Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 15:54, курсовая работа
Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т. д.).
Цель данной работы рассмотреть научно практические основы государственной инновационной политики, правовую базу, проблемы и пути их решения.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы инновационной политики государства
Сущность инноваций и инновационной политики…...........................5
Классификация инноваций……………………………………………..7
Инновационная политика как объект управления...............................13
Стратегия развития инновационной политики России……………...17
Глава 2. Проблемы инновационной политики государства и пути их решения
Недостатки Российской модели рыночной экономики……………..24
Проблемы управления инновационно - инвестиционным процессом………………………………………………………………26
Проблемы законодательного обеспечения………………...…………30
Глава 3. Региональная инновационная политика – инновационные процессы в УРФО…………………………………………………………………………..…34
Заключение……………………………………………………………………….43
Литература……………………………………………………………………….44
Такое положение негативно отражается на качестве исследований, затягивает сроки их осуществления. При сравнении с исследовательскими институтами Запада наши академические институты проигрывают по оснащенности своих сотрудников оборудованием в 80 раз, а по обеспеченности научной литературой - в 100 раз.
Инновационная активность промышленного комплекса в Уральском федеральном округе продолжает оставаться низкой. В округе насчитывается порядка 14 тыс. крупных и средних промышленных предприятий, однако доля инновационно-активных из них не превышает 4-6%. В основном, это - предприятия оборонного комплекса.
Доля инновационной
продукции в общем объеме промышленных
товаров, выпускаемых предприятиями
округа, в 1999 г. составляла всего 1,0%, в 2000
г. - 1,5%, в 2001 г. – 1,8%. По регионам УрФО наибольшая
величина этого показателя в 2001 г. составляла
5,0% в Челябинской области, наименьшая 0,2 %
- в Тюменской области, включая ХМАО и ЯНАО.[29,с.45].
Крайне медленно, а подчас и неэффективно
осуществляется технологическая модернизация
производства. Более половины образцов
новой продукции сегодня выпускается
на базе аналогов, созданных 15-20 лет назад.
В результате предприятия автоматически
закрепляют свое технологическое отставание
на перспективу и обрекают себя на проигрыш
в конкурентной борьбе. Даже среди инновационноактивных
предприятий УрФО новые технологии и лицензии
на использование изобретений в 2000 г. приобретало
только каждое второе из обследованных
предприятий (165 из 281), а в 2001 г. – лишь каждое
шестое (38 из 235).
Вяло идет освоение инновационноактивными
предприятиями новых рынков сбыта.
Из 222 обследованных в конце 1990-х гг. инновационноактивных
предприятий округа, 25% строили свою стратегию
на сохранении традиционных рынков сбыта,
22% - на создании новых рынков в России,
9,4% - на завоевании новых рынков в СНГ и
только 8,6% стремились найти свою нишу
в странах дальнего зарубежья.
Замедленными темпами идет формирование
малого инновационного предпринимательства,
являющегося важным элементом современной
рыночной экономики, придающим ей мобильность,
гибкость, способность оперативно реагировать
на меняющийся спрос. В развитых странах
малые и средние венчурные фирмы производят
более половины всего валового внутреннего
продукта, тогда как в России - всего 1-11%.
В УрФО в 2001 г. насчитывалось 1,8 тыс. малых
предприятий в сфере науки и научного
обслуживания (3,2% от общего числа малых
предприятий), а их доля в общем объеме
выпуска продукции всех малых предприятий
составляла лишь 2,3%. Причем за последние
3 года она продолжала сокращаться.
Таблица
Число организаций и обеспеченность научными
кадрами (по состоянию на 2001 г.)
