Внешняя и внутренняя среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1. Внутренние переменные 4
1.2. Взаимосвязь внутренних переменных 11
2. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ 13
2.1. Характеристики внешней среды 13
2.2. Среда прямого воздействия 15
2.3. Среда косвенного воздействия 18
3. АНАЛИЗ СРЕДЫ 22
3.1. Анализ внутренней среды 22
3.2. Анализ внешней среды 24
4. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ВЭД 26
4.1. Особенности внутренней среды 26
4.2. Особенности внешней среды 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 82.79 Кб (Скачать файл)

Факторы социального поведения включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе. Часто именно социальные факторы создают крупные проблемы в организации. Чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов организация сама должна меняться.

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ВЭД

    1. Особенности внутренней среды

 

В международной  и отечественной практике существуют различные типы организации внешнеэкономической  деятельности предприятия, предмет  всего в зависимости от его  отраслевой принадлежности. Выбор форм организации службы ВЭД определяют разные факторы:

  1. мотивы и потребности, побуждающие к участию в международном разделении труда (экспорт, импорт, привлечение иностранных инвестиций, участие в международной кооперации и др.);
  2. степень интернационализации производственной деятельности (уже участвует или только намерено включиться в международные операции);
  3. методы реализации продукции фирмы: самостоятельные экспортные операции или через посредников;
  4. масштаб предприятия и объем его фактического и потенциального экспорта, что определяет количественные параметры службы управления ВЭД;
  5. внешнеэкономические операции имеют постоянный характер или осуществляются время от времени.

В зависимости  от этих факторов предприятия применяют  различные формы организации ВЭД:

  1. отдел внешнеэкономических связей в структуре управления предприятием (встроенные, специальные);
  2. внешнеторговые фирмы в составе крупных объединений, в ряде случаев с правами юридического лица;
  3. при посредничестве отраслевых внешнеэкономических объединений;
  4. при посредничестве предприятий-учредителей, специализированных внешнеэкономических акционерных обществ системы министерства торговли;
  5. через услуги иностранных посредников.

При постоянном характере экспортных и других внешнеэкономических  операций, нацеленности их на расширение, предприятие должно иметь в своем  составе профессиональную службу ВЭД, в зависимости от объема функций, это может быть отдел ВЭД или  встроенный (например, в коммерческую службу), или специальный, а для  более масштабных операций – внешнеторговую фирму.

Отдел ВЭД  является структурным подразделением предприятия и осуществляет функции управления ВЭД. Основные задачи отдела: планирование ВЭД, участие в определении экспортных цен, поиск новых экспортных заказов, контроль за выполнением обязательств по заключенным контрактам, анализ эффективности операций, организация и участие в проведении переговоров с потенциальными клиентами, управление экспортным потенциалом предприятия, контроль за организацией отгрузки, страхования, таможенной очистки и транспортировки экспортных товаров, валютный контроль, анализ рекламаций, изучение конъюнктуры зарубежных рынков, сбор конкурентной информации (ценовой, технической, коммерческой по фирмам конкурентам), подготовка предложений по рекламным компаниям, по участию в выставках, ярмарках, разработка проектов стратегии ВЭД предприятия с привлечением иностранных инвестиций.

При встроенной форме организации только выполнение основных функций сосредотачиваются в отделе (протокольно-визовая, заключение контрактов и контроль за их выполнением, подготовка и проведение деловых переговоров и т.п.), другие необходимые функции выполняются в соответствующих отделах (бухгалтерия, экономический отдел, служба маркетинга и т.д.). Специальная форма организации предполагает, что в отделе ВЭД реализуются все необходимые функции, в том числе и валютно-финансовые. 

При нарастании объемов внешнеторговых операций, их усложнении происходит преобразование отдела ВЭД во внешнеторговые фирмы (ВТФ). ВТФ создаются в рамках крупных объединений с высоким удельным весом экспортно-направленного производства, большими импортными закупками (сырья, комплектующих, оборудования) и инвестиционными проектами.

Рис. 4.1. Примерная организационная структура внешнеторговой фирмы

Функции определяют конкретную организационную  структуру. В силу многообразия конкретных целей, задач и условий не может  быть единой структуры для предприятий. Рассмотрим ее на примере машиностроительного предприятия, осуществляющие и экспортные и импортные операции. На единоличной основе фирмой руководит ее директор. В рассматриваемом случае у него четыре заместителя, отвечающие за соответствующие блоки. Внешнеэкономические фирмы, как правило, включаются в общую управленческую структуру объединения без права юридического лица, но могут иметь субсчет на счету предприятия, что дает ей относительную тактическую самостоятельность.

Фирма имеет  право самостоятельно определять формы, методы, и объемы работы на внешнем  рынке, что предъявляет повышенные требования к организации управления ее внешнеэкономической деятельностью. При решении вопроса о выборе варианта выхода на зарубежные рынки особое внимание следует уделять конкурентным преимуществам. Достижение этой цели обеспечивается на производственной фирме решением более частных задач:

  1. расширение объема сбыта выпускаемой продукции путем освоения новых рынков сбыта за рубежом;
  2. минимизация издержек производства и удельных затрат на единицу продукции;
  3. снижение издержек реализации товаров путем выбора правильной стратегии сбыта;
  4. повышение качества продукции посредством применения новых технологий, материалов.

