Власть и лидерство в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Тема власти и лидерства была проработана многими научными работниками, в основном над этим трудились зарубежные специалисты, такие как : Р. Танненбаум, И. Вешлер и Ф. Масарик, П. Друкер, Ф. Фидлер, В. Врум, Ф. Йеттон, М. Мескон, П. Херси и К. Бланшард. Они создали модели и выдвинули теории, которые получили мировое признание, и некоторые из них являются актуальными и по сей день. Так же не малый вклад в изучение понятия и принципов лидерства внесли украинские и русские ученые: Ф. Хмель, В. Лозница, Д. Виханский. Цель данной работы - создать портрет эффективного современного менеджера, сочетающего в себе различные управленческие и лидерские качества.

Вложенные файлы: 1 файл

Власть и лидерство в современном менеджменте.docx

— 750.46 Кб (Скачать файл)

Этот  стиль подходит:

  • когда работник ознакомлен с заданием;
  • когда работник высоко компетентен;
  • когда работник и руководитель разделяют идеи и решения.

Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают максимума, так же как в природе нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов и перечисленные выше темпераменты всегда проявляются у человека в определённой пропорции с преобладанием одного из них.

Вывод: чаще всего применяется комбинация стилей, созданная руководителем с целью использования   положительных сторон того или иного стиля.

1.2 Формальное и неформальное управление

По мере разрастания  функций группы и расширения ее сфер деятельности складывается иерархия лидеров. Тут начинают действовать и «формальные», и «неформальные» лидеры.

 Первые получают полномочия руководить людьми из рук вышестоящей инстанции, вторые становятся лидерами по признанию окружающих. Подлинным лидером, способным вести за собою людей, становится тот, кто обретает у людей всеобщее признание.

Хорошо это или плохо? Почему возникает неформальное управление? Может ли оно вытеснить формальное? Не снижает ли эффективность общего управления  управление неформальное? Не рождает ли оно опасность конфликтов?

Множество мыслей возникает  в связи с этим вопросом, и очень  важных. В практике управления возникают  такие проблемы и ситуации, которые  можно решить только на неформальной основе. Более того, количество таких  проблем возрастает по мере развития, человека, производства и общества. В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играют творческий подход к работе, т.е. личная инновационность. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиции творчества и инноватики в значительной мере определяется неформальным управлением. Можно заставить человека исполнять, трудно заставить человека творить.

Иногда бывает ошибкой  стремление менеджера к предельно  четкой формальной организации. Конечно, она имеет определенные 6 преимуществ: повышение ответственности, возможность контроля, продуманность и распределение функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм на работе, который способствует оперативности и своевременности решений. Но на Западе все больше распространения получает такой вид забастовки как «работа по правилам». И такая забастовка обычно воспринимается руководством фирмы как бедствие, так как ведет к убыткам. Работа только формальная, без творчества и энтузиазма, сегодня воспринимается как отрицательное явление.

Признаками формального  управления является опора на формально  действующие организационные положения, использование административных рычагов  воздействия (приказ , административная ответственность , дисциплинарные требования и т.п.), жесткий контроль исполнения, учет только тех факторов, которые укладываются  в установленный порядок.

Признаками неформального  управления является опора на человеческие неформальные отношения: слабые и сильные  стороны человеческой натуры, уважение авторитет, самолюбие, психологическая  расположенность, заинтересованность, система индивидуальных или коллективных ценностей, лидерство и пр.

Необходимо сочетание формального  и неформального управления.  Следовательно, главным является найти такое сочетание формального и неформального управления, которое бы в максимальной степени влияло бы на эффективность управления. Факторы, от которых зависит сочетание формального и неформального управления:

  • качество персонала: профессионализм, образование, отношение к работе, отношение к менеджеру, динамика личности (самообразование, профессиональный рост и прочее);
  • личность менеджера: человеческие качества, коммуникабельность, профессионализм, доброжелательность, целеустремленность;
  • социально-экономическая обстановка, внешняя и внутренняя. Влияет на возможности варьировать соотношение формального и неформального управления;
  • психологический климат, существующий в управляемом коллективе. Он выступает и как следствие неформального управления. Следствия всегда расширяют или сужают наши возможности. Это касается многих проблем;
  • тип управления: стратегическое, инновационное, маркетинг, корпоративное, антикризисное и прочее;
  • интересы, ценности и мотивы, господствующие в коллективе;
  • динамика развития коллектива, фирмы, организации.

Но если сочетание формального  и неформального управления строится в условиях повышения управляемости, тогда степень формализации управления имеет предел, потому что превратить человека в робота невозможно. А  вот степень неформального управления может увеличиваться неограниченно. Это объясняется тенденциями  развития человека, его сознания, профессиональной подготовки, системы ценностей и  прочее. И тогда изменение соотношения  формального и неформального  управления приобретает другую форму, и тенденции изменения этого  сочетания становятся разнообразными, предполагают выбор одной из них  по динамическим характеристикам роста  соотношения формального и неформального  управления.

 

 

1.3 Качества современного лидера

Со времен создания теории лидерских черт неоднократно предпринимались попытки определения областей компетенции эффективного лидера. Эти попытки вполне оправданы, поскольку с их помощью исследователи пытаются ответить на вопрос: что же именно должен уметь делать лидер? Понятно, что с усложнением задач, стоящих перед лидерами бизнеса, расширяется и спектр навыков, которыми они должны обладать (табл.1 .1).