Административно- |
Число организаций, выполнявших исследования и разработки |
Число организаций, выполнявших исследования и разработки |
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками |
Численность персонала,
занятого исследованиями и разработками % от УрФО; для УрФО - % от РФ |
Численность персонала,
занятого исследованиями и разработками Рост (снижение), % к 1992 г. |
В том числе исследователи* Чел. |
В том числе исследователи* % от общей численности персонала |
В том числе исследователи* Рост (снижение), % к 1992 г. |
Из них имеющих ученую
степень* |
Из них имеющих ученую
степень* |
Из них имеющих ученую
степень* |
В том числе доктора
наук** |
В том числе доктора
наук** |
4037 |
-11,37 |
885568 |
. |
-42,22 |
422176 |
47,67 |
-47,49 |
104414 |
11,79 |
-18,96 |
22262 |
27,78 | |
Всего по УрФО |
255 |
-10,53 |
53116 |
6,00 |
-40,04 |
22941 |
43,19 |
-53,50 |
3644 |
6,86 |
-15,78 |
675 |
42,71 |
Всего по УрФОКурганская область |
18 |
-5,26 |
1677 |
3,16 |
-30,44 |
642 |
38,28 |
-45,03 |
86 |
5,13 |
26,47 |
19 |
58,33 |
Курганская |
133 |
0,00 |
26747 |
50,36 |
-31,28 |
11203 |
41,89 |
-44,10 |
2447 |
9,15 |
-14,44 |
488 |
40,63 |
Свердловская область Челябинская область |
42 |
-34,38 |
20021 |
37,69 |
-39,01 |
8475 |
42,33 |
-58,27 |
659 |
3,29 |
-23,90 |
92 |
27,78 |
Челябинская областьТюменская область |
62 |
-10,14 |
4671 |
8,79 |
-67,61 |
2621 |
56,11 |
-66,48 |
452 |
9,68 |
-15,20 |
76 |
80,95 |
Тюменская областьв т.ч. ХМАО |
14 |
55,56 |
1200 |
0,14 |
-40,94 |
728 |
60,67 |
-8,77 |
77 |
6,42 |
83,33 |
9 |
800,00 |
в т.ч. ХМАО ЯНАО |
4 |
-33,33 |
73 |
2,26 |
-62,18 |
29 |
39,73 |
-81,88 |
20 |
27,40 |
100,00 |
2 |
100,00 |
Примечание: * ХМАО и ЯНАО - % к 1993 г.
** ХМАО - % к 1993 г.; ЯНАО -% к 1995 г.
Административно- |
Выпуск инновационной
продукции, % от общего выпуска промышленной
продукции 1996 г. |
Выпуск инновационной
продукции, % от общего выпуска промышленной
продукции 1997 г. |
Выпуск инновационной
продукции, % от общего выпуска промышленной продукции 1998 г. |
Выпуск инновационной
продукции, % от общего выпуска промышленной
продукции 1999 г. |
Выпуск инновационной
продукции, % от общего выпуска промышленной
продукции 2000 г. |
Выпуск инновационной
продукции, % от общего выпуска промышленной продукции 2001 г. |
РФ |
2,11 |
2,68 |
2,52 |
2,52 |
1,78 |
2,73 |
Всего по УрФО |
2,21 |
0,78 |
0,43 |
1,00 |
1,52 |
1,76 |
Курганская область |
2,08 |
5,35 |
3,28 |
4,21 |
7,08 |
1,58 |
Свердловская область |
3,85 |
2,39 |
1,09 |
2,63 |
3,00 |
3,29 |
Челябинская область |
4,84 |
0,22 |
0,10 |
0,25 |
0,80 |
5,01 |
Тюменская область |
0,00 |
0,00 |
0,07 |
0,39 |
1,03 |
0,20 |
в т.ч. ХМАО |
0,00 |
0,00 |
0,09 |
0,45 |
1,02 |
0,21 |
ЯНАО |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,09 |
0,25 |
0,00 |
Недостаточно энергично
и бессистемно развивается в
регионах инновационная инфраструктура,
призванная обеспечить информационную, маркетинговую,
юридическую и иную поддержку субъектам
инновационной деятельности. В Японии,
активно взявшей еще в начале 1980-х гг. курс
на инновационное развитие, технополисы
как научно-промышленные территориальные
комплексы, выступающие катализаторами
технологического обновления и инновационного
роста, созданы практически во всех префектурах,
тогда как в таком развитом в промышленном
и научном отношении округе, как УрФО,
на сегодняшний день действуют только
один технополис (Заречный) и пять технопарковых
структур, четыре из которых территориально
размещены в Екатеринбурге. Можно привести
еще одно сравнение: в США в настоящее
время насчитывается около 300 научно-технологических
парков, тогда как в России создано около
80 технополисов, наукоградов и технопарков.
Из них успешно функционируют всего 10.
В стадии формирования находится информационная
база о состоянии инновационной сферы
в регионах, их инвестиционном климате,
спросе и предложениях на рынке инновационной
продукции и услуг. Отсутствие этой информации
серьезно тормозит инновационные процессы.
Несмотря на экономические трудности последнего времени, в УрФО удалось сохранить значительный научно-технический и инновационный потенциал.
В регионах округа насчитывается
255 организаций, выполняющих исследования и разработки.
Количество занятых в этих организациях
работников составляет около 53,1 тыс. человек,
в том числе 3644 докторов и кандидатов наук.
76 организаций УрФО ведут подготовку аспирантов,
30 имеют докторантуру. Ежегодно изобретателям
округа выдается порядка 1,2 тыс. патентов
на изобретения и свидетельств на полезные
модели.
