вторичности эмоциональных со стояний должна была устроить Уотсона. Но он решительно её отверг на том основании, что само представление о субъективном, переживаемом должно быть изъято из научной психологии. В эмоции, по Уотсону, нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Но главное он усматривал в другом — в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением.

       Уотсон  экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребёнок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий-четвёртый раз появление кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон пытался ещё раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В этом случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. В первый момент дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, оставаясь в конце комнаты, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе и ближе к ребёнку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.

       Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть «психологией без психики». Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при «внутреннем наблюдении». Однако область психики значительно шире и глубже непосредственно осознаваемого. Она включает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона в том, что он расширил сферу психического, включив в него те лесные действия животных и человека. Но он добился этого дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.

       В бихевиоризме неадекватно отразилась потребность в расширении предмета психологических исследований, выдвинутая логикой развития научного знания. Бихевиоризм выступил как антипод  субъективной (интроспективной) концепции, сводившей психическую жизнь к «фактам сознания» и полагавшей, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир. Критики бихевиоризма в дальнейшем обвиняли его сторонников в том, что в своих выступлениях против интроспективной психологии они сами находились под влиянием созданной ею версии о сознании. Приняв эту версию за незыблемую, они полагали, что её можно либо принять, либо отвергнуть, но не преобразовать. Вместо того, чтобы взглянуть на сознание по-новому, они предпочли вообще с ним разделаться.

       Эта критика справедлива, но недостаточна для понимания гносеологических корней бихевиоризма. Если даже вернуть сознанию его предметно-образное содержание, превратившееся в интроспекционизме в призрачные «субъективные явления», то и тогда нельзя объяснить ни структуру реально го действия, ни его детерминацию. Как бы тесно ни были связаны между собой действие и образ, они не могут быть сведены одно к другому. Несводимость действия к его предметно-образным компонентам и была той реальной особенностью поведения, которая гипертрофированно предстала в бихевиористской схеме.

       Уотсон  стал наиболее популярным лидером бихевиористского движения. Но один исследователь, сколь  бы ярким он ни был, бессилен создать  научное направление.

       Среди сподвижников Уотсона по крестовому походу против сознания выделялись крупные экспериментаторы Уильям Хантер (1886—1954) и Карл Спенсер Лешли (1890—1958). Первый изобрёл в 1914 году экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Обезьяне, например, давали возможность увидеть, в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, которую через несколько секунд убирали. Она успешно решала эту задачу, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул.

       Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, что сознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а за тем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришёл к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, то есть равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.

       Всех  бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с  «ментализмом». Но единство перед общим противником — интроспективной концепцией — утрачивалось при решении конкретных научных проблем.

       И в экспериментальной работе, и  на уровне теории в психологии совершались  изменения, приведшие к трансформации  бихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантом бихевиоризма.

       Распад  первоначальной бихевиористской программы  говорил о слабости её категориального  «ядра». Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведённым до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к её новому варианту — необихевиоризму.

 

Теоретические положения

       Благодаря манипуляциями внешними стимулами  можно формировать у человека разные черты поведения. Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:

       1) исходный пункт – проблемная ситуация;

       2) организм противостоит ей как целое;

       3) он активно действует в поисках  выбора;

       4) выучивается путем упражнения.  

       Законы  «естественного отбора» полезных действий у индивида: закон упражнения –  при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе. Закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой.

 

Бихевиоризм в менеджменте

       Бихевиористский научный подход как одна из областей гуманистического менеджмента предполагает использование научных методов и исследований для изучения поведения людей. Его корни уходят в социологию, психологию, антропологию, экономику и другие дисциплины. Главная задача приверженцев бихевиоризма — идентификация и анализ движущих мотивов поведения работника и его взаимодействия с другими людьми в организационной среде. Элементы этого подхода можно обнаружить практически в любой компании. Когда, например, General Electric выбирает, какие тесты, виды интервью и характеристики личности использовать при найме новых работников, она опирается на методы науки о поведении. В Emery Air Freight использование теории подкрепления позволяет усовершенствовать систему стимулирования работников и улучшить выполнение многих операций. В Westinghouse при обучении новых менеджеров методам мотивации персонала используются теории и открытия, сделанные в ходе поведенческих исследований.

       В соответствии с бихевиористским  научным подходом отношение современных  менеджеров к стратегии и структуре организации было во многом сформировано под влиянием социальных и экономических факторов. Психология же определяет такие аспекты деятельности менеджеров, как мотивация, коммуникация, лидерство, а также общие принципы управления людьми.

       Итак, факты говорят о том, что бихевиоризм  работает. С помощью этой теории правда можно управлять персоналом, принимая какие-то необходимые организационные  решения.

       Проведем  исследование, с помощью которого будет оценена возможность внедрения  этих методов управления на конкретном предприятии.

 

Исследование

       Задание: подготовить и провести социологическое исследование (СИ) на тему «Применение теории бихевиоризма в управлении организационным поведением».

       Выполнение:

       Проблемой и предметом данного СИ является оценка возможности воздействий на персонал приемов из теории бихевиоризма. Повышение его организационных способностей и мотивации к труду.

       Целью или задачей данного  СИ является принятие решения о организации мероприятий для повышения мотивации организационного персонала.

       Объект  исследования – работники РЦС высших звеньев управления.

       Инструмент  СИ -  анкета из 17 вопросов. Используются разные виды шкал.

       Метод СИ Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.

       Анкетирование в СИ используется с целью получения  психологической информации, а социологические  и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

       При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы).

       Гипотеза  СИ. Бихевиоризм – поведенческая психология. Девиз бихевиоризма - понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Т.е. с помощью приемов этого раздела психологии возможно управление поведением персонала, теоретическое повышение его работоспособности. Но перед тем как внедрять эти методы, необходимо узнать рычаги воздействия – в каком направлении надавить, а где ослабить давление. Для выявления этих рычагов разработали  данное СИ. 
 
 
 
 

АНКЕТА 

       Просим  Вас ответить на ряд вопросов, касающихся Вашей работы. Сопоставление Ваших ответов с мнениями других сотрудников позволит сделать правильные выводы об организации Вашего труда и его оплаты. Но это, конечно, зависит от искренности, точности и полноты Ваших ответов. Мы просим иметь в виду, что мнение каждого отдельного человека не будет оглашено.

       Ваши  возможные ответы в большинстве  случаев напечатаны в анкете. Нужно  выделить те пункты, которые выражают Ваше мнение. Если ответ не напечатан  или если ни один из напечатанных ответов  Вас не устраивает, напишите ответ сами. Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочтите все варианты возможных ответов.  

  1. Определите, пожалуйста, в какой мере Вас удовлетворяют  различные стороны Вашей работы (соответствующий квадрат зачеркните крестом).
В какой  мере Вы удовлетворены Удовлетворен Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен Затрудняюсь ответить Скорее не удовлетворен, чем удовлетворен Не удовлетворен
  1 2 3 4 5
1. Размер  заработка          
2. Режим  работы          
3. Разнообразие  работы          
4. Необходимость  решения новых проблем          
5. Самостоятельность  в работе          
6. Соответствие  работы личным способностям          
7. Возможность  должностного продвижения          
8. Санитарно-гигиенические  условия          
9. Уровень  организации

труда

         
10. Отношения  с коллегами          
11. Отношения  с непосредственным руководителем          
12. Уровень  технической оснащенности          
13. Возможности  решения жилищно-бытовых проблем          

Информация о работе Бихевиоризм в принятии управленческих решений