Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:04, курсовая работа
Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им миссии предприятия и стратегических целей в любой области деятельности. Стратегическая программа или план представляет собой технологический документ, предусматривающий постановку цели, конкретную постановку задачи, срок ее исполнения, назначение ответственных за реализацию цели и решение задачи, источники финансирования, алгоритм решения задачи и получение необходимого результата. Программа должна создаваться на обоснованных расчетах.
Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, выраженных в количественной форме, предназначенных для достижения целей предприятия. Бюджеты выражаются в расчетах и сметах затрат. Расчет бюджета происходит в 4 этапа.
Этапы составления бюджета:
4.5.
Стратегический контроль и
Весь процесс стратегического контроля начинается с планирования, за которым следует развитие продукта (технологии), исследование рынка, создание производственных мощностей, систем маркетинга и распределения продукции, и заканчивается запуском в производство нового товара или услуги. После создания полноценного рынка сбыта работы над проектом прекращаются.
Когда запускается стратегический проект, его возможные результаты обычно скрыты за завесой различных неопределенностей. Вероятность того, что на самом деле все пойдет не так, как предполагалось, очень велика.
Принципы стратегического контроля.
В отличие от оперативного, стратегический контроль базируется на неопределенных, подчас весьма приблизительных оценках, а не на конкретных результатах. Он представляет собой процесс принятия предпринимательских решений, как и само решение о начале проекта. Поэтому типичный менеджер, контролирующий финансовое положение предприятия, обычно не расположен к риску и не имеет необходимых для стратегической работы навыков. Роль стратегического контролера должна быть возложена на предпринимателя, способного принять на себя ответственность за возможную неудачу.
Стратегический контролер должен уметь управлять процессом изменений. Он обязан постоянно помнить, что людьми, работающими над проектом, зачастую движут возбуждение от открытия, азарт игры, преданность команде, что их вполне может не интересовать его рентабельность (потому что они, скорее всего, не отвечают за получение прибыли). Поэтому стратегический контролер должен быть готов немедленно остановить работу над проектом, если он убежден в его убыточности.
Очевидно, что методы поощрения, которые в оперативном контроле основаны на прошлых результатах не применимы в стратегическом управлении проектами. Система поощрения стратегической работой должна обладать следующими чертами:
4.6. Оценка выполнения стратегических решений
Оценка выполнения стратегических решений происходит на каждом намеченном этапе выполнения проекта или реализации продукции. Оценка производится с целью определения степени достижения основной цели предприятия или поставленных задач для ее реализации, а также выявление проблем и помех и определение причин этих проблем, определение вознаграждений за успешно выполненные этапы.
Оценка выполнения решений дает возможность включить обратные связи при необходимости и вовремя скорректировать те или иные негативные, с точки зрения достижения цели, результаты. Для этого этапы контроля и процесс принятия решений должны вовремя включить обратные связи для того, чтобы не потерять время и ресурсы для достижения цели.
Оценку выполнения решений проводит
высшее руководство предприятием на
специальных совещаниях по подведению
итогов в определенном периоде работы
предприятия или по контролю за проектами.
Для действенного контроля за этапами
и сроками работ каждому
Каждый пункт выполнения особо важного задания должен оцениваться с точки зрения поощрения или наказания исполнителей по специально выработанному положению. Финансовые ресурсы для этого должны быть заложены в бюджете.
4.7. Структура стратегических
Двойная система управления проектами имеет существенный минус — власть и ответственность за стратегическое развитие отделены от оперативного руководства. Стандартный результат такого разделения — неспособность руководителей проектов предчувствовать и решать проблемы, которые возникают при переходе нового товара или услуги в стадию оперативных работ.
Концепция стратегических бизнес-единиц (СБЕ) заключается в сохранении существующей организационной структуры, развитие которой диктовалось потребностями оперативного получения прибыли, но в ее рамках (на самых разных уровнях) выделяются самостоятельные подразделения, которые естественным образом связаны и с оперативными прибылями и убытками, и со стратегической деятельностью.
