Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:44, реферат
Организация – объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. У организаций есть свой облик, культура, жизненный цикл, традиции и репутация. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.
Введение ………………………………………………………………………………………... 3
Понятия жизненного цикла организации …………………………………………………..4
Этапы жизненного цикла организации……………………………………………………...5
Анализ ситуации на стадии создания организации………………………………………...8
Типы управления организацией определяющиеся этапом жизненного цикла…………………………………………………………………………………………….10
Стадии жизненного цикла (детальный анализ): …………………………………………13
Рождение………………………………………………………………………………...13
Детство…………………………………………………………………………………..14
Отрочество………………………………………………………………........................15
Ранняя зрелость………………………………………………………………………....16
Расцвет сил……………………………………………………………………………...17
Полная зрелость………………………………………………………………………...18
Старение………………………………………………………………………………...19
Обновление……………………………………………………………………………..20
Деятельность руководителя на каждой из стадий цикла……………………………..…..20
Заключение………………………………………………………………………………….....22
Список использованной литературы……………………………………………………….23
2) Овладение механизмом
Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации.
Анализ ситуации на стадии создания организации
Направление и этапы |
Цель |
Методы |
Результаты |
1. Выбор товара или услуги |
Определить нишу на рынке |
Изучить объем продаж и удовлетворяемость спроса (емкость рынка), а также возможность вытеснения товара с рынка |
Возможный объем продаж |
2. Оценка действий конкурентов |
Определить возможности конкурентов для занятия данной ниши на рынке |
Изучить работу аналогичных предприятий: их технологию, организацию, качество продукции, затраты, снабжение, сбыт, инфраструктурные связи и исследования |
Доминирующий фактор конкуренции |
3. Анализ схемы предпринимательства |
Определить требуемые ресурсы и возможность их получения |
Изучить возможности создания технологии (или приобретения, установки оборудования, его пуска и эксплуатации), обеспечения сырьем, материалами, помещениями, услугами, капиталом |
Формирование всей системы исходных условий и предпосылок |
4. Анализ общего окружения |
Определить значимость внешних факторов |
Изучить состояние государственно- |
Неопределенность значений факторов. Стабильность значений факторов. Темпы изменений значений факторов |
ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕСЯ ЭТАПОМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА.
Переходя к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа.
Характеристики |
Тип управления | |
Оперативный |
Стратегический | |
Основное назначение |
Максимизация прибыли |
Максимизация прибыли с учетом интересов социума |
Основной способ достижения цели |
Оптимизация использования внутренних ресурсов |
Установление динамического |
Важность фактора времени |
Не самый важный фактор в конкуренции |
Важнейший фактор в конкуренции |
Краткосрочная оценка эффективности |
Прибыльность |
Точность предвидения |
Отношение к персоналу |
Работники – один из ресурсов организации |
Работники – важнейший ресурс организации |
Стратегическое планирование в первую очередь имеет дело с долгосрочным планированием стратегий для определенных комбинаций продукции и рынка (коммерческая сфера), а также связано с планами, которые занимаются созданием и сохранением составляющих успеха и определяют долгосрочное планирование производственной программы. Следовательно, предметом стратегического планирования является также анализ имеющихся потенциалов успехов предприятия (преимущества и недостатки). На основе этого происходит составление прогнозов относительно привлекательности определенных частных рынков. На этом уровне планирования следует учесть также эффекты синергии и замены, которые проявляются через задачу или содействие определенным комбинациям продукции и рынка.
Оперативное планирование. Задача оперативного планирования состоит в том, чтобы исходя из результатов стратегического планирования (как правило, долгосрочных) составлять планы для кратко- и среднесрочных производственных программ и разрабатывать на их основе перечни мероприятий для воплощения планов в отдельных функциональных областях. При этом учитывается проблема согласованности частных планов различных функциональных областей.
Главные критерии при выборе типа управления:
Зрелость организации проявляется в том, что упор делается на эффективность инноваций и стабильность, увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг, руководители выявляют новые возможности организационного развития. Все это нацеливается на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке.
