Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:28, курсовая работа
Цель данной работы: выявление основных направлений государственной инновационной политики в зарубежных странах.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
. Определить сущность инновационной деятельности и политики в зарубежных странах.
. Показать основные направления инновационной политики на примерах стран Западной Европы, США и Японии.
Введение
. Регулирование инновационной деятельности государством
. Механизм формирования инновационной политики государства
. Формирование государственной инновационной политики в зарубежных странах
.1 Государственные стратегии регулирования
.2 Инновационная деятельность Западной Европы
.3 Инновационная деятельность США
.4 Инновационная деятельность Японии
. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности
. Государственные заказы
Заключение
Список использованной литературы
u Купить воду в Краснодаре
Доставка в день заказа – бесплатно. Продажа кулеров, помп для воды. Скидки!
Адрес и телефон palmirayug.ru Краснодар
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)"
Калининградский филиал
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Инновационный менеджмент"
на тему: "Государственная инновационная политика в зарубежных странах"
Студент: Демидова К.А
Группа: Кд-ДММ-901
Научный руководитель:
Токарчук И.М.
Калининград 2012
Оглавление:
государственный инновационный политика
Введение
. Регулирование инновационной деятельности государством
. Механизм формирования
инновационной политики
. Формирование государственной
инновационной политики в
.1 Государственные стратегии регулирования
.2 Инновационная деятельность Западной Европы
.3 Инновационная деятельность США
.4 Инновационная деятельность Японии
. Методы государственного
воздействия в области
. Государственные заказы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности.
В широком смысле слова, инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.
В узком (экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.
Содержанием инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества.
В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки.
И сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта в зарубежных странах по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.
Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.
Цель данной работы: выявление основных направлений государственной инновационной политики в зарубежных странах.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
. Определить сущность инновационной деятельности и политики в зарубежных странах.
. Показать основные
направления инновационной
Актуальность работы: научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Основная часть
. Регулирование инновационной деятельности государством
Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций. Таким образом, орган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты.
Орган государственного управления выбирает конкретные меры воздействия, которые изменяют экономическое поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта, или на рынке инноваций в целом. Государственное регулирование может расширить возможности реализаций, не изменять эти возможности, или затруднять достижение поставленных целей организации. С другой стороны, организация может и не изменять свое поведение в результате принятых мер, а может и выполнять желаемые органами государственного управления действия, а может и «обойти» установленные препятствия, изменив методы или сферу деятельности.
Вероятные реакции инновационных организаций на положительные меры государственного регулирования могут быть следующие:
) Освоение новых рынков;
) Кооперация с другими организациями;
) Улучшение качества продукции;
) Поиск партнеров и кредитов и т.д.
В случае сокращения возможностей для осуществления инновационной деятельности реакции организации будут следующие:
) Сокращение ресурсного потенциала;
) Свертывание деятельности;
) Снижение уровня рисковости;
) Отказ от заказов с низкой эффективностью;
) Свертывание инвестиций;
) Банкротство или самоликвидация;
В разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана к краткосрочному финансовому эффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказывает социальные и экономические проблемы.
В условиях, когда высока неопределенность коммерческого успеха инновационного проекта, велики затраты финансовых ресурсов, частный сектор предпочитает ориентироваться не на перспективное, а на существующее соотношение спроса и предложения. В этой связи, задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, которая включает в себя информационное обеспечение, подготовку кадров, проведение маркетинговых разработок, в том числе на внешнем рынке.
Основные функции государственных органов в инновационной сфере:
аккумулирование средств на НИОКР и инновации;
координация инновационной деятельности;
стимулирование инноваций,
конкуренции в данной сфере, страховании
инновационных рисков, введение
государственных санкций за
создание правовой
базы инновационных процессов, в
том числе системы защиты
кадровое обеспечение инновационной деятельности;
формирование инновационной инфраструктуры;
институциональное
обеспечение инновационных
обеспечение социальной
и экологической
повышение общественного
статуса инновационной
региональное регулирование инновационных процессов;
регулирование международных
аспектов инновационных
Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий.
Государственное регулирование использует формы и методы, соответствующие потенциальным возможностям, которые предоставляют существующие рыночные отношения. В Германии и Японии, где традиционно отводят особо важную роль государственному воздействию на функционирование рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов.
Государство формирует цели и принципы в области своей политики и собственные приоритеты в инновационной и научной сферах. При этом необходимо различать научно-техническую и инновационную политику. В первом случае государство преследует цель получения новых научных знаний. Цель инновационной политики - создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности.
Подводя итог, можно сказать что в разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Орган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты.
2. Механизм формирования
инновационной политики
В современных промышленно развитых странах для реализации государственной инновационной политики применяются три основных инструмента:
Первый из них - государственный контракт. Не исключается ситуация передачи приобретенного продукта третьей стороне. Заключение контракта, за исключением специально оговоренных ситуаций, является результатом конкурса. В процессе работ по контракту представитель государства имеет право контролировать процесс выполнения работ и корректировать их. В законодательстве нашей страны нет четкого определения контракта по отношению к взаимодействиям с участием сферы науки.
Второй, наиболее распространенный инструмент, - грант. Он легализует другую форму отношений между государством и научно-исследовательским сектором, а именно - поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок - финансами, собственностью, услугами или еще чем-либо ценным. Причем предполагается, что до окончания работ по гранту государство не имеет права контроля и вмешательства в их выполнение. Срок выполнения работ оговаривается специальным соглашением. Грант используется особенно часто для поддержки исследований и разработок со стороны государства, если результаты работ неопределенны или не могут принести непосредственную пользу или выгоду в ближайшем будущем. Именно эту форму - де-факто, но не де-юре, используют наши научные фонды - Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).
Третий, очень важный институциональный инструмент - кооперативное соглашение. Оно вводилось как инструмент сотрудничества и поддержки, не требующий, как и грант, заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата, но отличающийся от него тем, что в нем государству принадлежит право контроля хода работ и четко распределяются права и вклад участников соглашения.
Существенный элемент механизма реализации государственной инновационной политики - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство создает сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например при покупке и продаже лицензий.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг - связи, тепла, электроэнергии и т. д.
Не следует упускать из виду меры моральной поддержки, среди которых можно назвать вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д.
Среди мер косвенного механизма реализации следует отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами или налоговых платежей.
Подводя итог, можно сказать что главными методами реализации инновационной политики являются:
. формирование
. государственная поддержка
и стимулирование инвесторов, вкладывающих
средства в
Информация о работе Государственная инновационная политика в зарубежных странах