Виды инноваций и содержание инновационной деятельности фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ инновационный деятельности фирм: методологические основы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть содержание понятий «инновации» и «инновационный менеджмент»;
- раскрыть классификацию инноваций;
- проанализировать становление научной концепции инновационного менеджмента;
- охарактеризовать объективные предпосылки инновационной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава1. Содержание понятий «инновации» и «инновационный
менеджмент»………………………………………………………………………5
Глава 2. Классификация инноваций…………………………………………….9
Глава 3. Становление научной концепции инновационного
менеджмента…………………………………………………………………….18
Глава 4. Объективные предпосылки инновационной
деятельности……………………………………………………………………..23
Практическое задание…………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Виды инноваций и содержание инновационной деятельности фирм..doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

«Инновации, – пишет П. Друкер, – в основе которых лежат новые знания, – это «суперзвезды» предпринимательства. Такие нововведения становятся объектом внимания и приносят большие доходы… Нововведения должны быть нацелены на рынок и руководствоваться соображениями рыночной конъюнктуры. Есть только один способ уцелеть во время конъюнктурных потрясений – это прибегнуть к предпринимательскому управлению (внедрение систематизированной организационной структуры, долгосрочное планирование, применение управленческой информации и контроля). Нововведение может быть успешным, если оно подкрепляется сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон. В сжатой форме эти строки содержат накопленные знания в области управления инновационным процессом. Поиск инновационных возможностей и формирование их эффективных комбинаций в реальных экономических условиях для реализации конкретного инновационного проекта представляют, по существу, инновационную стратегию на уровне фирмы, реализующей инновационный проект.16

В экономической литературе существуют определенные различия в подходах к определению инновации (нововведения). Нововведение, как правило, определяется как «процесса, однако содержание этого процесса, его составные элементы и фазы – все это остается предметом расхождений. Согласно теории Й. Шумпетера, экономические изменения вызываются «нововведениями». Совершенно очевидно, что нововведение не тождественно изобретению. Последнее является технологическим фактором, тогда как нововведение представляет собой экономическое и социальное явление. Нововведение, утверждал Шумпетер, есть категория предпринимательской деятельности и том смысле, что существующие производительные силы используются для решения новых задач. С технической точки зрения рационализация приводит к возникновению новой «производственной функции», всегда связанной с появлением передовых предприятий. Новая технология, как он считал, не может иметь места в рамках старых предприятий. Так называемые «старые» фирмы в состоянии выжить после суровых экономических потрясений лишь благодаря тому, что они коренным образом преобразуются под влиянием внедрения нововведений, отрешившись от консерватизма.

Процесс внедрения нововведений не протекает равномерно, он характеризуется скачками и рывками. Как только один передовой предприниматель, допустим, преодолевает технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, другие стремятся последовать за ним. Включение новых предпринимателей фирм в процесс инновационной деятельности сопровождается разрушением ценностей. Ошибки и просчеты приводят фирмы, не способные к восприятию нового, фирмы, которые не могут перестроиться в ответ на требования рынка, – к банкротству. Характерно, что этот процесс Шумпетер назвал «созидательным разрушением», то есть прежняя система хозяйствования должна уступать место новому, более совершенному экономическому механизму. Это является, по его мнении», существенной чертой рыночного хозяйства. В целом, хотя нововведения и могут вызвать серьезные нарушения в «старых» (прежних) экономических отношениях, в конечном счете они приводят к экономической выгоде для общества.17

Й. Шумпетер соглашался с выводами К Маркса о том, что капитализм есть не может быть неизменным, что он постоянно изменяется в результате действия внутренних сил. По Шумпетеру, причина динамических, изменений вытекает из нарушений спокойного, рутинного хозяйственного процесса, названного им «круговым потоком». Этот «поток» вызван действиями фирмы-пионера или отдельного предпринимателя, которого Шумпетер называет «новатором». В статической фазе кругового потока, мод которым он подразумевает процесс воспроизводства, для нормальной циркуляции существуют все необходимые факторы производства и все возможности потребления. «Новатор», получив кредиты от банковской системы, стремится отвлечь факторы производства от существующих сфер приложения и положить начало динамической фазе. Другими словами, для достижения существенных изменений экономике необходим «dens ex machima» в виде вторжения «новатора» («Бог из машины» – в античной трагедии развязка часто наступала благодаря вмешательству какого-либо мифического бога, появлявшегося на сцене при помощи механического приспособления). Таким образом, Шумпетеру не удалось показать полную зависимость экономического развития от элементов, внутренне присущих экономике. В его концепции присутствует «невидимая рука», описанная впервые Л. Смитом.

