Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель данной работы – анализ значения организационной культуры и персонала в менеджменте, их взаимосвязи.
Задачами работы являются следующие:
1. определение понятия и значения организационной культуры,
2. выделение внутренних и внешних факторов, влияющих на организационную культуру,
3. обоснование значения обучения персонала как фактора формирования и развития организационной культуры предприятия,
4. анализ взаимосвязи обучения персонала организации и развития корпоративной культуры на примере аптеки «Биофарм».
Введение_________________________________________________________ 3
1. Понятие организационной культуры________________________________5
1.1. Подходы к определению организационной культуры_________________5
1.2. Значение организационной культуры_____________________________10
1.3. Влияние внутренних и внешних факторов на организационную
культуру_________________________________________________________14
2. Взаимосвязь развития организационной культуры и знаний____________26
2.1. Обоснование значения обучения персонала как фактора
формирования и развития организационной культуры предприятия_______26
2.2. Взаимосвязь обучения персонала организации и развития
корпоративной культуры на примере аптеки «Биофарм»________________ 31
Заключение_______________________________________________________36
Литература_______________________________________________________
1.2. Значение организационной культуры.
Значение культуры организации для ее членов напрямую выражено в системе функций, которые она – ОК – выполняет.
По мнению М.М. Алексеевой,6 наиболее полно организационную культуру характеризуют следующие ее функции:
1. Охранная:
культура служит своеобразным
барьером для проникновения
2. Интегрирующая:
прививая определенную систему
ценностей, синтезирующую
- лучше осознать цели организации;
- приобрести
наиболее благоприятное
- ощутить
себя частью единой системы
и определить свою
3. Регулирующая:
организационная культура
Интегрирующая и регулирующая функции способствуют росту производительности в организации, поскольку:
- ощущение
идентичности и восприятие
- наличие
неформальных правил, упорядочивающих
организационную деятельность
4. Замещающая,
или функция субститута
5. Адаптивная: наличие организационной культуры предполагает взаимное приспособление работников к организации и организации к работнику. Она позволяет новым работникам наиболее эффект!"но "вписаться" в хозяйственную систему и способ человеческих взаимодействий, характерный для данной организации. Адаптация осуществляется посредством совокупности мер, называемых социализацией. В свою очередь, возможен противоположный процесс - индивидуализация, когда фирма организует свою деятельность таким образом, чтобы максимально использовать личностный потенциал и возможности индивида для решения собственных задач.
6. Образовательная
и развивающая: культура
7. Управление
качеством: поскольку культура
в конечном итоге воплощается
в результатах хозяйственной
деятельности фирмы - экономических
благах, постольку организационная
культура, продуцируя более внимательное
и серьезное отношение к
Далее перечислены
функции, которые определяют необходимость
адаптации фирмы к своей
8. Ориентация
на потребителя. Учет целей,
запросов, интересов потребителей,
отраженный в элементах
9. Регулирование
партнерских отношений.
10. Приспособление
экономической организации к
нуждам общества. Действие этой
функции повышает
Из всех
вышеперечисленных функций
1.3. Влияние внутренних и внешних факторов на организационную культуру.
Организационная культура пронизывает процесс управления предприятием от начала до конца и играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию (придание индивидуального смысла наблюдениям и установление связи между ними) информации.
Сама культура возникает и формируется под влиянием множества факторов. Во-первых, это факторы внешней среды организации, или объективные факторы. Во-вторых, это факторы внутренней среды организации, или субъективные факторы.8
Рассмотрим далее факторы внешней среды.
1. Социокультурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурентов слухов считается действиями неэтичными и аморальными, даже когда их невозможно считать, по сути противозаконными. В некоторых странах подобная ситуация считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социокультурная среда здесь иная.
Ещё один пример социальнокультурного влияния на деловую практику – традиционный стереотип, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей. Такая установка реализуется в дискриминационной практике найма служебного продвижения женщин, и, хотя она противозаконна, избавиться от подобного отношения трудно.
Исследованиями доказано, что установки рабочих изменяются. В целом, сравнительно молодым рабочим не по душе традиционные патерналистские отношения, они хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Другие исследователи показывают, что многие рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, создавая «вызовы», обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. Такое изменение установок непосредственно влияет на то, что работники считают честной практикой организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров применительно к их существенной функции – мотивация людей с учётом целей организации.
Социально-культурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером служит производство одежды. Люди зачастую готовы платить за предмет туалета, на котором стоит имя престижного модельера, поскольку, как им кажется, это придаёт им дополнительный вес в обществе.
От социальных факторов зависит и способы ведения своих дел организации. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов.
К социально-культурным факторам относятся также национальная культура. Люди с разными, особенно в национальном плане, культурами неодинаково воспринимают реальность, поскольку рассматривают все окружающее сквозь их призму. Культура любой организации находится под мощным воздействием национального фактора. Г. Хофстед9 сформулировал пять параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры:10
Разные
нации дифференцировано воспринимают
различные аспекты жизни. Как
свидетельствует В.М. Соколинский
для одних народов (проживающих
преимущественно в южных
К социокультурным факторам относится также религиозная культура.
2. Политика. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социально-культурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных товарных пошлин, требования в отношении практики найма и продвижение представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды, контроля цен и заработной платы и т.д.11
Другой элемент политической обстановки – это группы особых интересов и лоббисты. Некоторые лоббистские группы выражают интересы и ценности не организаций, а объединение людей.
Большое
значение для компаний, ведущих операции
или имеющих рынки сбыта в
других странах, имеет фактор политической
стабильности. В стране-хозяине для
иностранного инвестора или для
экспорта продукции политические изменения
могут привести к ограничению
прав собственности для иностранцев
или установлению специальных пошлин
на импорт. С другой стороны, политика
может измениться и в сторону,
благоприятную для инвесторов, когда
возникает потребность в
3.Законы и отношения с государством. Законы и государственные учреждения также влияют на организационную культуру. В преимущественно частной экономике, взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждого результатирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определённый правовой статус, являясь единоличным владельцем, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела.
Информация о работе Значение организационной культуры и персонала в менеджменте