Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:30, курсовая работа
Основная цель работы заключается выявлении основополагающих теоретических и практических проблем процесса групповых форм подготовки и принятия управленческих решений.
В соответствии с данной целью исследование ставит и конкретные задачи:
- определить виды управленческих решений, принимаемых в групповых формах, их признаки и особенности и обосновать систему их классификации;
— на основе обобщения отечественных и зарубежных исследований, а также самостоятельно проведенного исследования в области групповых форм подготовки и принятия управленческих решений выявить условия и факторы, оказывающие влияние на их эффективность и оптимальность;
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Процесс принятия групповых управленческих решений…………………… 5
1.1Групповая задача как объект и источник принятия группового решения… 5
1.2 Методы коллективного принятия решений……………………………….. 13
1.3 Качество групповых решений…………………………………………...16
1.4 Стратегии выработки группового решения……………………………….. 21
2. Принятие групповых решений в МБДОУ №34 «Красная Шапочка»…….. 23
2.1 Характеристика МБДОУ №34 «Красная Шапочка»……………………… 23
2.2 Особенности принятия групповых решений в МБДОУ №34……………. 25
3. Принятие группового решения на примере МБДОУ №34………………… 30
Заключение ……………………………………………………………………… 35
Список литературы……………………………………………………………… 37
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Процесс принятия
групповых управленческих
1.1Групповая задача
как объект и источник
1.2 Методы коллективного
принятия решений………………………………..
1.3 Качество групповых решений…………………………………………...16
1.4 Стратегии выработки
группового решения………………………………
2. Принятие групповых решений в МБДОУ №34 «Красная Шапочка»…….. 23
2.1 Характеристика МБДОУ №34 «Красная Шапочка»……………………… 23
2.2 Особенности принятия групповых решений в МБДОУ №34……………. 25
3. Принятие группового решения на примере МБДОУ №34………………… 30
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Актуальность темы. Мировой
опыт как никогда ранее
В последние годы все большую актуальность стали приобретать коллективные формы подготовки и принятия управленческих решений. Наиболее ответственные, стратегические решения принимаются коллегиально, с привлечением опытных сотрудников различных уровней управления, научных работников, экспертов, общественности.
Актуальность поставленной проблемы определятся также той ролью, которую играют процессы принятия управленческих решений в деятельности любого субъекта управления. Как показали исследования ряда авторов, конечная эффективность всего управления в значительной мере определяется обоснованностью и оптимальностью управленческих решений, процесс принятия которых является одним из основных видов управленческого труда.
Теоретическая актуальность данного исследования объясняется также и тем, что в процессе реализации групповых форм подготовки и принятия управленческих решений тесно переплетаются проблемы единоначалия и коллегиальности, познавательной деятельности, информационной обеспеченности, характеристики личности руководителя и психологической совместимости членов коллектива, внутри и внегрупповые условия их совместной деятельности и другие проблемы, которые в совокупности влияют на эффективность всего управления.
Сказанное, обуславливает актуальность данного исследования, что, в свою очередь, требует разработки теоретических и прикладных аспектов процесса подготовки и принятия групповых управленческих решений на предприятии. В центре таких исследований должны быть как организационно-правовые, так и социально-психологические закономерности, ведущие к повышению эффективности принимаемых решений и дающие возможность внедрения полученных знаний в практику.
Объектом исследования является определенный класс решений, а именно групповые управленческие решения.
Предмет исследования – управленческие аспекты процесса принятия групповых решений.
Цель и задачи исследования. Исходя из определения конкретного объекта и предмета исследования, основная цель работы заключается выявлении основополагающих теоретических и практических проблем процесса групповых форм подготовки и принятия управленческих решений В соответствии с данной целью исследование ставит и конкретные задачи:
- определить виды управленческих решений, принимаемых в групповых формах, их признаки и особенности и обосновать систему их классификации;
— на основе обобщения отечественных и зарубежных исследований, а также самостоятельно проведенного исследования в области групповых форм подготовки и принятия управленческих решений выявить условия и факторы, оказывающие влияние на их эффективность и оптимальность;
Используемые методы: метод анализа научной литературы.
1. Процесс принятия групповых управленческих решений
1.1Групповая задача как объект и источник принятия группового решения
В данном случае речь идет о групповом обсуждении какой-либо проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение. Среди выделяемых специалистами переменных процесса принятия группового решения задача занимает весьма существенное место: во многом она может быть квалифицирована как источник и объект этого процесса.