Интеллектуальные способности 

Черты характера личности

Приобретенные умения

• Ум и логика

• Инициативность

• Умение заручаться поддержкой

• Рассудительность

• Проницательность

• Гибкость

• Бдительность

• Умение кооперироваться 

• Умение завоевывать популярность и престиж 

• Оригинальность

• Созидательность и творчество

• Такт и дипломатичность 

• Способность к концепуализации

• Честность 

• Умение брать на себя риск и ответственность 

• Образованность

• Знание дела

• Умение выражать свои мысли 

• Целостность личности

• Смелость

• Уверенность в себе

• Умение организовывать

• Умение убеждать

• Умение изменять себя

• Любопытство и способность  осваивать новые знания и навыки

• Уравновешенность

• Надежность

• Острая интуиция

• Независимость 

• Самостоятельность 

• Амбициозность

• Потребность в достижениях 

• Настойчивость и упорство

• Энергичность

• Властность

• Работоспособность 

• Агрессивность 

• Стремление к превосходству 

• Обязательность

• Участливость

• Умение шутить и понимать юмор

• Умение разбираться в  людях 


Таблица 1.1. 
Качества, наиболее часто встречающиеся у успешного лидера

Источник: Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998 (Табл 10.2.).

Данный перечень вовсе  не означает, что успешному лидеру необходимо обладать всеми перечисленными выше качествами. Однако важно подчеркнуть, что многие из этих качеств можно  развить с помощью целенаправленной работы. Основное условие при этом — овладение навыком самоанализа, который позволяет определять области  самосовершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие власти

Понятие власти очень часто используется в характеристике политических деятелей и в оценке политической жизни. Поэтому  складывается мнение, что это понятие  относится только к политике. Однако в процессах управления нетрудно увидеть проявление власти и существование  власти. Не является ли это синонимом  управления или хотя бы понятия полномочий управления?

Власть – это возможность  и способность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей.

Власть – это необходимое  условие управления, это потребность  в управлении и предрасположенность  к нему со стороны группы людей  или коллектива и способность, и  желание одного из этой группы согласовывать  деятельность людей посредством  сознательного влияния на них  с учетом общей цели и особенностей деятельности каждого.  
Власть и управление – это два взаимодополняющих понятия, они переплетаются, но не тождественны. Не может быть управления без реальной власти, не может быть власти, не подкрепленной реальным управлением. Власть реализуется в управлении и раскрывает свою силу, жизненность, устойчивость.  
В управлении власть проявляется как совокупность полномочий, компетенций, лидерства (авторитет, признание, уважение, готовность к позитивной реакции на воздействие) и целей. Власть может быть реализована тогда, когда она строит управление по общей цели, опирается на полномочия, имеет информацию, необходимую для управления, пользуется авторитетом и признанием.  
В процессах управления, в каких бы масштабах оно ни осуществлялось, всегда возникает проблема власти, потому что и само управление – это процесс реализации власти и его успех зависит от того, каков объем власти и каков ее характер. Объем власти отражает силу влияния в комплексе проблем функционирования и развития фирмы, а характер власти – те опорные факторы, которые являются фундаментом власти (полномочия, авторитет и пр.). Эта проблема в практике управления возникает в виде проблемы управляемости.  
Управляемость – это реакция подчиненного, управляемого объекта, группы, коллектива на воздействие со стороны менеджера или системы управления в целом. Именно управляемость отражает объем и характер власти и является одной из важнейших характеристик управления.  

2.1 Власть и партнерство

Конечно, каждому менеджеру хотелось бы иметь высокую управляемость. Но отчего зависит повышение или  снижение управляемости? Можно ли ее регулировать?  
Одним из факторов повышения управляемости, а, следовательно, и усиления и изменения характера власти является партнерство.  
Партнерство – это управление, осуществляемое на основе участия всех членов коллектива или группы в разработке и принятии решений. Это совместное управление.

Партнерство характеризует взаимоотношения  менеджера и подчиненных ему  людей. Но не всякие взаимоотношения, а  только такие, которые, способствуют интеграции интересов, замыслов намерений, стремлений, которые характеризуют понимание и поддержку менеджера персоналом.

Партнерство определяется авторитетом  менеджера, механизмом управления, выбранным  и используемым им, целями, социально-психологической  атмосферой.

2.2 Власть: формальная и реальная

Формальная власть — это власть должности. Она обусловлена ролью последней в структуре управления, совокупностью принадлежащих ей прав (полномочий) и не связана с личностными качествами занимающего ее субъекта. Масштабы формальной власти измеряются либо числом лиц, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться требованиям обладателя должности, либо объемом материальных ресурсов, которыми он имеет право без согласования с другими распоряжаться. В большинстве случаев должность не дает неограниченной власти, а лишь позволяет контролировать выполнение определенных функций.

Реальная власть — это власть как по должности, так и по авторитету. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы подчиняться данному лицу, либо степенью зависимости его от окружающих. Реальная власть зависит также от степени признания ее обладателя окружающими, т. е. от его места не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений. Она измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью его независимости от окружающих. От иерархии она может быть весьма далека.

Готовность подчиняться (восприятие власти) определяется пониманием и принятием работниками смысла распоряжений, соответствием характера власти их индивидуальным потребностям и установкам людей, личными качествами должностного лица.

Границы формальной и реальной власти совпадают редко. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими  друг другу, что ослабляет попытки ее монополизации.

2.3 Основы власти. Типология власти

В процессах управления власть может  быть реализована по-разному, и она  может опираться на различные  факторы деятельности человека. Иногда власть над человеком может опираться  на обладание информацией о нем  негативного типа, или услуги, предоставленные  этому человеку, но не имеющие морального основания. Есть менеджеры, которые  стараются прибегнуть к таким  основаниям власти, потому что такая  власть в определенных условиях может  соответствовать очень эффективному управлению исполнительского типа. Бывает, когда подчиненные также получают власть над менеджером благодаря  обладанию какой-либо сомнительной информацией.

Информация о работе Власть и лидерство в современном менеджменте