Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 09:33, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе наиболее эффективных способов взаимодействия между людьми на основе вышеизложенного теоретического материала, а так же рассмотреть какие преграды существуют в организационных коммуникациях и найти пути решения путём их совершенствования.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Разобраться в понятиях, целях и функциях коммуникационного процесса.
Продемонстрировать виды коммуникаций.
Проанализировать как коммуникационный процесс влияет на успешность в управлении.
Понять, какие преграды существуют в коммуникационной деятельности и выявить способы их преодоления.
И, наконец, показать методы, которые способствуют преодолению преград и становлению коммуникационного процесса.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы коммуникации в организации…………………..5
1.1 Понятие, цели, функции коммуникации………………………………....5
1.2 Виды коммуникаций……………………………………………………....9
Коммуникации в управлении организацией………….…………………18
2.1. Процесс коммуникаций и эффективность управления…………...…...18
2.2. Совершенствование коммуникаций в организациях………………….20
3. Ситуационный подход…………………………………………………….25
4. Практический раздел…………………………………………………...….28
Заключение……………………………………………………………………34
Список используемых источников информации…………………………...36
Рис. 1 модель Лассуэлла
Каждый из элементов указанной схемы стал объектом многочисленных исследований. Например, выделяются характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности воздействия. Для того, чтобы выступление человека оказало нужный эффект, этот человек должен, по мнению слушателей, обладать такими качествами, как компетентность (наличие соответствующих знаний и навыков), надежность (способность вызывать доверие), динамизм (личностная открытость, активность, энтузиазм).
Таким образом, рассмотрев из чего состоит структура коммуникации, приведя наглядный пример разработок политолога Лассуэлла, автор переходит к рассмотрению коммуникаций как, непосредственно, процесса взаимодействия между людьми.
2. Коммуникации в управлении организацией
2.1. Процесс коммуникаций и эффективность управления
Согласно исследованиям, руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информацией, обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях: планирования, организации, мотивации и контроля. [8,c.340-345] Именно потому, что обмен и формацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, называют коммуникации связующим процессом. Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции, с тем чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации. Хотя общепризнано, что коммуникации имеют огромное значение для успеха организаций, опросы показали, что 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями. Согласно еще одному опросу примеру, 250 тыс. работников 2000 самых разных компаний, обмен информацией представ одну из самых сложных проблем в организациях. Эти опросы показывают, неэффективные коммуникации - одна из главных сфер возникновения проблем. Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях.[1, 167-169 с.] Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Размышляя об обмене информацией в организации, обычно думают о люди, которые говорят в процессе личного общения или в группах на собраниях, разговаривают по телефону или читают и составляют записки, письма и отчеты. Хотя на случаи приходится основная часть коммуникаций в организации, коммуникации представляют собой всепроникающий и сложный процесс.
В ходе обмена обе стороны играют активную роль. К примеру, если вы как управляющий описываете одному из подчиненных, как нужно изменить работу, это только начало обмена. Чтобы обмен информацией стал эффективным, ваш подчиненный должен сообщить вам, как он понимает задачу и ваши ожидания в отношении результатов его деятельности. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона «предлагает» информацию, а другая воспринимает ее. Чтобы было именно так, следует уделять пристальное внимание коммуникационному процессу.
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Вы, конечно, сами сталкивались со случаями малоэффективного обмена информацией с друзьями, семьей, сотрудниками на работе. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей,
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.
. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.
. Канал, средство передачи информации.
. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:
Однако, не всегда коммуникационный процесс на предприятии в организации и.т.д. складывается гладко, и возникают определённого рода преграды, которые мешают правильному функционированию этого процесса. Автор хотел бы показать виды таких преград, которые реально встречаются на практике.
2.2. Совершенствование коммуникаций в организациях
Регулирование информационных потоков. Руководители на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации собственные, Своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обменах, разных культурах. Информационные потребности в значительной мере зависят от целей руководителя, принимаемых им решений и характера показателей оценки результатов его работы, а также его отдела и подчиненных. [9, 71 с.]
Управленческие действия. Регулирование информационного потока - лишь один пример из числа действий руководителя по совершенствованию обмена информацией. К примеру, руководитель может практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, распределения работы и т.п. Руководитель может также по своему усмотрению предпочесть вариант периодических встреч с участием всех подчиненных для рассмотрения тех же вопросов. Многие организации настаивают на проведении работниками руководящего звена таких еженедельных встреч-совещаний. Подчиненный может предпринимать подобные шаги, добиваясь по своей инициативе контакта с руководителем или товарищами по работе.
