Гостиничный сектор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, реферат

Краткое описание

Гостиничный бизнес Казахстана как был, так и остается высокорентабельным направлением. Ведь, несмотря на постоянный прирост новых отелей, дефицит комфортабельных гостиничных номеров не теряет своей актуальности. К примеру, на сегодняшний день лишь 4 гостиницы Алматы являются пятизвездочными и входят в международные сети отелей (Rixos, Royal Tulip, Intercontinental, Rahat palace-Hyatt).
Между тем, приток иностранных гостей (по большей части – бизнес-туристов) с каждым годом только увеличивается, что способствует активному росту инвестиционных проектов в гостиничной сфере и всё более быстрой окупаемости вкладываемых средств.

Вложенные файлы: 1 файл

бельгибаев.docx

— 49.87 Кб (Скачать файл)

Сейчас в республике начата работа по подготовке и переподготовке профессиональных кадров для туристской отрасли. Международные программы  обмена студентами и отраслевыми  специалистами, обучение во вновь созданном  Общеобразовательном центре КазГУМЯ и на действующих факультетах туризма республиканских университетов обеспечат казахстанский туристский рынок квалифицированными мастерами своего дела.

На фоне дальнейшего развития рыночных отношений можно рассчитывать на поступательное увеличение спроса казахстанцев на зарубежные поездки – с целью отдыха, развлечений и удовлетворения профессиональных интересов. Этому будут способствовать такие факторы, как наличие огромного отложенного спроса после отмены ограничений на выезд за рубеж; рост платежеспособных категорий населения, когда 10% казахстанцев по праву относят к лицам с высоким уровнем дохода; изменение структуры потребления населения в пользу непродовольственных товаров и услуг; переориентация граждан с внутреннего рынка туризма на внешний из-за дороговизны местных курортов и роста транспортных расходов; использование зарубежных поездок для решения материальных и бытовых проблем населения (шопинг – одна из основных целей); расширение деловых контактов и сотрудничества по линии новых коммерческих структур и др. Все это характерные особенности выездного туристского рынка.

Въездной туризм, напротив, переживает не лучшие времена. Пик интереса и притока иностранных гостей в Казахстан пришелся на 1994 год, когда  к нам на отдых, с деловыми, частными и познавательными целями прибыло  более 450 тысяч туристов. Однако, уже в 1996 году их число снизилось до 141,1 тысячи. Сократился и период пребывания интуристов. Республика стала менее привлекательной для зарубежных гостей, что в основном объясняется неразвитостью инфраструктуры туризма и слабой материально-технической базой отрасли. Существующие средства размещения отличаются чрезвычайно низким уровнем комфортности и технического оснащения, что делает отечественное туристское обслуживание неконкурентоспособным. Сервис на уровне международных стандартов могут обеспечить лишь отдельные высококлассные отели в Алматы: 5-звездочные гостиницы «Риджент Алматы» и «Хайят Ридженси», Интеротель «Достык», 3-звездочные отели «Астана» и «Премьер Алатау», высокогорный VIP-Отель «Кумбель»*****, расположенный в одном из живописнейших ущелий – Алмаарасан, а также 5-звездочный отель Астаны – «Астана-Интерконтиненталь», однако, услуги их чрезвычайно дороги и пользуются ими лишь небольшая часть иностранных граждан.

Разрыв межреспубликанских связей отрицательно повлиял и на единое туристское пространство. В  регионах нередко стали вводиться  свои правила, порядки ограничения  таможенного, визового характера, что  «режет» туризм под корень.

Государство практически  не выделяет средств на рекламу и  поддержание своего туристского  имиджа. Между тем, в некоторых  странах на эти цели направляется до 40-45% расходов в национальных министерствах  по туризму.

Сетуя на сдерживающие факторы  развития въездного туризма, нельзя не признать и влияния ряда положительных  факторов, которые содействуют увеличению прибылей и улучшают структуру туристских поездок: высокая покупательная  способность иностранных валют; наличие неосвоенных рынков сбыта  и широких сфер вложения капитала зарубежных компаний; свобода перемещения  по большей части СНГ и Казахстана, с развитием перспективных для  туризма районов, куда раньше иностранцам  путь был заказан, а также рост числа новых городов, готовых  принять зарубежных гостей.

По состоянию на 1 июля 2003 года в Республике Казахстан стабильно  функционируют 318 туристических агентств и фирм, из них 8 предприятий государственной  формы собственности, 304 – частной  и 6 предприятий принадлежат иностранным  государствам, их юридическим лицам  и гражданам. Наряду с такими крупными фирмами, как АОЗТ «Яссауи», МТК «Спутник Казахстана», ТОО «Квадротур», авиакомпания «Гиацинт-Рахат», осуществляют свою деятельность множество различных ассоциаций, совместных и малых предприятий, частных фирм и агентств, туристских авиакомпаний, в которых в общей сложности занято более 5 тысяч человек.