Наиболее обобщенная классификация групповых задач разработана Д. Хакменом и Ч. Моррисом. Она включает следующие типы групповых задач:
Групповая задача (согласно М.Шоу) имеет такие измерения, как;
Феноменология решения групповых задач включает ряд проявлений, таких, как: социальная фасилитация, сдвиг риска, групповая поляризация, синхронизация уровней притязаний, заключение сделок, ведение переговоров и др.
Социальная фасилитация представляет собой изменение поведения индивида в результате присутствия других людей. Эмпирические исследования показывают, что присутствие других людей: повышает уровень физиологического возбуждения индивида, если он выполняет сложную задачу: повышает скорость выполнения простой задачи и снижает скорость выполнения сложной задачи; уменьшает точность сложного действия и немного увеличивает точность простого действия. Сдвиг риска проявляется в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку. Феномен групповой поляризации заключается в разбиении группы на подгруппы участников, со сходными мнениями относительно предполагаемого решения.
Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз:
После постановки проблемы основная задача заключается в сборе данных по указанной проблеме. В этом состоит первая фаза, которая носит в основном фактографический и объективный характер. В этот период участники собрания воздерживаются от оценки собираемых фактов.
Вторая фаза носит оценочный характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Руководитель собрания в это время регистрирует высказываемые мнения.
Третья фаза
представляет собой поиски решения.
Ее можно назвать «
Принятие решения относительно варианта действий из предложенных решений данной проблемы составляет содержание четвертой фазы. При этом варианты решения группа сопоставляет с диагнозом, установленным во время второй фазы, одни из них она отбрасывает, другие - объединяет и затем приходит к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников группы. [5, с. 78-81]
Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. На экспериментальном уровне эта проблема, как и другие вопросы групповой динамики, была изучена Левиным. Эксперимент был осуществлен в США в годы второй мировой войны и имел прикладное значение. В условиях экономических затруднений в связи с военной ситуацией в США снизилось количество пищевых продуктов, поступающих в торговую сеть. Вместо мяса населению предлагались многочисленные субпродукты, однако домохозяйки бойкотировали их покупку. Цель экспериментального исследования Левина состояла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек традиционной формы, используемой рекламой (лекции), и новой формы – выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссии. Было создано шесть групп добровольцев-домохозяек из Красного Креста, каждая группа по 13-17 человек. Некоторым из этих групп были прочитаны лекции о пользе субпродуктов и о желательности их покупки, а в других группах была проведена дискуссия по этим же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить, насколько изменились мнения домохозяек. В группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения мнений, в группах, где прошли групповые дискуссии, – 32%.
Левин предложил
следующую психологическую
Со времени этого эксперимента Левина было проведено много других экспериментальных исследований по изучению механизма и эффекта группового принятия решения и выяснению роли групповой дискуссии в этом процессе. Были выявлены две важные закономерности: 1.) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации; 2.) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму. Значение групповой дискуссии изучалось в дальнейшем не только с точки зрения ценности принятого решения, но и с точки зрения тех последствий, которые сам факт дискуссии имел для группы в плане перестраивания структуры внутригрупповых отношений. Что же касается влияния групповой дискуссии как стадии, предшествующей принятию группового решения, то направление дальнейшего анализа также обозначилось довольно четко: начался – особенно на прикладном уровне – активный поиск различных форм групповой дискуссии, стимулирующих принятие решения.
Некоторые из этих форм хорошо известны, они выдвинуты самой практикой, их ценность давно осознана и даже получила закрепление в пословицах («ум хорошо, а два лучше» и т.д.). Например, широко практикуемой формой являются различного рода совещания, что – в терминах социально-психологического анализа – является своеобразной формой групповой дискуссии. Можно сказать, что социальная психология в долгу перед практикой в смысле описания психологической структуры совещании, выявления резервов для принятия оптимальных групповых решений.
Наряду с этим в исследованиях по проблемам групповых решений выдвинуты и новые формы групповых дискуссий. Одна из них, введенная А.Осборном, получила название «брейнсторминг» («мозговая атака»). Суть дискуссии такого плана заключается в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют «генераторы идей», задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений относительно решения обсуждаемой проблемы. Предложения могут быть абсолютно неаргументированными, даже фантастическими, но обязательно условие, что на этом этапе их никто не подвергает критике. Цель – получить как можно больший массив самых разнообразных предложений. В этой связи встает чрезвычайно важный вопрос о значении критичности личности в ходе принятия решения. Традиционно критичность позиции рассматривается как позитивная черта, препятствующая суггестивному воздействию. Однако в экспериментальных исследованиях было установлено, что чрезмерная критичность на определенных фазах принятия группового решения играет не положительную, а отрицательную роль.
Информация о работе Групповые принятия управленчеких решений