Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 12:23, контрольная работа
Тема выбранной курсовой работы связана с оценкой сферы здравоохранения в отдельно взятом субъекте Российской Федерации, а именно в Воронежской области.
Целью данной работы является анализ особенностей медико-демографической ситуации в области и основных характеристик организации работы системы здравоохранения.
Введение
Глава 1. Демографические показатели Воронежской области.
Глава 2. Особенности медико-демографической ситуации Воронежской области
Заключение
Список используемой литературы
Как видно из таблицы 9, продолжительность жизни в Воронежской области чуть выше продолжительности жизни в целом по России.
Таблица 10 Смертность населения по основным классам причин смерти в 2008 г (число умерших на 100 000 человек населения)
Умершие от всех причин смерти |
из них по причинам смерти | ||||||
новообразования |
некоторые инфекционные и паразитарные болезни |
болезни системы кровообращения |
болезни органов дыхания |
Болезни органов пищеварения |
внешние причины смерти | ||
РФ |
1462,4 |
203,8 |
24,3 |
835,5 |
56,0 |
63,7 |
172,2 |
ВО |
1772.0 |
204.6 |
14,2 |
1168.3 |
67.4 |
60,5 |
167.1 |
Основной причиной смертности в Воронежской области являются болезни системы кровообращения, которые в сравнении с показателями РФ превышают их на 39,8%. Общий показатель смертности в области больше на 21,1%, чем в целом по стране.
Таблица 11 Младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до 1 года)
Младенческая смертность | ||||||
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
РФ |
24840 |
17339 |
16073 |
15079 |
14858 |
14436 |
ВО |
321 |
207 |
203 |
158 |
168 |
177 |
В 2008 году из федерального бюджета на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" учреждения здравоохранения Воронежской области получили денежных средств и материальных ценностей на сумму более 1,5 млрд. рублей. Более 225 млн. рублей к этой сумме добавил консолидированный бюджет региона.
Только за медицинскую помощь, оказанную в минувшем году женщинам в период беременности и родов, а также за диспансеризацию детей первого года жизни в ЛПУ области было перечислено около 230 млн. рублей, что на 26% больше, чем в 2007 году. По оценке экспертов, взвешенная государственная политика в решении демографических проблем, укрепление материальной базы службы медицинской помощи матерям и детям – важнейший фактор положительных сдвигов в этой сфере. В 2008 году число родов в Воронежской области увеличилось на 9% - на свет появилось 22178 малышей. Улучшились в Воронежской области и качественные показатели медицинской помощи будущим мамам. Материнская смертность в регионе снизилась на 8,3 %. Отметим, что этот показатель в Воронежской области сегодня значительно ниже среднего по России и по Центральному федеральному округу. Примечательно, что и сами женщины стали во время беременности более внимательно относиться к своему здоровью. В прошлом году на медицинский учет в ранние сроки встали уже 90,5% будущих мам против 87,9% в 2007 году. Снизилось число женщин, не наблюдавшихся в женской консультации, а также количество родов вне родильного отделения. Специалисты также отмечают уменьшение числа осложнений беременности и родов[7].
Таблица 12 Материнская смертность (на 100000 родившихся живыми)
Материнская смертность | ||||||
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
РФ |
50,2 |
39,7 |
25,4 |
23,8 |
22 |
20,7 |
ВО |
16,3 |
16,2 |
0 |
10,4 |
14,5 |
13,4 |
Материнская смертность — один из основных критериев качества и уровня организации работы родовспомогательных учреждений, эффективности внедрения научных достижений в практику здравоохранения. Однако большинство ведущих специалистов рассматривают этот показатель более широко, считая материнскую смертность интегрирующим показателем здоровья женщин репродуктивного возраста и отражающим популяционный итог взаимодействий экономических, экологических, культурных, социально-гигиенических и медико-организационных факторов. Взвешенная государственная политика в решении демографических проблем, укрепление материальной базы службы медицинской помощи матерям и детям - важнейший фактор положительных сдвигов в этой сфере. В 2008 году число родов в Воронежской области увеличилось на 9% - на свет появилось 22 178 малышей. При этом впервые за последние 20 лет количество родов превысило число абортов. Воронежских женщин, выбравших материнство, оказалось в 1,2 раза больше.
Улучшились в Воронежской области и качественные показатели медицинской помощи будущим мамам. Материнская смертность в регионе снизилась на 8,3 %. Отмечается, что этот показатель в Воронежской области сегодня значительно ниже среднего по России и по Центральному федеральному округу. И сами женщины стали во время беременности более внимательно относиться к своему здоровью. В 2008 на медицинский учет в ранние сроки встали уже 90,5% будущих мам против 87,9% в 2007 году. Снизилось число женщин, не наблюдавшихся в женской консультации, а также количество родов вне родильного отделения. Специалисты также отмечают уменьшение числа осложнений беременности и родов.
Необходимо отметить две группы проблем и рисков.
1. С точки
зрения формирования
- низкая рождаемость;
- высокий уровень смертности.
