Документирование системы менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 13:14, реферат

Краткое описание

Система менеджмента качества - система взаимосвязанных взаимодейст-вующих процессов управления. Для создания такой системы необходима определенная организация выполнения работ, т.е. наличие взаимоотношений между людьми, включающих обмен информацией, обязанности, полномочия, ответственность и взаимодействия, правила, методики и т.п.
На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Эти стандарты служат нормативно-методической базой для создания менеджмента качества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. ..3
1. Документирование СМК……………………………………………………3
1.1 Общие положения………………………………………………………….3
1.2 Структура документации СМК……………………………………………5
1.3 Требования к документации СМК………………………………………...5
1.4 Управление документацией………………………………………………6
1.5 Документация СМК – экономическая выгода…………………………..9
2. Документирование в СМК. Минусы и плюсы ……………………………...9
Список литературы…………………………………………………………… …15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат качество.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Факультет «Заочный инженерно - экономический»

Кафедра «Оборудование и технология сварочного производства»

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине (специализации) «Основы обеспечения качества»

на тему «Документирование системы менеджмента качества»

 

 

 

Проверил, аспирант кафедры

технология машиностроения

Шатров Константин Андреевич

______________________2013 г.

Автор (ы) работы (проекта)

Студент (ы) группы ЗИЭФ-319

Попов Александр Константинович

Тагиров Сергей Мирасович

Танцура Артем Николаевич

____________________2013 г.

Реферат защищен

с оценкой (прописью, цифрой)

___________________________

_____________________2013 г.

 

Челябинск 2013 г.

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………. ..3 
1. Документирование СМК……………………………………………………3 
1.1 Общие положения………………………………………………………….3 
1.2 Структура документации СМК……………………………………………5 
1.3 Требования к документации СМК………………………………………...5 
1.4 Управление документацией………………………………………………6 
1.5 Документация СМК – экономическая выгода…………………………..9 
2. Документирование в СМК. Минусы и плюсы ……………………………...9 
Список литературы…………………………………………………………… …15 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Система менеджмента качества - система взаимосвязанных взаимодействующих процессов управления. Для создания такой системы необходима определенная организация выполнения работ, т.е. наличие взаимоотношений между людьми, включающих обмен информацией, обязанности, полномочия, ответственность и взаимодействия, правила, методики и т.п.

На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Эти стандарты служат нормативно-методической базой для создания менеджмента качества.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.

 

1.Документирование СМК

1.1. Общие положения

Организация должно разработать документированную СМК. В данном разделе представлены общие рекомендации по документированию СМК.

Под документом понимается информация и ее соответствующий носитель.

Разработка документации СМК проводиться в соответствии с планом-графиком. Документация СМК - это один из основных элементов функционирования СМК. Определяя формы и виды взаимодействий и устанавливая порядок ввода и вывода информации, она обеспечивает выполнение функций СМК.

При организации работ по разработке документации СМК рекомендуется предусмотреть выполнение следующих мероприятий:

- координация работ, обеспечивающая  полную взаимную увязку разрабатываемых и корректируемых документированных процедур с Руководством но качеству;

- систематический контроль хода  работ со стороны руководства  предприятия и периодическое рассмотрение хода работ на заседаниях координационного совета, днях качества и т.н.;

- подготовка аудиторов по внутренней проверке СМК до завершения работ по ее созданию и внедрению.

Характер и глубина документации должны отвечать требованиям, установленным в контрактах, законодательных и нормативных актах; потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон. Документация СМК согласовывается со всеми исполнителями и утверждается руководством предприятия.

Разработка документации СМК – трудоемкий процесс, на который уходит очень большое количество времени.

Необходимо задействовать всех работников компании и:

- создать правильную структуру организации;

- создать политику качества организации;

- разработать руководство по качеству;

- правильно определить и разработать процессы производства;

- правильно определить и разработать  процедуры для каждого процесса

Основным функциями документации СМК являются:

1. Передача и хранение информации.

2. Свидетельство о соответствии (обеспечение данных о том, что  все запланированное действительно выполнено).

3. Предоставление информации для  распространения и сохранения  опыта организации (например, нормативно-техническая документация, которая может быть использована в качестве базы для проектирования и разработки новой продукции).

4. Снижение негативного воздействия  от возникновения нештатной и  или опасной ситуации работе (примером такого рода документов являются руководства или инструкции по безопасности).

1.2. Структура документации системы  менеджмента качества

Документация системы менеджмента качества должна включать:

a) Стратегические документы:

- Документально оформленные заявления о Политике и Целях в области качества;

- Руководство по качеству;

- Планы и Программы СМК.

b) Внутренние нормативные документы:

- Документированные процедуры  СМК, требуемые МС ИСО 9001:2000.

Каждое структурное подразделение организации должно иметь и поддерживать в рабочем состоянии свой комплект документов, определяющий характер деятельности подразделения в СМК и обеспечивающий прослеживаемость результатов этой деятельности.

В состав комплекта должны включаться документы:

- устанавливающие цели и задачи подразделения в области качества;

- устанавливающие процедуры СМК, выполняемые подразделением;

- отражающие подготовку сотрудников  подразделения;

- свидетельствующие о результатах  деятельности подразделения.

Документация может быть в любой форме и на любом носителе, а именно:

- бумажном,

- электронном,

- магнитном,

- в виде материального образца,

- и др.