Опорой инновационного развития в Федеральном
округе являются предприятия оборонного
комплекса Урала, многие из которых (ПО
“Уралвагонзавод”, “Уралтрансмаш”,
Машиностроительный завод им. Калинина,
Уральский оптико-механический завод,
НПО Автоматики и др.) хорошо известны
на мировом рынке вооружений. Они определяют
стратегические направления разработок
и производства вооружений в РФ, а также
экспорта вооружений и военной техники.
По Свердловской области производство
военной продукции машиностроительными
предприятиями оборонно-промышленного
комплекса (ОПК) в январе-сентябре 2001 г.
составило 120,7% к аналогичному периоду
предшествующего года. Этот рост обеспечен,
в основном, за счет экспортных поставок
вооружения и военной техники.
Среди наиболее значимых
инновационных продуктов
Почти каждое третье предприятие машиностроительной
промышленности округа сегодня занимается
приобретением технологий.
В УрФО расположены 5 из 10 “закрытых”
городов ядерно-промышленного комплекса:
Новоуральск, Лесной (Свердловская область),
Озерск, Снежинск, Трехгорный (Челябинск)
и ряд “полузакрытых”: Заречный, Нижняя
Салда, Миасс. Сегодня предпринимаются
меры к подключению мощного научно-технического
и технологического потенциала этих городов
к решению инновационных проблем округа
путем разработки специальных программ
по созданию технологий “двойного” назначения,
а также преобразования ряда ЗАТО в наукограды.
Всесторонне представлена
в УрФО академическая наука. В 58 НИИ
и 33 структурных подразделений УрО
РАН ведут исследования свыше 3000
человек, в том числе 56 академиков
и более 2000 докторов и кандидатов наук.
В академических институтах осуществляются
исследования по ряду перспективных направлений
(комплексная переработка рудного сырья,
создание высокоэффективных материалов
инструментального, конструкционного
и функционального назначения, глубокая
переработка техногенных месторождений,
очистка воды и стоков и др.). Только в 2000-2001
гг. академическими институтами было создано
свыше 100 разработок наукоемкой продукции,
предназначенной для внедрения в производство.
Внедренческую деятельность по широкому
спектру направлений обеспечивают отраслевые
НИИ. Более 90 из них сконцентрированы в
Свердловской области.
Заметную роль в развитии
научно-исследовательской и
Причины замедленного инновационного развития
Имеющийся в УрФО научно-технический потенциал является важнейшим ресурсом модернизации всей экономики, формирования в ней современных технологических укладов, повышения конкурентоспособности продукции, а значит и уровня жизни. Вместе с тем в настоящее время научно-технический и инновационный потенциал и в регионах УрФО, и в целом по России мало востребован. По оценкам экспертов, уровень восприимчивости нашей экономики к открытиям и разработкам составляет всего 5%, остальные 95% результатов НИОКР откладываются в долгий ящик. Углубляется разрыв между возможностями науки и современным состоянием производства, все более отсталой по сравнению с развитыми странами выглядит отраслевая структура производства и его технологическая составляющая. В производство внедряется мизерная доля имеющихся технологических разработок (примерно 1/100).
В то же время значительная часть разработок и технологий экспортируется за рубеж нелегально. По оценкам экспертов, теневой экспорт технологий достигает не менее 50-60% объема официального экспорта России.
Одной из главных причин вяло текущих инновационных
процессов в регионах округа является
нехватка бюджетных и собственных финансовых
ресурсов предприятий. инновационная
деятельность, как венчурная по своей
природе, нуждается в постоянной поддержке
со стороны государства. Между тем, наблюдается
постоянное снижение доли бюджетных средств
в финансировании инновационной деятельности.
Затраты на научные исследования в среднем
по УрФО составляют порядка 1% от расходной
части региональных бюджетов, а в отдельных
регионах и того меньше.
О крайнем неблагополучии с финансированием
науки говорит тот факт, что во всех регионах
округа доля расходов на науку значительно,
на порядок и более, отстает от удельного
показателя численности научного персонала.
Причем в Свердловской и Челябинской областях,
обладающих наибольшим научно-техническим
потенциалом, разрыв между указанными
показателями составляет, соответственно,
16 и 35 раз! Лишь в одном регионе - Ямало-Ненецком
автономном округе - удельный вес расходов
на науку опережает долевой показатель
численности научных работников. Но это
объясняется, к сожалению, не наличием
в этом регионе особо благоприятного режима
для развития научно-технической деятельности,
а всего лишь тем, что в ЯНАО вся численность
научного персонала составляет всего
73 человека.