Обсуждение и прояснение новых планов, Вариантов стратегии, целей и назначений, необходимых для более эффективной реализации намеченного, контроль хода работ по плану-графику, отчеты по результатам такого контроля - вот дополнительные действия, подвластные руководителю.
[9, 71 с.]
Системы обратной связи. В той же мере, в какой обратная связь может способствовать совершенствованию межличностного обмена информацией, могут действовать и системы обратной связи, создаваемые в организации. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи - перемещение людей я одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов. Например, фирма «Форд» направляет работников своей главной штаб-квартиры на заводы, разбросанные по стране, для обсуждения вопросов, связанных с качеством продукции. Подобным образом мэр города лично посещает районы, чтобы удостовериться в нормальной реализации различных государственных программ, или с той же целью направляет от своего имени работников муниципалитета. Рассматривая необходимость обратной связи в организации, один из специалистов по обмену информацией пишет: «Эффективно работающий руководитель преодолевает разрывы между собою и своими подчиненными путем создания продуманной системы коммуникаций, которая гарантирует прохождение сообщений вниз и восприятие их там». Опрос работников - еще один вариант системы обратной связи. Такие опросы можно проводить с целью получения информации от руководителей и рабочих буквально по сотням вопросов:
Системы сбора предложений. Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем - снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх.
Чаще всего такая система реализуется в варианте ящиков для предложений, куда работники фирмы могут анонимно подавать свои предложения. К сожалению, этот вариант не слишком эффективен, ибо часто отсутствует механизм подтверждения факта рассмотрения предложений, как и стимулирование работников, чьи предложения пошли организации на пользу. Программы, обеспечивающие такое стимулирование и располагающие механизмом, объясняющим, почему та или иная идея внедряется, позволяют работникам понять причины принятия или отказа от их предложений. Кроме того, у работников есть шанс получить денежное вознаграждение.
Систему сбора предложений можно создать и по-иному. Организация может развернуть частную телефонную сеть, через которую работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы о назначениях и продвижениях в должности. Иногда на линии работают менеджеры, тут же отвечающие на задаваемые вопросы. Ответы направляются либо непосредственно работникам (если вопрос не анонимный), либо печатаются в информационном бюллетене фирмы.
Другой вариант системы обратной связи предусматривает создание группы руководителей и рядовых работников, которые встречаются и обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес. Еще один подход основан на кружках качества, а также группах неуправленческих работников, которые еженедельно собираются для обсуждения предложений по усовершенствованиям, а также возможных или существующих проблем, отражающихся на их работе. Подробнее концепция кружков качества рассмотрена в связи с управлением операциями.[7, 72 с.]
Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации. Относительно крупные организации, как правило, издают ежемесячные бюллетеня, которые содержат информацию для всех работников. В подобные ежемесячные бюллетени могут входить статьи с обзором предложений по поводу управления, на темы охраны здоровья работников, нового контракта, нового вида продукции или услуг, которые намечено предложить потребителям в скором времени, подборка «работник месяца», ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников.
Технология видеозаписи дала в руки организаций еще одно средство формирования информационных каналов.
Английская фирма «Бритиш Петролеум» раз в квартал выпускает видеогазету под названием «Трубопровод». Эта газета освещает главные события в жизни компании, действующей во многих странах мира, её рассылают всем филиалам и на суда танкерного флота. Видеоленты компания используй даже для того, чтобы ознакомить своих работников с предпринимаемой реорганизацией.
Фирма «Ай Би Эм» также использует видеоленты. Обычно они сопровождают печатные материалы. В одной из видеопрограмм финансовый директор разъясняет финансовые достижения своего отделения за прошедший год. Лента дополнена годовым отчетом, опубликованным в информационном бюллетене фирмы. Печатный материал представляет возможность оценить данные по существу, а видеолента позволяет работникам фирмы составить собственное суждение о стиле и особенностях руководителей, возглавляющих компанию.[7, 73 с.]