1.3. Требования к документации  СМК.

a) Политика и Цели в области  качества

Разработка документации СМК начинается с формулирования Политики организации в области качества:

Политика в области качества - это общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Политика в области качества, являясь неотъемлемой частью общей стратегии развития организации, позволяет укрепить доверие заинтересованных сторон путём развёрнутой демонстрации системы взглядов руководства организации в отношении качества продукции. Политика обеспечивает основу для постановки Целей в области качества. Достижение этих Целей в дальнейшем будет служить критерием соответствия Политики принятой стратегии и подтверждением надлежащего функционирования всей системы менеджмента организации в целом и системы менеджмента качества в частности.

Отношение руководства организации к принципам менеджмента качества (см. МС ИСО 9000:2000) может служить основой для разработки Политики в области качества.

Политика должна обозначить основные направления деятельности организации в области обеспечения, управления и повышения качества продукции и включать обязательства руководства по выявлению и выполнению требований потребителей, непрерывному повышению эффективности СМК.

1.4. Управление документацией

Организация должно иметь документированную процедуру, определяющую порядок разработки и управления документами. При разработке этой процедуры рекомендуется учесть существующую в организации практику документооборота.

Перед утверждением документа целесообразно провести его предварительное апробирование на рабочих местах в подразделении непосредственным исполнителем с целью оценки применимости. Предварительное апробирование позволяет выявить несоответствия до момента утверждения документа и способствует лучшему освоению в подразделениях документов СМК.

Организация работ с документами СМК должна гарантировать, что:

- документы находятся в наличии  в подразделениях и на рабочих  местах, где выполняются операции, оказывающие решающее влияние  на качество;

- документы легкодоступны для специалистов адресатов исполнителей, и в то же время защищены от посторонних лиц;

- устаревшие документы незамедлительно изымаются из соответствующих компонентов документации и из употребления.

Как обеспечить управление документацией?

Для того, чтобы документ был управляемым, он должен содержать некоторый объем формальной информации, позволяющей осуществлять такое управление. Эта информация может включать:

• Название документа

• Номер документа (необязательный элемент, но сопутствует управлению)

• Указание статуса издания и редакции и дату издания или редактирования. Эта информация необходима для создания основного перечня или аналогичной процедуры управления, так как указывает статус редакции документов с целью предотвращения использования устаревших документов. Идентификация не обязательно должна быть многоуровневой. Соответствия требованиям можно достичь указанием даты издания или редактирования. Многоуровневая идентификация может быть полезной в таких случаях, если позволяют процедуры; в случае незначительных поправок для редактирования и переиздания отдельных страниц документа. Дата издания или редактирования необходима в целях управления документацией. Выполнение требований новой процедуры или пересмотренных требований не может начаться до даты издания такого документа или до даты издания пересмотренной редакции.

• Подтверждение рассмотрения и утверждения. Наиболее часто для такого подтверждения оригинал документа подписывается соответствующим должностным лицом. Если принят иной способ подтверждения, то это следует указать в документе.

• Нумерация страниц.

• Перечень поправок для идентификации всех редакций. Если характер изменения указан в тексте документа, то это требование не является обязательным. Позднее будет разъяснено, почему рекомендуется выполнять оба вида идентификации.

• Информация о владельце. Эта информация необязательна, но может быть полезной.

Аудиторам не следует забывать, что существует множество способов управления документацией. К примеру, многие компании не используют индикаторы уровня редакции и пересмотра, полагаясь на то, что дата издания сама по себе, указывает на статус редакции и пересмотра.

Управление изменениями документов осуществляется по аналогичному алгоритму.

Внесение изменений в документы.

Изменения всегда вносятся в документы с целью улучшения системы качества и ее документации. Они могут вноситься для изменения требований, из-за необходимости модернизировать процесс или для более четкого понимания требований. Очень часто изменение нескольких слов в документе может привести к значительным изменениям в процессе. В объемных документах изменение нескольких слов будет с трудом замечено пользователем. Поскольку изменение было намеренным и для того, чтобы достичь соответствия измененным требованиям, следует привлечь внимание пользователя к этим изменениям. Именно поэтому компании обычно включают в документ или прилагают к документу перечень поправок, в котором указаны эти изменения и часто указаны их причины. Многие организации также идентифицируют изменения в тексте документа, используя, например, курсив, подчеркивая текст с изменениями или делая пометки на полях.

Пользователи часто жалуются на недостаточную идентификацию изменений, которая создает непонимание их характера и, таким образом, негативно влияет на их осуществление.

1.5 Документация СМК – экономическая  выгода

СМК, которая внедрена грамотно на предприятии, это эффективный инструмент совершенствования деятельности компании. СМК влияет на повышение экономических выгод предприятия. За счет документации СМК и внедрения ее, вы повышаете уровень компании на рынке, ее рыночную стоимость и так далее. Все производственные процессы должны быть документированы – это важно. Если вы решили повысить стоимость производства, то вам поможет именно сертификация и документация СМК, но стоит помнить, что СМК должна быть выстроена по стандарту.

Документирование деятельности требует усилий от руководства предприятия: в ней должны участвовать различные сотрудники предприятия, могут организовываться плановые совещания рабочих групп, проводиться мероприятия по мотивации задействованных сотрудников, должны выделяться необходимые ресурсы на внедрение системы. Однако и результат не заставит долго себя ждать. По прошествии квартала или полугода (в зависимости от производственного цикла) в руки руководителей подразделений и высшего руководства организаций попадают статистические данные, которые отражают реальное состояние как технологических, так и других процессов, исследуемых в СМК. Анализировать полученные данные будет гораздо удобнее, чем информацию, имевшуюся ранее. На основе представленных отчетов можно будет принимать более эффективные решения по совершенствованию деятельности предприятия.

Информация о работе Документирование системы менеджмента качества