Виды власти в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях все больше внимания уделяется поискам оптимальной управленческой структуры. В то же время нередко остается в стороне такой немаловажный момент как традиционные типы управленческих структур. Но ведь в управленческих процессах традиция играет не меньшую роль, чем, скажем, в процессе непосредственной трудовой деятельности.
Наличие хорошо проработанного плана достижения корпоративных целей - это необходимое, но не достаточное условие будущего успеха производственной деятельности. Очень важно, чтобы менеджер обладал и умел пользоваться властными полномочиями, побуждая персонал к деятельности.

Содержание

Введение........................................................................................3
1. Сущность, виды и классификация власти..............................5
2. Стили руководства..................................................................14
3. Соотношение руководства и лидерства в системе управления............................................................................................16
Вывод............................................................................................21
Список литературы......................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 35.31 Кб (Скачать файл)

Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон «сталкивает» их между собой, начинается быть «добрым шефом», но иногда невольно становится марионеткой в руках «серого кардинала» или всемогущей Марьи Ивановны, которые фактически управляют предприятием.

Преимущество либерального стиля заключается в групповом  принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей.

Смешанный тип предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, демократический, авторитарный стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта, так же как в природе нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников, меланхоликов и перечисленные выше темпераменты всегда проявляются у человека в определенной пропорции с преобладанием одного из них. Президент СССР М.Горбачев и президент РФ Б.Н.Ельцин в разное время проявляли все три стиля руководства.

 

3. Соотношение руководства  и лидерства в системе управления

В психологии управления различают руководство  и лидерство как деятельность относительно самостоятельных субъектов  управления. Руководство представляет собой процесс организации и  управления совместной деятельностью  членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем, а лидерство - процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно  формирующихся межличностных отношений.

Руководство, по мнению большинства специалистов, связано со статусной властью  как производной от официальных, формальных отношений. Руководитель может  назначаться вышестоящими инстанциями; он получает властные полномочия, право  на применение позитивных и негативных санкций. Лидерство порождается  системой неформальных отношений и  по своей сути - психологический  феномен, так как лидер может  выдвигаться стихийно: он признается окружением за счет своих личностных качеств и может использовать право на санкции в отношении  партнеров, однако эти санкции также  неформальные. Таким образом, лидер  использует личностную форму власти как одну из ее разновидностей. Он, как  правило, не стремится навечно сохранить  существующую систему отношений, охотно откликается на нововведения, может  и пренебречь правилами управленческой иерархии, непосредственно обращаясь  к источнику информации. Существует точка зрения на то, что в основе взаимодействия лидера с «подчиненными» лежит принцип равенства, так  как лидер способен признать свои ошибки и не боится открыто принять  необходимые меры для их исправления. Многие лидеры проявляют свойства авторитарного  стиля, однако это не традиционная автократия, так как она основана на честном  и уважительном отношении к личности партнеров. Лидеру свойственны настойчивость  в достижении групповой цели и  поиск единомышленников, он - постоянный ученик и должен «высовываться» и  выделяться.

Можно определить основные различия между руководством и лидерством, которые сводятся к  следующему:

1. Разновидности  власти: у лидера - личностная власть, у руководителя - совокупность личностной  и статусной при приоритете  статусной.

2. Лидерство  связано с регулированием внутригрупповых  межличностных отношений, носящих  неофициальный характер, а руководство  является средством регулирования  отношений в рамках социальной  организации.

3. Лидерство  возникает и функционирует преимущественно  стихийно, характеризуется относительной  стабильностью функций и проявлений, тогда как руководство представляет  собой процесс целенаправленной  и контролируемой деятельности  социальных организаций и институтов  и отличается большей стабильностью  и постоянством в своих проявлениях.

4. Процесс  принятия решений в системе  руководства носит более сложный  и многократно опосредованный  характер, чем в условиях лидерства.

Обобщая перечень различий, можно утверждать, что для поведения руководителя более характерны планирование действий подчиненных, распределение заданий  и выявление путей их выполнения, разъяснение обязанностей, требование соблюдения определенных стандартов деятельности, критика неудовлетворительной работы. Руководство можно определить как  процесс управления группой, осуществляемый начальником как посредником  социальной власти на основе правовых норм и полномочий более широкой  социальной общности, в которую включена данная малая группа.

Создается впечатление, что руководство и  лидерство решают близкие социальные задачи: стимулирование группы, нацеливание  ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. Однако лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является определенным проявлением социальных отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления - подчинения.