На стадии зрелости особенно важно:
Концепция жизненного цикла указывает на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка. К ним, в частности, относятся:
Четыре стиля принятия стратегических решений1
Модели (стили), процессы |
Новаторский аналитический (планомерный) |
Новаторский интуитивный (предпринимательский) |
Консервативный аналитический (бюрократический) |
Консервативный интуитивный (реактивный) |
От какого уровня управленческой иерархии исходит идея |
Во взаимодействии руководителей и персонала всех уровней |
«Сверху вниз» |
«Снизу вверх» |
Отсутствие системы |
Цели и политика |
Ясные идеи, ориентация на рост |
Цели не задаются. Ориентация на нововведения |
Идеалистические |
Нет четких целей. Ориентация на безопасность фирмы |
Информация и выработка идей |
От информации к идее |
Интуитивные идеи |
Для выработки идеи необходима полная информация |
Интуитивная идея, основанная на прошлом опыте |
Поиск, исследование |
Энергичный поиск. Много альтернатив |
Энергичный поиск. Много альтернатив |
Слабая чувствительность к возможностям. Мало вариантов |
Поиск начинается, когда проблема уже видна |
Временной горизонт |
Длинный |
Длинный |
Короткий |
Короткий |
Оценка |
Взвешенная, учет худшего варианта |
Рискованная |
Анализ только худшего варианта |
С позиции избегания риска |
Интеграция |
Объединение всеобъемлющим планом |
Частичные решения |
Объединение в ограниченных пределах наличных ресурсов |
Частичные решения |
Масштабы воздействия на объем управления |
Широкие |
Широкие |
Узкие |
Узкие |
Промышленные проекты |
Крупные |
Небольшие |
- |
- |
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)
Организация как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит следующие стадии своего существования:
Разберем стадии жизненного цикла организации более детально.
Рождение
Рождение – это стадия образования организации, ее становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. Существуют два способа регистрации – разрешительный и уведомительный. В национальном законодательстве указывается тот или иной подход, а также требования к учредительным и регистрационным документам.
Из опыта рыночной экономики известно, что из числа зарегистрированных предприятий в первый год своего существования выдерживают конкуренцию около 40 %, остальные становятся банкротами. По этой причине государство поддерживает малые и совместные предприятия в соответствии с существующими национальными приоритетами и финансовыми возможностями. Основные льготы – уменьшение ставки налогообложения и налоговые каникулы.
Проведем характеристику факторов данной стадии при помощи таблицы:
Факторы |
Рождение |
Первичные цели |
Выживание |
Тип лидера |
Новатор (ясные идеи, ориентация на рост) |
Организационный характер |
Борьба |
Организационный образ |
В центре внимания – организация |
Концентрация энергии |
На новом |
Центральная проблема |
Выход на рынок |
Тип планирования |
С предвидением |
Метод управления |
Единоличный |
Организационная модель |
Максимизация прибыли |
Детство
Детство – это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий – в течение пяти лет своего существования.
Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.
Проведем
характеристику факторов
Факторы |
ДЕТСТВО |
Первичные цели |
Краткосрочная прибыль |
Тип лидера |
Оппортунист |
Организационный характер |
Достижение |
Организационный образ |
Местный |
Концентрация энергии |
На конкуренции |
Центральная проблема |
Существование |
Тип планирования |
Текущий |
Метод управления |
Управление, осуществляемое малой группой единомышленников |
Организационная модель |
Оптимизация прибыли |
Отрочество
Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками.
Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживаются планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом.
Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.
Проведем характеристику факторов данной стадии при помощи таблицы:
Факторы |
ОТРОЧЕСТВО |
Первичные цели |
Ускоренный рост |
Тип лидера |
Консультант |
Организационный характер |
Изменение |
Организационный образ |
Секционный |
Концентрация энергии |
На завоеваниях |
Центральная проблема |
Удержание доли рынка |
Тип планирования |
Планирование продаж, бюджета |
Метод управления |
Делегирование полномочий |
Организационная модель |
Плановая прибыль |