Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 15:53, курсовая работа
Из всех социальных институтов нашего времени образование выполняет, можно сказать, важнейшую роль, и является одной из главных отраслей нашей деятельности. Сущность образования представляет собой целенаправленную, познавательную деятельность людей для получения знаний, различных умений и навыков, или по их совершенствованию. Важная цель образования - это приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации и сохранение ее культурного достояния. Конечно же, от качества образования, которое существует в определенном обществе, полностью зависят темпы его экономического и политического развития, и также его нравственное состояние. Нестоящее на месте развитие науки и других связанных с ней производственных технологий ставит вопрос об изменении и структуры, и содержания образования. Именно поэтому тема моей курсовой работы является актуальной.
В России в 1999 г. работало свыше 4 тыс. учреждений начального профессионального образования. В 2000 г. проводилась их структурная реорганизация в целях рационального использования их материально-технической базы и экономии бюджетных средств на содержание. В результате общее количество этих учреждений в 2000 г. сократилось на 3,4% и составило 3911 учреждений, хотя общее число обучающихся не изменилось и составило 1,7 млн. чел.
Количество учреждений среднего профессионального образования к 2000 г. также не изменилось. В 2000 г. принято учащихся 119,4 тыс. человек, что на 4,2% больше, чем в 1999. На платной основе учится на 3,6% учащихся больше, чем в 1999г.7
Уникальной образовательной сферой охватывающей 68,9% общеобразовательных учреждений Российской Федерации, являются образовательные учреждения сельской местности. В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников составила в 2000 году около 95 тыс. человек. Функционирует сеть школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии. В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В образовательных учреждениях общего образования и начального профессионального образования занято свыше 2,4 млн. педагогических работников. Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. Число учреждений нетрадиционных видов - лицеев, профессиональных лицеев, гимназий - достигло 2547 с общим числом обучающихся 1,7 млн. чел. Учреждения дополнительного образования детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций воспитания детей. Для начального профессионального образования введен новый, значительно сокращенный перечень профессий и новые государственные образовательные стандарты, разработан новый базисный учебный план.
Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.
В системе высшего профессионального образования четко обозначилась тенденция интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но и значительно увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в высших учебных заведениях страны значительно возросло. Сформировав авторитетные научные школы, высшие учебные заведения продолжают работу в соответствии с научно-техническими и инновационными программами. В государственные учреждения высшего профессионального образования зачислено 586,1 тыс. студентов, из которых 67% будут обучаться на бюджетной основе, остальные на условиях полного возмещения затрат на их обучение юридическими и физическими лицами. По сравнению с 1999 г. число студентов, принятых на бюджетную форму обучения возросло на 4,1%. а на платную, на 49.8%.
В 2000 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства» и Государственными планами подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, осуществлялась переподготовка менеджеров, занимающих руководящие должности высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства, путем их обучения в российских образовательных учреждениях и прохождения стажировки на зарубежных предприятиях. Отбор менеджеров на обучение осуществлялся на конкурсной основе.
Развитие образования в России происходит в сложнейшей ситуации, что вызывает возникновение большого числа проблем в этой сфере. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают:
социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике:
неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.8
Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части обучения русскому языку как государственному языку. Увеличиваются разночтения федеральных и национально-региональных стандартов гуманитарных дисциплин. Наблюдается не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками. В субъектах Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации. Ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживающих в сельской местности, на получение качественного образования является особенно большая проблема. Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой и целью реформирования образования в России.
2.2 Основные цели и направления
развития в области
Реформы образования в нашей стране обрели статус государственной политики. Правительство Российской Федерации в лице Министерства образования РФ в качестве заказчика в октябре 1992 г. приняло Постановление об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования. Исполнителями и соисполнителями стали органы государственной власти, государственные органы управления и образования, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм. Работа над созданием и разработкой этой Программы осуществлялась вплоть до 1999 г. по плану мероприятий, одобренному Правительством Российской Федерации. После принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации с апреля 2000 г. Федеральная программа развития образования (Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа, рассчитанная на 2000-2005 гг., определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.
Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования Российской Федерации, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики.
Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.9
Органы государственной власти, общество, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей:
предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;
создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование:
гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования;
обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функционирования и сбалансированною устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества и государства;
сохранение и развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации с учетом особенностей многонационального государства;
формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием;
совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования;10
разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством об образовании, другими нормативными правовыми актами и заключение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;
достижение эффективности и высокого качества образования, научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений:
поддержка и развитие механизмов интеграции систем образования государств - участников Содружества Независимых Государств и обеспечение государством содействия в удовлетворении образовательных потребностей соотечественников;
развитие равноправного, взаимовыгодного, социального и экономически целесообразного сотрудничества системы образования Российской Федерации с системами образования иностранных государств it международными организациями.
Основные направления развития в области государственных и социальных гарантий обучающимся:
обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе среднее полное образование, начальное профессиональное образование и дополнительное образование детей,
расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования с реализацией дополнительных таранит права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся;
обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно;11
предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения (общежитиями, государственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;
развитие самоуправления обучающихся в учебе, в быту и на отдыхе;
разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;
обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельности;
выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании:
разработка системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на период прохождения учебно-производственной практики с оплатой труда за выполненную работу;
совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей).
3. Анализ реформы системы
3.1 Анализ реформы системы
Основная цель реформы - повышение эффективности системы образования. Под эффективностью понимается некий интегральный показатель из экономической эффективности (снижение издержек и повышение рыночного качества услуг) и социальной справедливости (равный доступ для всех слоев населения). Эти показатели прямо противоположны: чем более свободен рынок от государственного регулирования, тем более экономически эффективно использование ограниченных ресурсов, тем больше неравенства. Неравенство становится результатом различий в способностях, знаниях, информации и капитале, которыми обладают люди.12 Для существования свободного рынка нужны шесть важнейших условий:
полностью защищенная частная собственность;
полностью свободные от государственного регулирования цены;
абсолютно свободный вход на рынок и выход с рынка;
силовое государственное принуждение к соблюдению законодательства, в частности контрактов;
полная и доступная потребителям информация о существующих предложениях на рынке;
политическая терпимость населения к различиям и неравенству.
Общая стратегия рыночных реформ направлена именно на достижение этих шести условий, что требует времени из-за необходимости демонтировать и реструктурировать огромную бюрократическую машину, всячески сопротивляющуюся этому благородному стремлению, а также из-за сравнительно медленного изменения ценностного спектра населения. Таким образом, "шоковая терапия" в образовании могла бы привести к множеству непредвиденных как желательных, так и не желательных последствий. Отказываясь идти на риск, правительство избрало вариант постепенных изменений в правилах игры. Первым шагом стала предложенная реформа, частично сокращающая и централизирующая государственное вмешательство в отрасль. При этом без дальнейшей либерализации система, скорее всего, даст весьма скромные результаты в долгосрочной перспективе.
Рассмотрим подробнее предложенные правительством меры по повышению эффективности системы образования в России.
Информация о работе Государственная политика в сфере образования