Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:25, реферат
Целью работы является раскрытие методов делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента.
Задачи работы:
Рассказать о принципах оптимального управления, основанного на разумном сочетании централизма и доверия к трудовому коллективу организации.
Раскрыть понятие и методы делегирования полномочий (организационный диапазон исполнения управленческих решений, «золотое правило» в управлении, аргументы «за» и «против» метода, пример исследования делегирования полномочий между отделами предприятия).
Показать, какие аргументы предъявляют противники метода делегирования.
Полномочий и на чем они основы, а также какой эффект достигается при применении данного метода в управлении.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность делегирования полномочий 5
2. Практическое применение делегирования полномочий 11
3. Современное видение делегирования полномочий 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность делегирования полномочий 5
2. Практическое применение делегирования полномочий 11
3. Современное видение делегирования полномочий 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Существуют общие законы развития бизнеса. Мотивация, как правило, у всех высока, все захвачены идеей и надеются на перспективы. В теории управления общепризнанным является "золотое правило": самое важное умение руководителя - это получение нужных ему результатов через своих подчиненных. В той мере, в какой он умело передает свои полномочия исполнителям, он эффективно руководит. Чем больше и чаще передается работа вместе с частью ответственности, тем выше результаты организации в целом.
Задачей руководителя является организовать процесс (сценарий, игру), при котором люди хотели бы работать с максимальной отдачей, т.к. желание работать в группе и достигать собственной реализации - естественное состояние нормального человека.
Все вышеназванное определяет актуальность темы курсовой работы. Иными словами, если не ладится с персоналом, осознайте, что управление – это не тот вид деятельности, в котором вы самореализуетесь и достигнете душевного комфорта; ваша жизненная задача, данная свыше, ваш талант именно в инновационных идеях, умении создавать картины будущего бизнеса.
Сосредотачиваясь на оперативном управлении, хозяин-гендиректор уже не способен решать стратегические вопросы. Увидев и почувствовав новую открывающуюся нишу для бизнеса, его "предпринимательское начало" загорается, и он зачастую принимает решения без глубокого изучения вопроса. В большинстве случаев это заканчивается распылением, оттягиванием средств от основного прибыльного дела и тем самым вредит собственному бизнесу в целом.
Кроме того, мировой опыт показывает, что в компании, управляемой собственником, гораздо меньше внимания уделяется внутреннему развитию, так как главная сосредоточенность - на росте прибыли, а инвестиции в основной капитал - информационные системы и персонал - игнорируются, а без этого невозможно полнокровное развитие организации.
Еще один недостаток совмещения ролей собственника и гендиректора – отсутствие внешнего контроля, это выражается в фальсификации отчетности, нарушении прав работников, ведь он бог на своем предприятии и в основе его мотивов лежат причины субъективного характера, часто он не отличает свой карман от кармана организации.
Он не привык отчитываться, а тем более делегировать, отсюда негибкость управленческой позиции, отсутствие готовности к корпоративным реорганизациям, несмотря на то, что время уже пришло и это просто жизненная необходимость, роль личного фактора настолько высока, что при любых обстоятельствах стоит на первом плане и грозит потерей управляемости.
Целью работы
является раскрытие методов
Задачи работы:
Делегирование - это фактор экономии для лидера, а не способ его замены. Менегетти А. Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение [3, c. 137].
Цели делегирования [1, c. 302]:
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении "добиться выполнения работы другими". Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя [9].
Процесс делегирования полномочий происходит в 3 этапа [6, c. 51]:
Плюсы делегирования полномочий [6, c. 52]:
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности. Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы [7,с.206].
Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия [4, с.159].
Например, при
оформлении на работу в качестве рабочего
на линии сборки фирмы "Сони" поступающему
назначается (делегируется) задача монтажа
печатных плат в телевизорах. Принимая
эту работу и вознаграждение за нее,
рабочий косвенным образом
Делегирование реализуется только в случае принятия полномочия, и собственно ответственность не может быть делегирована [4,с.98]. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы [10].
Например, руководитель
хирургической бригады
В крупных
организациях руководителя высшего
звена редко общаются с подчиненными
на низших уровнях, которые фактически
выполняют большинство
Объем ответственности - вот одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями [4,с.162]. Но даже оклад в 2 млн. долл. вряд ли привлечет квалифицированного управляющего, если он не увидит способа влияния на деятельность людей, от которых зависит успех.
Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач [3, c.137]. Полномочия не следует смешивать с властью.
Полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий [10].
От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация - разделение задач по определенным признакам [2, c. 324].
Централизация и децентрализация управления. При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений.
Факторы, определяющие
степень децентрализации
Полномочия в системе управления распределяются не всегда равномерно, они могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее "этажах".
Тогда в первом случае имеет место централизация управленческих полномочий, а во втором их децентрализация.
Централизация
и децентрализация управления могут
развиваться как вширь, так и
вглубь. В первом случае речь идет об
увеличении числа подконтрольных данному
субъекту проблем; во втором - об их более
обстоятельной и
Преимущества централизации [2, с.237]:
Недостатки централизации состоят в том, что она закрывает пути получения преимуществ децентрализации, и наоборот.
Преимущества децентрализации [2, с.241]:
Сегодня в
условиях значительного усложнения
производственных и информационных
процессов, увеличения числа и степени
хозяйственной
Но у децентрализации есть и минусы [2, с.242]:
Способом
обуздания излишней самостоятельности
подразделений является так называемая
выборочная централизация, предполагающая,
что, наряду с предоставлением