Не следует  упрощать психологическую сущность феномена руководства, в управлении малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта власти: формально-правовой, который может  быть назван администрированием, и  психологический, во многом сближающий руководителя с неформальным лидером  по способам воздействия на членов группы. Следовательно, несмотря на то, что по своей психологической  сущности феномены руководства и  лидерства достаточно близки, ошибочным  было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца. Против такого слияния можно привести несколько важных доводов. Во-первых, чаще всего лидер и руководитель группы имеют различную ориентацию: последний всецело направлен  на достижение цели деятельности коллектива и решение стоящих перед ним  задач, первый же больше ориентирован на внутригрупповые интересы и отношения. Во-вторых, можно выделить лишь достаточно специфический род групп, для  которых будет эффективно слияние  в одном лице руководителя и интеллектуального  лидера. Речь идет, прежде всего, о научных  коллективах, продуктивность которых  повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в  ведущей научной деятельности группы. В-третьих, существует немало типов  социальных групп, где в силу существенных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы описанное  выше совмещение невозможно. Это в  полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь близок он бы ни был своим студентам, должен опираться в управлении группой  в основном на властные функции и  свой авторитет руководителя, а неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов. Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его воздействие как на нее  в целом, так и на ее лидера (например, староста у студентов), что может рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.

Несмотря  на уже рассмотренные определенные различия руководства и лидерства, они все-таки имеют немало общего. Существует представление о том, что их сближают следующие общие  черты: руководитель и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе, только разными средствами; они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных групп и используют субординационные отношения: в первом случае они четко регламентированы, во втором - заранее не предусмотрены.

Формирование  социально-психологической структуры  коллектива связано с выдвижением  лидеров в неформальных малых  группах и в коллективе в целом. Лидерство, повторим, связано с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых  межличностных отношений, носящих  неофициальный характер, что проявляется  через личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и  оценку. Лидер олицетворяет систему  предпочитаемых группой целей и  ценностей, является их носителем и  активным проводником в жизнь. В  связи с этим лидером считается  тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.

Вывод

Об успехах менеджеров судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают  к работе других. Побуждать или  мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

В управленческой литературе способность оказывать влияние  на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

* власть -- это потенциал,  имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только  тогда, когда применяется;

* между тем, кто использует  власть, и тем, к кому она  применяется, существует взаимозависимость;

* тот, к кому применяется  власть, имеет некоторую свободу  действий.

Различают несколько видов  власти руководителей-менеджеров:

- власть, основанная на  принуждении, когда руководитель  верит в действенность наказания.  Это ведет к временной покорности, но имеет существенные негативные  последствия - скованность мыслей  и действий, страх, отчуждение  от интересов организации, порождает  мстительность. 

- власть вознаграждения  представляет собой самый эффективный  способ влияния на деятельность  подчиненных, так как они верят  в возможность быть награжденными.  Оказывая личные одолжения руководителям,  исполнители усиливают отношения  зависимости и обязанности им.

- законная власть основана  на вере подчиненного, что руководитель  имеет право отдавать приказания. Традиционно исполнитель считает  своим долгом подчиняться, ориентироваться  на должность, т.е. на безличность. 

- экспертная власть базируется  на особом экспертном знании  руководителя в отношении какой-либо  проблемы или проекта. Решение  подчиняться в этом случае  является сознательным и логичным, опирается на веру в компетенцию  менеджера. 

- эталонная власть возникает благодаря желанию исполнителя копировать методы деятельности руководителя, быть таким же как он, считать его идеалом и уважать. На этой силе примера подчиненные стремятся строить отношения с руководителем.

Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник  работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять  к нему имеющуюся у него власть.

Власть -- это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью -- это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

 

Список литературы

 

  1. Абалкин Л.И. Менеджмент: Учебник. М.: Финстатинформ, 2005.
  2. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Основы менеджмента. М., 2004.
  3. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Менеджмент: Учебник. М., 2003.
  4. Бункина М.К. Теория управления: Учебное пособие. М.: ДИС, 2001.
  5. Алексеевский В.С. «Введение в российский менеджмент» - Москва: ЮНИТИ, 2007
  6. Веснин В.Р. «Практический менеджмент персонала» - Москва: Юристъ, 2007
  7. Карташев Н.В. «Маркетинг» - Москва: ЮНИТИ, 2006
  8. Чибинев В.М. «Ценообразование» - СПб.: Лексикон, 2007
  9. Уткин Э.А. «Ценообразование» - Москва: Тандем, 2007

 

 

 


Информация о работе Виды власти в управлении