Менеджеры СБЕ подчиняются двум вышестоящим руководителям, один из которых занимается стратегическим развитием, а другой — оперативной деятельностью.
Наложение СБЕ поверх существующего предприятия создает две субструктуры, в каждую из которых входят одни и те же менеджеры. Им как бы приходится носить поочередно разные маски, играть две роли, занимаясь конкурентной или предпринимательской деятельностью.
Обеими структурами нужно
Двойная структура.
Необходимость обособления
Осуществить такую перегруппировку можно двумя различными способами:
1. Подчинить предпринимательскую деятельность и эволюционно развивающийся конструкторский отдел группе стратегического развития. Оперативная группа ограничивается производством, распределением и маркетингом;
2. Другой, более тонкий подход — контроль над стратегической эволюцией существующего бизнеса передается оперативной группе, а деятельность стратегической группы ограничивается созданием новых видов бизнеса
Последователи двойной структуры сталкиваются с серьезной проблемой. В западных предприятиях перевод новых видов бизнеса из области стратегического развития в оперативную деятельность затруднен по двум причинам. Прежде всего, это реакция оперативных менеджеров типа «это мы не проходили», отягощенная страхом перед новым бизнесом, что приводит к сокращению краткосрочных прибылей и провалу краткосрочных планов.
На ранних этапах развития концепции двойной структуры эта проблема решалась следующим образом. Стратегическая группа предоставляла оперативной «право первого отказа» от всех перспективных новых проектов. Однако стратегическая группа могла создать новые оперативные подразделения.
Как показал опыт, страх упустить привлекательную возможность заставляет оперативное руководство более серьезно подходить к вопросу о новых видах бизнеса.
В последние годы, как реакция на увеличение потребности в предпринимателях, был выработан новый подход к двойной структуре.
Вместо того чтобы на основе нескольких проектов создавать единую группу стратегического развития, каждый проект реализуется как венчурное предприятие с собственными ресурсами и капиталом, подчиняющееся высшему руководству предприятия. Для обеспечения предпринимательских стимулов руководителей таких предприятий они могут являться их соучредителями.
После завершения стратегического развития, венчурная компания может быть преобразована в оперативное подразделение предприятия, или же оно присоединяется к уже существующей оперативной деятельности.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что двойная структура представляет собой «окончательное решение» проблемы конфликта способностей в том смысле, что она позволяет различным подразделениям создавать собственные профили способностей, наилучшим образом отвечающие их потребностям.
4.8. Создание соответствия между стратегией и культурой
Именно на разработчиках лежит ответственность за выбор такой стратегии предприятия, которая не противоречила бы особенностям и неотъемлемым частям корпоративной культуры. Как только стратегия определена, менеджеры, занимающиеся ее проведением, должны позаботиться о том, чтобы привести корпоративную культуру в строгое соответствие с выбранной стратегией и удерживать ее в дальнейшем в таком состоянии.
Приведение корпоративной
Наибольший эффект при создании
корпоративной культуры имеют такие
действия, как замена управляющего,
который придерживается традиционных
стереотипов, на управляющего «новой волны»;
смена отработанной политики и практики
работы, препятствующих проведению новых
инициатив; осуществление серьезных
организационных
Заключение
Таким образом, вопросы
реализации стратегии должны быть под
постоянным оперативным контролем
любого ответственного подразделения
и менеджера предприятия по функциям.
Вопросы управления стратегией помимо
решения перспективных задач
по достижению целей, включают в себя
решение оперативных, т.е. ситуационных
задач, отрабатывающих изменения во
внешней среде и внутренних возможностей
предприятия. От того, как целенаправленно
и грамотно менеджеры ведут работу
на всех этапах выполнения проекта
и уровнях иерархии зависит
выполнение поставленной цели. Иными
словами весь коллектив предприятия
в течение всего периода