Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:47, курсовая работа
Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации.
Введение………………………………………………………....3
Глава1.Основные категории менеджмента……………………….........4
Объект………………………………………………..........4
Субъект…………………………………………………....5
Функции…………………………………………………..7
Виды……………………………………………………..15
Методы. Классификация……………………………….17
Принципы………………………………………………..19
Практическая часть. На примере ООО «Венеция»………………………………………………….……21
Заключение……..…………………………………………….…31
Список литературы…….………………………………………34
Функция мотивации — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. С конца XVIII по XX век было распространенное мнение, что люди всегда будут работать лучше, если у них есть возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивация — это простой вопрос, который сводится к предложению предоставления соответствующих денежных вознаграждений в обмен на усилие. Руководители узнали, что мотивация — это результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно изменяются.
Функция контроля — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первый аспект — установление стандартов — это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, которое было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, ему известен и источник этой проблемы. Третий аспект — стадии, на которой выполняются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей для того, чтобы они стали реальнее и отвечали ситуации. Контроль — это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.
Функция координация — это центральная функция менеджмента. Она обеспечивает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а также действие руководителей.
В отечественной управленческой
мысли понятию «функции менеджмента» уделяется
большое внимание, провоцирующее многочисленные
дискуссии. Выделение определенного состава
функций позволяет лучше структурировать
понятие «менеджмент» и объяснить его
содержание. Поэтому следует назвать состав функций
менеджмента и привести их классификацию.
Приведенные ниже
трактовка и классификация функций отражают
позицию научной школы Санкт-Петербургского
государственного инженерно-экономического
университета и положены в основу обу-
чения менеджменту студентов всех специальностей.
Согласно этой позиции, под функциями менеджмента следует
понимать устойчивый состав специфических
видов управленческой деятельности. Эти
виды деятельности характеризуются однородностью
целей, действий или объектов их приложения.
Выделение функций менеджмента позволяет
установить правила и процедуры выполнения
специфических видов управленческой деятельности.
Функции менеджмента имеют универсальный
характер и являются содержанием управления
любым социальным объектом.
Все функции менеджмента можно разделить
на:
Действительно, простое
перечисление общих функций практически
раскрывает содержание процесса менеджмента.
Этот процесс начинается с формирования
целей и задач деятельности организации.
Сформированные цели должны быть достигнуты.
Для этого должны быть спланированы ресурсы,
действия и количественные характеристики
ожидаемых результатов, обеспечивающие
достижение сформированных целей, т. е.
должно быть выполнено планирование.
Запланированные действия должны быть
организационно обеспечены или организованы:
должны быть разработаны организационные
структуры, привлечена исполнители, скоординирована
их работа во времени и пространстве, т.
е. выполнено организовывание деятельности.
Термин «организовывание» представляет
собой некую методическую новацию: чаще
можно встретить термин «организация».
Но при этом, чтобы избежать путаницы (термин
«организация» используется также для
определения социального объекта), обычно
добавляют «организация как процесс»
или «организация деятельности». Представляется, что, несмотря на
трудности произношения, следует в контексте
«функция менеджмента»использовать термин
«организовывание». В англоязычной литературе
различаются «организация» как объект,
фирма, компания (organization) и «организация»
как деятельность, как функция менеджмента (organizing).
После того как спланированы ресурсы,
действия и количественные характеристики
ожидаемых результатов, организационно
обеспечены необходимые действия, начинается
процесс осуществления запланированной
и организованной деятельности. Этот процесс
выполняет не менеджер, а его подчиненные.
Но они могут что-то понять или сделать
неправильно, поэтому осуществление деятельности
в рамках принятых организационных решений
требует контроля на основе учета параметров
выполнения (оценка состояния работ по
выполнению производственной программы,
календарного графика, расходования средств,
выполнения штатного расписания, плана
реализации и т. п.).
В результате контроля выявляются отклонения
от первоначально запланированного хода
работ.
Это означает, что возникает
необходимость регулирования хода выполнения
плана, которое заключается в разработке
дополнительных мероприятий, направленных
на устранение отклонений, или в корректировке
сформированных целей. Функция регулирования
обеспечивает обратную связь в процессе менеджмента.
Фоновые (иногда их называют вспомогательными) функции или
связующие процессы не являются какими-то
второсортными по отношению к основным.
Они очень важны и формируют представление
о менеджменте как непрерывной деятельности,
т. е. создают фон для выполнения основных функций
менеджмента, являются своеобразными инструментами
менеджера.
Действительно, любое
действие менеджера при выполнении основных функций связано
с принятием решения, которое по возможности
должно базироваться на данных учета и
результатах анализа. То есть учет и анализ
являются предпосылками и приемами разработки
управленческих решений.
Таким, образом
формирование системы функций менеджмента позволяет
наилучшим образом представить себе содержание
деятельности менеджера
2.4 Виды менеджмента
10. Антикризисный менеджмент – это управление процессами, сопутствующими процедуре банкротства организации. Например, управление в течение действия конкурсного производства или при заключении мирного соглашения.
Есть также, атакующий менеджмент, вирусный, коммуникационный, механистический, проблемно-ориентированный, преобразующий, прогностический, проектный, пульсирующий, раскрепощённый, рациональный, сигнальный, ситуационный, эффективный и селф-менеджмент.
2.5 Методы управления
Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов, осуществления мотивации.
Перечислить все методы невозможно,
тем более что менеджмент постоянно развивается
и разрабатываются новые методы.
Имеет смысл привести классификацию методов
менеджмента.
Традиционно все методы менеджмента делятся
на три большие группы:
Это означает, что человечество
за всю историю своего существования выработало
всего три способа воздействия на объект
управления.
Первый способ основан на иерархии: административные методы
Классификация методов управления
Условием эффективного управления
является комплексное использование
всех трех групп методов управления.
Хотя необходимо подчеркнуть, что повышение
управленческой культуры предполагает
отказ от широкого применения административных
методов и овладение богатым
арсеналом социально-
1. Экономические методы управления
Это система приемов и
способов воздействия на исполнителей
с помощью конкретного
2. Организационно-
Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. К числу организационных методов относят: организационное проектирование, регламентирование, нормирование.
При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.
При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.
Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.
Сущность организационного
регламентирования состоит в
установлении правил, обязательных для
выполнения и определяющих содержание
и порядок организационной
Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.
Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.
Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендаций.
Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.
3. Социально-психологические методы управления
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.
К ним относятся: моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.
2.5 Принципы управления
Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Автором первых принципов управления был А.Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Принципы управления по А.Файолю | |
Принцип |
Содержание принципа |
1 Разделение труда |
Специализация работ для эффективного
использования труда работающег |
2 Полномочия и ответственность |
Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
3 Дисциплина |
Выполнение условий соглашения
между рабочими и руководством, применение
санкций к нарушителям |
4 Единоначалие |
Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
5 Единство действий |
Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
6 Подчиненность личных интересов |
Преимущество интересов |
7 Вознаграждение |
Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
8 Централизация |
Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией |
9 Скалярная цепь |
Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников") |
10 Порядок |
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
11 Справедливость |
Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
12 Стабильность персонала |
Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
13 Инициатива |
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ |
14 Корпоративный дух |
Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила") |