Соответственно, за 1 полугодие  текущего года ими реализовано продукции, выполнено работ, услуг на сумму 1197,4 млн.тенге, оказано услуг по своему основному виду деятельности – на 1055,4 млн.тенге. В том числе, туристическим предприятиям государственной формы собственности – на 15,4 млн.тенге (услуг – на 14,1 млн.тенге); частными фирмами – на 1174,9 млн.тенге (услуг – на 1034,3 млн.тенге); иностранными фирмами – на 7,0 млн.тенге (услуг – на 6,9 млн.тенге).

Результаты хозяйственной  деятельности туристических предприятий  за первое полугодие текущего года показали их убыточность и составили  в сумме 25,9 млн.тенге. Платежи в бюджет и отчисления в фонды от предприятий всех форм собственности – 36,4 млн. тенге.

В 2001 году в органы статистики представили отчеты о своей деятельности 305 туристических организаций, в 2002 году – 350.

Результаты хозяйственно-финансовой деятельности туристических организаций  за 1999 – 2002 гг. приведены ниже в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Результаты хозяйственно-финансовой

деятельности  тур-организации

 

 

Период

Объем услуг

Получено прибыли  от

Налоги и сборы

млн.

тенге

тыс.

долл.

США

Въездного

туризма

Выездного

туризма

Внутреннего туризма и  экскурсий, млн. тенге

млн. тенге

тыс. долл.

США

млн. тенге

тыс. долл.

млн. тенге

тыс. долл.

1999

421,2

5072,7

0,9

-

18,3

-

3,3

3,2

90,5

2000

1716,0

1217,3

107,0

-

3,6

-

39,8

28,5

-

2001

2665,6

2085,0

10,0

5,1

9,1

10,4

-

94,0

-

2002

2837,5

2210,6

25,6

21,0

-32,2

24,1

-

89,8

-


 

* рассчитано по данным  статистической отчетности

 

Доля налогов и сборов туристических агентств и фирм в  общих налоговых поступлениях в  бюджет республики составила: 0,03% - в 2000 году, 0,08% - в 2001 году, 0,06% - в 2002 году, 0,03 –  в первом полугодии 2003 года.

Слабо развит в республике въездной туризм. Анализ числа въезжающих туристов за 1994 – 2002 годы показывает, что пик посещений пришелся на 1995 год, прирост которого составил 101,7% к предыдущему году, но в последующие годы более низкий, но и более ровный на уровне 15-17%%. Доля въезжающих туристов к общему числу колеблется от 5,1% в 1994 году до 10,6% в 1997 году. Однако, наблюдается тенденция превышения числа выезжающих туристов, удельный вес которых за эти годы превышает долю въезжающих соответственно на 39,8% (1994 год) и 56,2 (2002 год).

Деятельность туристических  агентств в основном ориентирована  на выездной туризм. Наибольший прирост  выездного туризма произошел  в 1996 году, затем происходит его резкое снижение в 1997 году и некоторый прирост  в 1998 году. Поскольку выездной туризм в нашей республике по своей сути в большей мере является шоп-турами «челноков» для закупки товаров, то можно предположить, что они стали осуществлять свои поездки через другие республики, или же произошло снижение покупательского спроса на ввозимые ими товары.

Среднее количество дней проживания наших туристов, выезжающих в другие страны, составляет 5-6 дней, приезжающих  в нашу страну до 1996 года – 6-8 дней, а  с 1996 года проживание посетителей из Китая, Кореи, Пакистана значительно  увеличилось (в отдельных случаях  до 119 дней). Очевидно, это люди, прибывшие  не с туристической, а деловой  целью.

Прирост туристов и других посетителей в республику всегда влияет на деятельность гостиниц. Следует  отметить, что в настоящее время  серьезным конкурентом гостиничных  предприятий является сектор домашних хозяйств, сдающих в аренду (в  том числе приезжающим по служебным  и деловым поездкам) меблированные  квартиры и коттеджи.

Если рассчитать возможность  приема гостиничных предприятий  при максимально благоприятных  условиях, т.е. круглогодичной постоянной их заполняемости посетителями, в отношении с реальными, то заполняемость гостиниц характеризовалось бы следующими показателями в 1999г. – 29,7%, 2000г. – 21,2%, в 2001г.- 18,3% и в 2002г. – 15,0%.

То есть, заполняемость гостиниц посетителями колеблется от 30 до 15% и ежегодно снижается.

При привлечении туристов в республику возрастет интенсивность  работы гостиничного хозяйства, где  имеется резерв до 70% и при средней  цене за 1 номер за сутки на человека 773 тенге (к концу 1999 года), 913 тенге  в декабре 2000 года, значительно возрастет  доходность, а также, соответственно, должно измениться соотношение доходов  и расходов в сторону уменьшения последних.

