Государственная политика в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Из всех социальных институтов нашего времени образование выполняет, можно сказать, важнейшую роль, и является одной из главных отраслей нашей деятельности. Сущность образования представляет собой целенаправленную, познавательную деятельность людей для получения знаний, различных умений и навыков, или по их совершенствованию. Важная цель образования - это приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации и сохранение ее культурного достояния. Конечно же, от качества образования, которое существует в определенном обществе, полностью зависят темпы его экономического и политического развития, и также его нравственное состояние. Нестоящее на месте развитие науки и других связанных с ней производственных технологий ставит вопрос об изменении и структуры, и содержания образования. Именно поэтому тема моей курсовой работы является актуальной.

Вложенные файлы: 1 файл

хач хач,пиши курсач.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

стратегических документах:

 

- Концепция долгосрочного  социально-экономического развития  Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);

 

- Основные направления  деятельности Правительства Российской  Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р);

 

- Стратегия развития информационного  общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212);

 

- Стратегия национальной  безопасности Российской Федерации  до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

 

- Стратегия инновационного  развития Российской Федерации  на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р);

 

- Стратегия развития физической  культуры и спорта в Российской  Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р);

 

- План действий по модернизации  общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»);

 

- Федеральная целевая  программа развития образования  на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61);

 

- Федеральная целевая  программа «Русский язык» на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 492);

 

- Указ Президента Российской  Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

 

- Указ Президента Российской  Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».13

 

 В период 2011-2015 годов намечается осуществлять инвестиции по следующим направлениям:

-увеличение заработной платы  преподавателей до уровня, привлекающего  в образование высококвалифицированные  кадры;

(Вопрос в том, как определить  этот уровень, как оценить работу  каждого специалиста в соответствии  с качеством и количеством  предоставленных услуг. Дать оптимальную динамическую оценку может дать только неискаженный рынок.)

-формирование современной информационной  базы образования и учебных  технологий открытого образования. До 2004 года будет завершена полная компьютеризация и включение в глобальные информационные сети всех организаций профессионального образования и 70% городских школ;

(Дистанционное обучение - великолепная  идея удешевления образовательных  услуг и распространения образовательных  технологий. Однако если сеть будет находиться в государственной собственности, то управление ею едва ли будет эффективным, а темпы развития оптимальными.)

-структурные реформы системы  образования, в том числе по  реструктуризации сельской школы  и развитию системы начального  профессионального образования.14

(Здесь имеется в виду слияние  мелких неэффективных школ, слияние  техникумов и ПТУ, перераспределение  полномочий управления профессиональным  образованием между Министерством  образования и отраслевыми министерствами  и т. д. Данная мера приведет  к немедленному сокращению издержек, расширению выбора предметов  и доступа к образованию. Однако при наличии явных барьеров для входа на рынок в виде как минимум лицензирования такая концентрация в некоторых случаях может приводить к локальной монополизации рынка, к чему нужно относиться с осторожностью.)

3.2 Формирование эффективных экономических  отношений в образовании

В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до необходимой потребности.15

Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;

разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;

создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;

выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;

развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;

обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;

стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;

нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;

последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;

создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;

расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;

создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;

поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;

предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений на условиях софинансирования из соответствующих бюджетов.16

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

 

 

 

 

Заключение

В данной работе проанализирована реформа системы образования. Анализ позволил выявить как ряд сложностей, которые возникнут при реализации программы, так и позитивные изменения, к которым она приведет.

Согласно новой концепции образовательной реформы в школе дети будут учиться не 11, а 12 лет. Два последних класса станут профильными. ЕГЭ планируется внедрять все шире. Эксперимент пот его введению признан удачным. Учеба в ВУЗе станет двухуровневой: 4 года - бакалавриат, еще два - магистратура. Серьезным нововведением в принципах финансирования высшей школы можно считать переход от сметного бюджета к нормативно-подушевому, когда деньги выделяются вузу в зависимости от конкретного числа обучающихся.

Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

Анализ образовательной политики показывает, что сейчас сужаются возможности для реализации главной стратегической цели государственной политики - обеспечения конституционных прав граждан на получение образования. Обусловлено это увеличением сектора платного высшего образования и отставанием материально-экономических возможностей обучающихся и их семей от стоимости платных услуг. Иначе говоря, без активного вмешательства федеральных властей этой стратегической цели, связанной с соблюдением конституционных прав граждан, достичь невозможно.

Подводя итог анализу государственной политики в области образования, необходимо отметить два ее аспекта: есть теория (порой облеченная в форму законодательных актов) и есть практика российского образования (как правило, нарушающая законодательные акты).

Государственная политика в российском образовании нуждается в новом, целостном, системном осмыслении и корректировке, эффективных механизмах реализации, создающих возможность перехода от индустриального общества к информационному.

Основой успешного осуществления реформы образования является разработка, утверждение и внедрение стандартов всех уровней образовательных услуг.

Развитие образования в нашей стране нельзя рассматривать только из потребностей современного трансформирующего общества. Реформирование должно осуществляться в направлении модели нового века, учитывать как национальные традиции культуры и образования, так и современные позитивные мировые тенденции в развитии образования.17

Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Задачи доступности образования на основных уровнях (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование) в России в значительной степени сегодня решены. Исключением пока остается дошкольное образование.

Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Поэтому третьим системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Этот приоритет отражает не только задачи 

строительства в России открытой экономики и открытого общества, но и высокий образовательный потенциал российских семей и организаций, который до сих пор эффективно не использовался.18

Если государство и высшие учебные заведения, образовательные сообщества будут учитывать интересы друг друга, идти навстречу, то высшее образование действительно станет одним из приоритетов государственного развития, способных вывести Россию из современного кризисного состояния. Тем более, что российская система образования имеет многовековую историю, свои традиции

 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании» № 3266 - 1 от 10.07.1992 года.

 

2. Федеральная программа развития образования 2013-2020.

3. УКАЗПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 
4. К О Н Ц Е П Ц И Я  долгосрочного социально-экономического развития  Российской Федерации на период до 2020 года

 

5. Социальная политика: Учебник. Под ред. Н.А. Волгина. - М.: «Экзамен», 2006 г.

6. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2007 г.

7. Подласый И. Какая школа нужна России? // Народное образование. – 2003. - № 8. – С. 89-95.

8. Зверев А. Образование – это услуга или товар? // Народное образование. – 2003. - № 7. – С. 82-88.

9.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2005.

10 . Кому выгодна реформа образования? // «1 сентября», 11.09.2005, № 63.

11. http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]

1 Кому выгодна реформа образования? // «1 сентября», 11.09.2005, № 63.

 

2 Социальная политика: Учебник. Под ред. Н.А. Волгина. - М.: «Экзамен», 2006 г.

3 Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. - М.: «Дашков и К», 2007 г.

4 Подласый И. Какая школа нужна России? // Народное образование. – 2003. - № 8. – С. 89-95.

Информация о работе Государственная политика в сфере образования