Во многом соглашаясь с Шумпетером, П. Друкер считает, что инновация это не техническое, а экономическое понятие, подразумевая изменения па всех уровнях менеджмента; внутрифирменного управления, управления производством и персоналом. Он называет инновации «способностью создавать богатство посредством новых способов». Таким образом, по его мнению, инновационная деятельность практически сосредоточивается лишь на вопросах управления производством и сбытом, то есть, по существу, ограничена экономическими аспектами, в то же время освоение нововведений имеет определяющее значение научно-технического прогресса для экономического роста.18

В рыночных отношениях взаимосвязь накопления капитала и технологий является настолько тесной, что отделить один процесс от другого практически невозможно, поскольку применение капитала к овеществленной форме обеспечивает рост товарного производства, питающего, в свою очередь, сферу обращения. Самовозрастание инвестированной стоимости как овеществленного капитала наиболее эффективно лишь тогда, когда номенклатура товарного производства совершенствуется за счет внедрения нововведений, так как только в этом случае она объективно способствует формированию неудовлетворенного спроса.19

Таким образом, серьезное исследование процессов обновления производства и в целом влияния новых товаров и новых технических и управленческих решений было предпринято в начале XX в. австрийским экономистом Й. Шумпегером. Он впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация» (в русском языке этому термину соответствует определение «нововведение»). В своей работе «Теория экономического развития» он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного им «новатор».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава.4 Объективные предпосылки инновационной деятельности

 

Любая организация функционирует не изолированно, а в тесном взаимодействии с окружающими се субъектами. Таким образом, любые внутренние процессы, происходящие на фирме, являются прямо или косвенно следствием более глобального изменения во внешней среде. Говоря об инновационной деятельности, можно выделить дне группы факторов, являющихся предпосылками к ее развитию; внутренние и внешние.

Под внутренними факторами подразумеваются проблемы, сложившиеся внутри компании и требующие решения путем проведения тех или иных инноваций. Под внешними предпосылками понимаются любые изменения, происходящие, но внешнем предпринимательской среде, ведущие к адаптации рыночных субъектов к новым условиям также посредством внедрения инновации.

Как видно из схемы, под проблемой подразумеваются имеющиеся на фирме возможности, связанные с потенциалом научно-технической базы, финансовым положением, творческой активностью персонала и достижениями в производственной сфере. Это, несомненно, плюсы, которые следует использовать для получения будущих преимуществ. С другой стороны, на фирме возникают и негативные вопросы, часто являющиеся следствием либо недостаточно профессионального управления компанией, либо ухудшившихся рыночных условий. Решая такие вопросы, как снижение доходов или падение рыночной доли, руководство компании так или иначе вынуждено проводить необходимые инновации, причем в данном случае они, как правило, ограничены и временным фактором, и ресурсами.20

Существенное значение для компаний с различной деловой направленностью и национальной принадлежностью имеют характеристики внешней предпринимательской среды. В принципе, существует ряд общих черт, характеризующих глобальную внешнюю среду и определяющих возросшую объективную необходимость проведения инновационной политики на фирмах.

Во-первых, существует тесная взаимосвязанность между факторами внешней среды. В настоящее время изменение одного фактора может привести к глобальному переустройству всей экономической системы. Примером таких изменений является возникновение в начале 1990-х гг. огромного потенциального спроса на новые средства и связи и передачи данных, который привел к формированию отдельной ной отрасли мирового хозяйства – отрасли телекоммуникации. Последующее активное инновационное развитие этой новейшей сферы экономики привело к ее беспрецедентному росту и многоплановому влиянию практически на все отрасли и субъекты рынка. Традиционные отрасли, потребители и государственные структуры вынуждены адаптироваться к появлению «ноной экономики», которая, в свою очередь, воздействует на социальные и культурные устои общества. Второй общей характеристикой внешней среды является се подвижность. На современном этапе изменения происходите постоянно нарастающей скоростью, особенно в таких отраслях, как телекоммуникации, химическая и электронная промышленность, производство компьютеров и биотехнологий. Особенно интересным представляется тот факт, что для разных подразделении компании интенсивность изменений может быть различна. Например, менеджер отдела НИОКР вынужден реагировать на каждодневные изменения в научно-технической среде, прослеживать новые достижения конкурентов и следовать новым технологическим стандартам и так далее.21