Современная информационная технология. Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях. Персональный компьютер уже оказал огромное воздействие на информацию, которую руководители, вспомогательный персонал и рабочие рассылают и получают. Электронная почта дает работникам возможность направлять письменные сообщения любому человеку в организации. Это должно уменьшить традиционно неиссякаемый поток телефонных разговоров. Кроме того электронная почта - эффективное средство связи между людьми, находящимися в разных конторах, разных городах и даже в разных штатах и странах. Последние нововведения в системах телефонной связи позволяют одному человеку направить несколько сообщений разным людям, а затем позвонить и получить ответы на исходные сообщения. В ходе видеоконференций люди, находящиеся в разных местах, в том числе и в разных странах, обсуждают всевозможные проблемы, глядя друг другу в лицо.[7, 73 с.]
Ситуационный
подход внес большой вклад в теорию управления,
используя возможности прямого приложения
науки к конкретным ситуациям и условиям.
Центральным моментом ситуационного подхода
является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств,
которые сильно влияют на организацию
в данное конкретное время. Из-за того,
что в центре внимания оказывается ситуация,
ситуационный подход подчеркивает значимость
«ситуационного мышления». Используя
этот подход, руководители могут лучше
понять, какие приемы будут в большей степени
способствовать достижению целей организации
в конкретно ситуации.
Ситуационный
подход, разработанный в конце 60-х годов,
не считает, что концепция традиционной
теории управления, бихевиористской школы
и школы науки управления неверны. Системный
подход, с которым ситуационный тесно
связан, пытается интегрировать различные
частичные подходы.
Ситуационный подход и процесс управления
Как и системный,
ситуационный подход не является простым
набором предписывающих руководств, это
скорее способ мышления об организационных
проблемах и их решениях. В нем также сохранена
концепция управления, применимая ко всем
организациям. Но ситуационный подход
признает, что, хотя общий процесс одинаков,
специфические приемы, которые должен
использовать руководитель для эффективного
достижения целей организации, могут значительно
варьировать.
Ситуационный
подход пытается увязать конкретные приемы
и концепции с определенными конкретными
ситуациями для того, чтобы достичь целей
организации наиболее эффективно.
Ситуационный
подход концентрируется на ситуационных
различиях между организациями и внутри
самих организаций. Он пытается определить,
каковы значимые переменные ситуации
и как они влияют на эффективность организации. Методологию
ситуационного подхода можно объяснить
как четырех шаговый процесс:
1. Руководитель
должен быть знаком со средствами профессионального
управления, которые доказали свою эффективность.
Это подразумевает понимание процесса
управления, индивидуального и группового
поведения, системного анализа, методов
планирования и контроля и количественных
методов принятия решений.
2. Каждая
из управленческих концепций и методик
имеет свои сильны и слабые стороны, или
сравнительные характеристики в случае,
когда они применяются к конкретной ситуации.
Руководитель должен уметь предвидеть
вероятные последствия, - как положительные,
так и отрицательные, - от применения данной
методики или концепции.
3. Руководитель
должен уметь правильно интерпретировать
ситуацию. Необходимо правильно определить,
какие факторы являются наиболее важными
в данной ситуации и какой вероятный эффект
может повлечь за собой изменение одной
или нескольких переменных.
4. Руководитель
должен уметь увязывать конкретные приемы,
которые вызвали бы наименьший отрицательный
эффект и таили бы меньше всего недостатков,
с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая
достижение целей организации самым эффективным
путем в условиях существующих обстоятельств.
Ситуационные переменные. Успех или неуспех ситуационного подхода
в значительной степени зависит от третьего
шага, определяющего переменные ситуации
и их влияние. Если это не будет сделано
правильно, нельзя будет полностью оценить
сравнительные характеристики или приспособить
метод к ситуации. Если можно проанализировать
ситуацию, тогда не возникает необходимости
прибегать к догадкам или методу “проб
и ошибок” для определения наиболее подходящего
решения организационных проблем. И хотя
ситуационный метод еще не был полностью
обоснован, недавние исследования указывают,
что некоторые ситуационные переменные
могут быть вычленены. Установление этих
основных переменных, особенно, в области
лидерства и поведения организационных
структур, а также количественных оценок,
явилось наиболее важным вкладом ситуационного
похода в управление.
Невозможно,
однако, определить все переменные, влияющие
на организацию. Буквально каждая грань
человеческого характера и личности, каждое
предыдущее управленческое решение и
все, что происходит во внешнем окружении
организации, определенным образом влияет
на решения организации. Для практических
целей можно рассматривать, однако, только
те факторы, которые наиболее значимы
для организации, и те, которые скорее
всего могут повлиять на ее успех.
Информация о работе Виды коммуникаций, их роль в системе менеджмента организации