Процесс приватизации привел к тому, что доля предприятий государственной  формы собственности с 80% в 1994 году снизилась до 58% к сентябрю 1997 года, соответственно в 1997 году увеличилась  доля частных предприятий до 33%, появились  совместные предприятия с иностранным  партнерством (около 2%) и без иностранного участия (7%).

В 1994 году среднесуточные доходы за одного проживающего самые низкие у гостиниц, принадлежащих частным  юридическим лицам, затем государству, частным гражданам. А уже с 1996 года доход предприятий государственной  формой собственности ниже дохода частной  собственности граждан и юридических  лиц на 506-530 тенге, а долевой собственности  с иностранным участием на 12-15 тысяч  тенге.

Следует также отметить, что среднесуточные расходы на одного проживающего, начиная с 1996 года, упорно превышают среднесуточные доходы у  предприятий государственного и  частного секторов и лишь у совместных предприятий – расход ниже дохода.

Естественно, Республика Казахстан  имеет климатические, природные  и другие условия для привлечения  туристов и организации отдыха. Но для этого необходима серьезная  работа по улучшению:

- сервиса сферы обслуживания;

- качества и пропускной  способности дорог;

- сервиса технического  обслуживания транспортных средств;

- развития материально-технической  базы туристических предприятий  и гостиничного хозяйства;

- качества обслуживания  на туристических базах, в гостиницах, ресторанах;

- расширения программ  культурных и спортивных мероприятий,  развлекательных шоу.

Необходимо серьезно поработать над разработкой собственных  туристических маршрутов с включением в их программу знакомств с  историческими местами, памятниками  культуры, интересными природными местами  и организации отдыха с элементами самобытных, традиционных, колоритных, национальных видов развлечений, охоты  и др. Развивать и предлагать виды спорта и отдыха, которые обусловлены  естественными природными условиями (горный туризм, альпинизм, горнолыжный  спорт, конные маршруты, спуск на плотах и байдарках по рекам и другое).

Для развития туризма определенное значение имеет и необходимость  изменения характера туризма. В  прошлые годы туризма базировался  на организации группового туризма, в то время как мировая практика показывает, что основная часть туристов желает путешествовать индивидуально. Для решения проблем, вставших перед  индустрией туризма, необходимо использовать различные формы экономического сотрудничества: создание фирм с иностранными инвесторами, строительство новых  туристических объектов, предоставление свободы частной инициативе.

Соответственно необходимо улучшать статистический учет в сфере  туризма и гостиничного хозяйства, чтобы в нем можно было в  полной мере отразить все интересующие стороны (органы Госуправления, прессу, предпринимателей, статистику и др.) функционирования и развития вышеуказанной сферы. Наладить деловые контакты между министерствами и ведомствами, данные таможенных служб, служб охраны государственной границы РК.

Видимые перспективы отрасли  обнадеживают. Специалисты прогнозируют дальнейший рост значения Республики Казахстан на мировом туристском рынке. Однако, мечтая об эффективном  использовании туристского потенциала страны, будем помнить о главной  и неотложной задаче – создать  современную инфраструктуру отрасли  и, прежде всего, сектор размещения, отвечающий международным стандартом.

 

Глава 2. ГОСТИНИЧНОЕ  ХОЗЯЙСТВО, КАК СЕКТОР

СФЕРЫ УСЛУГ

 

Невозможно установить точную дату возникновения первых гостиниц. История данной индустрии уходит своими корнями в глубину веков. Как только люди начали путешествовать, потребовалось место, где можно  было бы остановиться. Уже в Древней  Греции существовали помещения при  тавернах, где размещались путешественники. Но начало гостиничной индустрии  было положено в Риме. Именно здесь  купцы и чиновники для разрешения торговых вопросов часто вынуждены  были выезжать и путешествовать по стране. Результатом таких передвижений стала развитая сеть постоялых дворов и гостиниц, построенных в основном вдоль дорог для удобства путешественников. Проводимые в Риме театральные представления  также требовали помещения для  размещения зрителей. Их строили недалеко от театров, так как иногда во время  спектаклей шли дожди, и зрители  вынуждены были прятаться в этих помещениях.

О размещении высших чинов  заботились заранее, а купцы и  другие неофициальные путешественники  вынуждены были заботиться о себе сами. Четкой цены за жилье не было, каждый путешественник договаривался  о стоимости с владельцем. Постоялые  дворы не отличались должным комфортом, но были довольно сносными для отдыха. Строились они, в основном, из дерева.

Первые постоялые дворы  средневековой Европы представляли собой частные дома, так как  любой мог взять путешественника  к себе на постой.

В результате содержание постоялых  дворов переросло в частные для  того времени коммерческие предприятия. Каменными строились лишь монастыри и замки. Такие помещения давали большую защищенность от грабителей, поэтому богатые люди предпочитали останавливаться в монастырях. Монастыри принимали путешественников и пожертвования. Страноприемные дома, как разновидность гостиницы, содержались религиозными орденами. Можно сказать, что церковь создала первую гостиничную цепь (систему).

Информация о работе Гостиничный сектор