Следующая характеристика, присущая любой внешней среде, это степень ее сложности. Чем выше технологический уровень компании, чем более сложна ее структура вследствие наличия большого количества подразделений, чем сильнее международный характер ее деятельности и чем более диверсифицированное производство, тем в более сложных внешних условиях действует компания и тем актуальнее роль инновационного менеджмента в ее деятельности.

Вышеназванные характеристики внешней предпринимательской среды объясняют внимание, которое уделяется любой инновационно-ориентированной компанией изучению и анализу всех элементов прямого и косвенной) воздействия. Причем такие макроэкономические категории, как политическая, экономическая, научно-техническая среда, представляют собой первичные предпосылки для проведения инноваций. Необходимо также отметить, что прогнозировать изменяя в среде косвенного воздействия значительно легче, чем реакцию непосредственных конкурентов или изменение потребительских предпочтений. К таким глобальным переменам, как нефтяной кризис, экологические проблемы или конвергенция рынков, большинство компаний подготавливаются заранее, путем стратегического планирования своей деятельности. Значительно сложнее вовремя и адекватно среагировать на выпуск нового продукта или на резкий спад спроса на определенную категорию товаров. Для эффективного осуществления адаптации к таким изменениям от руководства компании требуется создание постоянного инновационного климата, обеспечивающего гибкость и организационной структуры, и производства, и человеческого менталитета.

Таким образом, любая организация функционирует не изолированно, а в тесном взаимодействии с окружающими се субъектами. Любые внутренние процессы, происходящие на фирме, являются прямо или косвенно следствием более глобального изменения во внешней среде. Говоря об инновационной деятельности, можно выделить дне группы факторов, являющихся предпосылками к ее развитию; внутренние и внешние.

Под внутренними факторами подразумеваются проблемы, сложившиеся внутри компании и требующие решения путем проведения тех или иных инноваций. Под внешними предпосылками понимаются любые изменения, происходящие, но внешнем предпринимательской среде, ведущие к адаптации рыночных субъектов к новым условиям также посредством внедрения инновации.

 

 

 

Практическое задание

 

Задание 5. 

Предприятие планирует вложить деньги в приобретение нового приспособления, которое стоит $3,170 и имеет срок службы 4 года с нулевой остаточной стоимостью. Внедрение приспособления по оценкам позволяет обеспечить входной денежный поток $1,000 в течение каждого года. Руководство предприятия позволяет производить инвестиции только в том случае, когда это приводит к отдаче хотя бы 10% в год.

Сначала рассчитаем чистое современное значение: 
 

       

Показатель

 

Годы 

 

Сумма денег, $

 

Множитель дисконтирования

 

Настоящее значение

                 

 
Исходная инвестиция

 

 
Сейчас 

 

 
(3170)

 

 
1,0

 

 
(3170)

                 

Годовой приток денег

 

1-4

 

1000

 

3,1699

 

3170


 

 
 
Таким образом, NPV= 0, и проект принимается. Дальнейший анализ состоит в распределении $1000 входного потока на две части: 

  •  
    возврат некоторой части исходной инвестиции;
  •  
    отдача от использования инвестиции (доход инвестору

 

 

 

 

 

Год

 
Инвестиция по

отношению к данному году

 

 

 

 

 

 
Поток денег

 
Отдача от

инвестиции (10% от графы 2)

 

 
Возврат

инвестиции (3-4)

 

 

 
Непокрытая инвестиция

на конец года  
 
(2-5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1

 
2

 

 
3

 
4

 

 
5

 

 
6

 
1

 
3170

 

 
1000

 
317

 

 
683

 

 
2487

2

 

1000

249

2487

 

 

751

 

1739

 
3

 
1739

 

 
1000

 
173

 

 
827

 

 
909

4

909

 

1000

91

 

909

 

0

 

 

Итого 3170

Информация о работе Виды инноваций и содержание инновационной деятельности фирм