Реализация  внешнеэкономического потенциала зависит от внешнеэкономической среды фирмы, прежде всего от общей экономической ситуации в России. В реальной экономической среде текущего периода руководители вынуждены применять нестандартные, с точки зрения мировой практики схемы, связанные с большой степенью риска.

    1. Особенности внешней среды

Когда организация начинает вести  свои дела за пределами внутреннего  рынка, соответствующие процедуры  подлежат модификации под те или  иные конкретные факторы окружения. Как указывает группа исследователей: «Фирма должна определить, в каком отношении новая среда отличается от более привычной внутри страны, и решить, как следует изменить теорию и практику управления в новых условиях».

Разновидности международного бизнеса

Существует несколько путей  проникновения предприятия на международный рынок.

Экспорт. Самый простой путь проникновения  на международные рынки — экспорт  продукции. Хотя организация продолжает производить всю продукцию в  стране, она может для координации  экспорта создать независимую торговую компанию или посредническую службу, которая будет облегчать заключение сделок иностранными покупателями. С  расширением экспорта организация  может создать экспортный отдел  с управляющим по экспорту, относящимся  к среднему уровню в иерархии управления.

Лицензирование. Предприятие может  продать лицензию на производство своей  продукции иностранной компании или государству посредством  соглашения о лицензионных платежах. То есть организация предоставляет иностранной компании право на использование патентов или технологии взамен на возмещение затрат в форме лицензионных платежей или платы за услуги.

Совместные предприятия. Организация  совместного предприятия заключается в том, что две или большее число частных компаний или государств вклады в средства в производственные мощности. Участники являются равными партнерами в деле и получают прибыль в зависимости от доли пакета акций каждого в совместном предприятии.

Прямые капиталовложения. Наиболее сильная приверженность международному бизнесу возникает тогда, когда руководство решает выпускать продукцию своей фирмы за границей и сохранять полный контроль над производством, маркетингом, финансами и другими ключевыми функциями. Многонациональные корпорации владеют и управляют предприятиями в других странах.

Факторы международной среды

Чтобы приспособить свои услуги и  продукцию к характеристикам  или иного международного окружения, руководители организации должны научиться понимать факторы каждой международной среды.

Рассмотрение факторов среды, в  которой функционирует международный  бизнес, сосредоточено на четырех  факторах — культуре, экономике, законодательстве, государственном регулировании и политической обстановке.

Культура. Под культурой понимается господствующая в обществе система  разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок. Каждое общество имеет свою культуру, влияние которой сказывается на стиле повседневно жизни.

Язык — важный аспект культуры, всегда создающий трудности для  организации ведущей свои дела за границей. В силу расхождения значений, придаваемых сходит словам, а также проблем, связанных с переводом, могут возникать барьеры на пути обмена информацией.

Различия между культурами выражаются и в несовпадении установок по поводу власти, значения работы, роли женщины  в обществе, готовности рисковать. Поэтому чтобы преуспеть, организациям и руководителям следует выявлять культурные различия и соответствующим образом менять поведение в межличностных контактах, не говоря уже об изменении стиля и методов деловой практики и руководства

Экономика. Фирмы, работающие в международной среде, должны анализировать экономические условия и тенденции и наблюдая за экономикой тех стран, в которых они ведут или намереваются вести дела. Анализ среды может способствовать повышению эффективности процесса принятия решений и планирования. К числу некоторых экономических факторов, которые могут влиять на ведение дела за границей, относятся: уровень заработной платы, транспортные расходы, обменный курс, инфляция и ставки банковского процента, ВНП, налогообложение и общий уровень экономического развития.

Законы и госрегулирование. Подобно  тому, как организации, занимающиеся бизнесом внутри страны, зависят от внутренних законов, так и фирмы, выступающие на международных рынках, вынуждены считаться со множеством законов и регулирующих актов. Последние относятся к таким вопросам, как налогообложение, патенты, трудовые отношения, стандарты на готовую продукцию, ценообразование и представление сведений государственным учреждениям.

Политическая обстановка. Внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут сказываться на операциях в сфере международного бизнеса. Социальная напряженность может нарушать процесс производства или ограничивать сбыт, если волнения направлены против находящегося в иностранном владении завода или вида продукции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев и проанализировав  внешнюю и внутреннюю среду организации необходимо  сделать основные выводы по данной теме.

Внутренние переменные – это  ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми  и регулируемыми. Основными переменными  внутренней среды организации, которые  требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности  они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.

 От  внутренних переменных, от которых  зависит внутреннее благополучие  организации, и их взаимодействие  способствует достижению общих  целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации,  без которого не возможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.

Таким образом, главное, что необходимо усвоить – то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.1999.
  2. Таможенный Кодекс Таможенного Союза (в ред.  от 16.04.2010)
  3. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2008.  
  4. Кабушкин. Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2006.
  5. Лукашевич В.В. Менеджмент / В.В. Лукашевич, Н.И. Астахова; под ред. В.В. Лукашевича. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  6. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: ООО «И.Ф. Вильямс», 2007.
  7. Прыткин В.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках / В.В. Прыткин. – М.: Мысль, 2005.
  8. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. – М.: ДЕЛО,1998.
  9. Чаусова Н.Ю. Менеджмент / Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010.
  10. http://www.aup.ru/books
  11. http://www.college.ru/economics
  12. http://www.customs.ru
  13. http://www.gosuslugi.ru
  14. http://www.nlr.ru
  15. http://www.tamognia.ru/customs
  16. http://www.wikipedia.ru

Информация о работе Внешняя и внутренняя среды предприятия