Угрозу представляет тенденция большой смертности среди мужчин среднего трудоспособного возраста;
- продолжающаяся депопуляция, не компенсируемая миграционным приростом. Сокращение численности населения представляет реальную прогнозируемую угрозу абсолютного снижения численности трудовых ресурсов и их недостатка для удовлетворения потребностей экономики области;
- снижение численности и доли лиц молодежных возрастов, вследствие чего выбытие из трудоспособного возраста старших трудовых поколений все в меньшей степени компенсируется молодой трудовой сменой;
- идущая опережающими темпами депопуляция сельского населения, на которую накладывается тенденция повышенного механического оттока жителей сел в города. Особенно острой является проблема оттока наиболее активной части молодежи и невозвращения в места прежнего проживания молодых людей, получивших профессиональное образование в городах;
- диспропорция гендерной структуры, начинающая проявлять себя уже в старшей молодежной группе населения и представляющая угрозу его естественному воспроизводству.
2. С позиции социально-экономических угроз: старение населения, увеличение демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста. С 2009 года демографическая нагрузка начнет возрастать и к 2015 году может составить почти 900 человек на 1000 трудоспособных граждан.
Таблица 13 Динамика младенческой и материнской смертности в Воронежской области (нормируемый интенсивный показатель)
Показатели |
НИП | |||||
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Младенческая смертность |
0,012 |
0,011 |
0,012 |
0,010 |
0,011 |
0,012 |
Материнская смертность |
0,32 |
0,40 |
0 |
0,43 |
0,65 |
0,64 |
Анализируя НИП, можно сделать вывод, что уровень материнской смертности в Воронежской области значительно ниже среднего в РФ (в 2008 году на 35,2 %), что характеризует более благоприятную ситуацию региона в этой сфере.
Таким образом, анализ показателей младенческой и материнской смертности говорит об их пониженном уровне по сравнению со средним по стране. Также в данных показателях отсутствуют четкие тенденции. Это можно объяснить тем, что регион средней численности.
Цели, задачи и приоритеты стратегии в сфере демографии.
Исходя из анализа ситуации и демографических тенденций, стратегической целью демографической политики Воронежской области на период до 2020 года определяется создание условий для обеспечения простого воспроизводства населения, стабилизации его демографической структуры и формирования на этой основе необходимых экономике трудовых ресурсов.
Эта цель достигается на основе решения следующих задач:
1. повышения рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10−2,15 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару, общего коэффициента рождаемости – до 12 чел. на 1000 чел. населения);
2. снижения смертности − до 15,5 чел. на 1000 чел. населения;
3. стабилизации показателя среднегодовой естественной убыли населения на величине не более 0,3-0,4 %;
4. обеспечения механического прироста населения до величины, компенсирующей его естественную убыль не менее чем на 50−60 %;
5. стабилизации численности населения области на этой основе;
6. обеспечения допустимой для экономики области демографической нагрузки.
Приоритетными направлениями демографической политики на период до 2020 года являются:
1. Повышение рождаемости и
2. Снижение уровня смертности, в
первую очередь среди детей, подростков
и лиц трудоспособного возраста
3. Создание условий для
4. Создание условий для
Основное внимание в демографической политике должно быть обращено на контроль и регулирование следующих индикаторов:
- численность постоянного населения;
- ожидаемая продолжительность жизни населения;
- общий коэффициент рождаемости на 1000 населения;
- суммарный коэффициент рождаемости в расчете на одну женщину репродуктивного возраста;
- общий коэффициент смертности на 1000 населения;
- коэффициент младенческой смертности на 1000 детей, родившихся живыми;
- коэффициент миграционного прироста (убыли) на 10 тыс. населения;
- коэффициент общего прироста (убыли) на 10 тыс. чел. населения.
Показатели заболеваемости
Управление Роспотребнадзора по Воронежской области сообщало, что по данным социально-гигиенического мониторинга за период 2000-2008 гг. отмечалась тенденция роста показателя первичной заболеваемости.
Анализ данных социально-гигиенического мониторинга за 2008 год показал, что территориями риска по уровню первичной заболеваемости болезнями органов дыхания у взрослого населения являются Каменский, Новоусманский, Павловский, Семилукский муниципальные районы и городской округ г. Воронеж. Рост показателя первичной заболеваемости отмечается у детей – болезнями органов дыхания, инфекционными и паразитарными болезнями при относительно высокой степени достоверности аппроксимации; у подростков – травмами, отравлениями, болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезнями кожи и подкожной клетчатки, глаза и его придаточного аппарата; у взрослых – болезнями мочеполовой системы и болезнями системы кровообращения.
Таблица 14 Первичная заболеваемость в динамике (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения)
1995 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 | |
РФ |
676,0 |
730,6 |
745,9 |
771,0 |
772,0 |
ВО |
522,4 |
504,0 |
534,3 |
534,6 |
527,1 |
Из табл. 14 видно, что по сравнению со средним уровнем по стране уровень первичной заболеваемости в Воронежской области является значительно более низким. В 1995 году уровень первичной заболеваемости в области был ниже общего на 22,7%, в 2005 – на 28,3%, в 2008 – на 31,7 %.
Таблица 15 Темп прироста (убыли) показателя первичной заболеваемости
1995 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 | |
РФ |
8,1 |
2,1 |
3,3 |
0,1 | |
ВО |
-3,5 |
6,0 |
0,01 |
-1,4 |
Как видно из табл. 15 в период с 1995 до 2005 года прослеживается тенденция роста первичной заболеваемости в Воронежской области. В 2008 году в области произошло снижение данного показателя.
Таблица 16 Контингенты больных психическими расстройствами и
расстройствами поведения по субъектам Российской Федерации
(численность больных, состоящих на учете в лечебно-
профилактических учреждениях; на конец года)
Информация о работе Демографические показатели Воронежской области