Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:28, курсовая работа
Цель данной работы: выявление основных направлений государственной инновационной политики в зарубежных странах.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
. Определить сущность инновационной деятельности и политики в зарубежных странах.
. Показать основные направления инновационной политики на примерах стран Западной Европы, США и Японии.
Введение
. Регулирование инновационной деятельности государством
. Механизм формирования инновационной политики государства
. Формирование государственной инновационной политики в зарубежных странах
.1 Государственные стратегии регулирования
.2 Инновационная деятельность Западной Европы
.3 Инновационная деятельность США
.4 Инновационная деятельность Японии
. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности
. Государственные заказы
Заключение
Список использованной литературы
. совершенствование
налоговой системы с целью
создания условий для ведения
инновационной деятельности
. выделение прямых
государственных инвестиций
3. Формирование государственной
инновационной политики в
Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.
К особенностям реализации научной и инновационной политики в разных странах относятся различные доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань.
По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять:
. Государственные стратегии активного вмешательства;
. Стратегия децентрализованного регулирования;
. Смешанные.
При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства.
Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах.
Стратегия децентрализованного регулирования более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство, использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.
Например, государство предлагает в экономической сфере созданные в госсекторе научно-технические новшества и создает инфрастуктуру инновационной сферы; формирует условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и ряде других стран.
В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой «ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности.
Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции.
Повышение роли государства в области инновационной деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить.
Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество.
Другой причиной повышения роли государства в области инновационной деятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь с увеличением затрат на научно-исследовательское оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерных кадров.
Активное участие государства в инновационной деятельности связано с необходимостью долгосрочного прогнозирования результатов научно-технической и инновационной деятельности. Эффективность нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения.
Развитие инновационной деятельности и увеличение объема ресурсов, вовлекаемых в инновационный процесс, определяют необходимость сотрудничества и кооперации как частных, так и государственных субъектов (фирм, университетов, государственных лабораторий и др.) Через кооперацию деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов реализуется организационная функция государства.
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно инновационного развития промышленно развитых стран:
) Страны, ориентированные
на лидерство в науке, реализацию
крупномасштабных целевых
) Страны, стимулирующие нововведения путем развития иннова-ционной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к до-стижениям мирового научно-технического прогресса, координа-ции действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
) Страны, ориентированные
на распространение
Подводя итог, можно сказать что механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, также различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности. По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять:
. Государственные стратегии активного вмешательства;
. Стратегия децентрализованного регулирования;
. Смешанные
.1 Инновационная деятельность Западной Европы
Инновационная политика западноевропейских стран базируется на стимулировании «национальных чемпионов» - небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фирмами США и Японии. Им достается основная часть государственных средств на промышленные НИОКР. Так, в Великобритании более 80% государственных дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходилось на пять фирм. Однако концентрация финансовых ресурсов на проведение НИОКР и «банка идей» в руках небольшой группы крупнейших корпораций, по мнению С. Вудса, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила распространение передовых технологий и разработок в другие отрасли экономики. Результатом такой политики явилось явное отставание западноевропейских производителей от передовых корпораций США и Японии.
Одной из главных особенностей западноевропейской научно-технической политики, начиная с 80-х годов ХХ века, стало государственное регулирование крупномасштабных программ на международном (преимущественно межъевропейском) уровне. Совет ЕС стал играть все более заметную роль в координации научно-технического развития стран, входящих в ЕС, особенно в новейших отраслях.
Здесь выделяются три основные причины переноса западноевропейской инновационной политики на общеевропейский уровень:
. К началу 80-х годов
национальный научный и
. Принятые программы
на национальном уровне
. Конкурентные позиции европейской промышленности (особенно в микроэлектронике) еще более ухудшились.
К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся:
Поощрение малого наукоемкого бизнеса;
Единое антимонопольное законодательство;
Приобретение новейшей техники;
Система ускоренной амортизации оборудования;
Льготное налогообложение НИОКР;
Прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий;
Кооперация университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию.
Согласованная на уровне государств-членов ЕС инновационная политика находит логическое завершение в выработке координационных мероприятий, стимулирующих инновационный бизнес на уровне сообщества в целом. К их числу можно отнести принятие в 1985 г. Советом ЕС регламента о "европейском объединении по экономическим интересам" (ЕОЭИ). Регламент освобождает предприятия-члены ЕОЭИ от воздействия национальных законов, подчиняя их единым правилам сообщества и создавая, таким образом, благоприятные условия для укрепления хозяйственных и научно-технических связей между ними.
Принятие плана "развития международной инфраструктуры нововведений и передачи технологии", действующего с конца 1985 г. - другой пример координации в сфере инновационной политики стран ЕС. Основной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровне, а также содействие распространению инноваций в сообществе. Один из разделов плана - кооперация между странами в области инноваций - предусматривает создание "консультационных служб по передаче технологии и управлению инновациями" - специфической инфраструктуры по внедрению новшеств на региональном уровне. Второй раздел документа посвящен координации национальных инновационных усилий с целью повышения их эффективности и исключения дублирования работ в масштабах ЕС. Вопросы создания в ЕС системы передачи информации по нововведениям и технологии разработаны в третьем разделе плана, предусматривающем совершенствование патентной системы, унификацию технических стандартов. Четвертый раздел охватывает мероприятия по повышению инновационного потенциала менее развитых стран сообщества (Ирландия, Греция).
Для развития информационного обеспечения НИОКР создан Европейский информационный центр. В 90-е годы стали приниматься целевые программы: по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР «ВЭЛЬЮ»; Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовых способов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышение конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий. Осознание в Сообществе важности координационных мероприятий в инновационной сфере во многом обусловлено открывающимися в связи с созданием в 1995 г. единого внутреннего рынка ЕС новыми возможностями. Это обостряет конкуренцию, упрощает доступ к национальным рынкам и кооперацию фирм в научно-технической области.
Европейские страны с начала 1990-х годов активно стимулируют инновационное предпринимательство. Повышенное внимание уделяется созданию и развитию малых инновационных компаний. Государственная поддержка инновационных процессов в странах Западной Европы направлена в основном:
) на стимулирование инновационных процессов;
) поощрение сотрудничества
университетов и межфирменной
кооперации; 3) совершенствование системы
охраны интеллектуальной
) совершенствование информационных услуг;
) совершенствование
антимонопольного
Большая часть финансирования инновационных процессов приходится на так называемое косвенное финансирование, к которому относятся:
выделение субсидий (вместо прямого финансирования НИОКР), понижающих затраты на НИОКР, и применение льготного налогообложения;
развитие системы венчурного финансирования;
развитие фондовых рынков;
укрепление институциональных (пенсионных) фондов;
содействие частным инвестициям («бизнес-ангелы»);
развитие сферы образования;
подготовка профессиональных и управленческих кадров;
формирование управленческих консультационных фирм;
создание научно-технических информационных центров;
разработка иммиграционного законодательства.
Европейские государства стремятся содействовать кооперации
университетов и коммерческих компаний, потребляющих инновации, выступая в роли посредника (брокера). В этих странах также действуют программы по поддержке приоритетных направлений науки, где осуществляется традиционное прямое финансирование. Широкое распространение получила кластерная философия - концентрация усилий государства на поддержке инновационной деятельности и создании новых кооперационных связей между компаниями и вузами, ранее не находившимися во взаимодействии друг с другом, для содействия научным исследованиям. По определенным направлениям и индустриальному развитию территорий. Кластеры помогают предприятиям быть конкурентоспособными, так как в одном или нескольких интегрированных кластерах производится разработка нового продукта и оборудования по его производству. Цель кластеров - разработать новый вил продукта, сырья, материалов и оборудования по их изготовлению и найти потенциальных потребителей результатов НИОКР.
Информация о работе Государственная инновационная политика в зарубежных странах