Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:47, научная работа
Российским законодательством принято следующее определение малого бизнеса: это предприятие с численностью 16-100 сотрудников, выручка от деятельности которого или балансовая стоимость его активов не превышают 400 млн. рублей по результатам отчетности предыдущего года.
1.Теоретические основы управления малым и средним бизнесом.................3
1.1 Значение и роль малого и среднего бизнеса......................................5
1.2 Меры по поддержке среднего и малого бизнеса..............................7
1.3 Исторический, зарубежный опыт принятия мер.............................11
2. Анализ комплекса мер по поддержке малого и среднего бизнеса.............14
3. Заключение......................................................................................................20
Содержание
1.Теоретические основы управления малым и средним бизнесом.................3
2. Анализ комплекса
мер по поддержке малого и
среднего бизнеса.............
3. Заключение....................
1.Теоретические основы управления малым и средним бизнесом
Российским
законодательством принято
По аналогии сформулировано определение и для категории средний бизнес. Оно предполагает предприятие с численностью сотрудников 101-250 человек, годовой доход которого или балансовая стоимость активов не превышает 1000 млн. рублей.
Средний бизнес является, пожалуй, самым мобильным сектором экономики в России. А потому государство идет навстречу его владельцам, увеличивая долю среднего бизнеса и улучшая качество его управления.
Именно управление средним и малым бизнесом является ключевым элементом всей системы. В отличие от других компаний, предприятия среднего масштаба или, как их еще называют, «газели» легче преодолевают кризис. А некоторым из них кризис помог сделать бизнес более эффективным: именно в этот период наиболее отчетливо видны проблемные места предприятия, которые необходимо предотвратить.
Управление средним
и малым бизнесом – это создание
гибких структур организации, поиск
эффективных механизмов и инструментов
управления, которые в совокупности позволяют
достигать необходимого уровня ликвидности
и прибыльности компании. Для управления
средним бизнесом необходимо учитывать
каждый нюанс и разбираться в таких вопросах,
как:
•Целеполагание;
•Анализ организации системы менеджмента;
•Планирование бюджета компании;
•Принципы управления персоналом и т.д.
Механизм управления
средним бизнесом можно разделить
на несколько этапов:
1.Управление на базе контроля
над исполнением
На этом этапе идет формирование заданий
на основе должностных инструкций. Задача
руководителя – следить за выполнением
функций работниками компании, осуществлять
контроль над финансовой деятельностью
компании;
2.Распространение установленных
в прошлом тенденций на будущий период
Данный этап управления средним бизнесом
предполагает составление бюджета, долгосрочное
планирование и целевое управление;
3.Управление на базе ожидаемых
изменений
Основные действия – прогноз проблем
и новых возможностей. Активно применяется
стратегическое планирование и выбор
позиций с точки зрения стратегии управления;
4.Управление на базе экстренных решений
1.1. Значение и роль малого и среднего бизнеса.
Какова же роль малого бизнеса в экономике? В чем отличие малого бизнеса от крупномасштабных предприятий?
В первую очередь – это мобильность, быстрое принятие решений, способность реагировать на колебания рынка и координация всех сил компании на изменение продукта, методов продаж, маркетингового плана, реорганизация структуры компании, смена рода деятельности.
Роль малого бизнеса заключается в том, что подобная способность компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности.
Экономическая роль малого бизнеса заключается в первую очередь в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания и опыт, развиваться как специалисты.
Таким образом предприятия малого и среднего бизнеса уменьшают процент безработицы, влияют на уровень доходов населения и формируют средних класс. В то же время нельзя не оценить роль малого бизнеса в развитии инновационных технологий, хотя основная масса специализируется на торговле.
Часть сегмента малого бизнеса вкладывает средства в научно-технические изобретения, способствуя подъему национальной экономики в сфере высоких технологий и науки. Роль малого и среднего бизнеса в государственном бюджете – это постоянные отчисления в бюджет налогов, так как малые организации исправно платят по счетам, в отличие от
крупных предприятий.
Кроме того роль малого и среднего бизнеса – это поддержка специализации и кооперации в различных отраслях: мелкое и среднее производство, сфера обслуживания, которые специализируются на одном или нескольких направлениях.
Развитие конкуренции, изучение потребительского спроса, требований рынка, способность заполнять пробелы в ассортименте, минимизация и регулирование цены товаров, рост качества товаров и услуг, создание атмосферы предпринимательства и экономических соревнований за лидерство в отрасли – все эти составляющее, определяют роль малого бизнеса в экономике.
В отличие от крупных компаний, предприятия малого бизнеса страдают от недостаточного финансирования, некомпетентной работы управленческого аппарата, больших эксплуатационных расходов, высокой конкуренции.
В этом случае неоценима роль государства в малом бизнесе. Государственная поддержка просто необходима по разным направлениям, в первую очередь: льготное налогообложение и кредитование, помощь в финансировании научно-технических разработок, упрощенные системы налогообложения, финансовой и бухгалтерской отчетности, регистрации бизнеса, лицензирования и сертификации продукции.
Помощь государства
во внешнеэкономической
1.2. Меры по поддержке среднего и малого бизнеса
Для развития
бизнеса предприниматель может
воспользоваться микрозаймом. Микрофинансирование
позволяет получить доступ к заемным средствам
представителям малого бизнеса, которые
по тем или иным причинам не могут воспользоваться
традиционными банковскими продуктами
(небольшая сумма кредита, отсутствие
кредитной истории, удаленность населенного
пункта и т.д.). При этом займы субъектам
МСП не должны превышать 1 млн руб., а срок
займа - не более 12 месяцев.
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от
19.12.2011 N ОГ-Д05-2517.
Малое и среднее предпринимательство
занимает особое место в экономической
системе страны, не только обеспечивая
рост занятости и снижение социальной
напряженности, но и являясь важнейшим
фактором обеспечения устойчивости и
инновационного характера экономического
роста. Развитие малого и среднего бизнеса повышает
гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает
основу для формирования массового среднего
класса. Стимулирование и поддержка малого
и среднего бизнеса являются одним из
основных приоритетов экономической политики
государств, в том числе и Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом
от 24.07.2007 N 209-ФЗ ''О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации''
в субъектах Российской Федерации разработаны
и активно реализуются программы государственной
поддержки малого и среднего бизнеса.
Государственная финансовая поддержка
малого предпринимательства осуществляется
в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 ''О распределении и
предоставлении
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на государственную
поддержку малого и среднего предпринимательства,
включая крестьянские (фермерские) хозяйства''.
Средства федерального бюджета, предусмотренные
на государственную поддержку малого
предпринимательства, предоставляются
Министерством на конкурсной основе исключительно
бюджетам субъектов Российской Федерации
в виде субсидий для финансирования мероприятий,
осуществляемых в рамках оказания государственной
поддержки малого предпринимательства
субъектами Российской Федерации, в том
числе на:
Субсидии предоставляются
в целях софинансирования расходных
обязательств субъекта Российской Федерации,
возникающих при выполнении мероприятий,
осуществляемых в рамках оказания государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства
в
данном субъекте
Российской Федерации.
В случае принятия предпринимателем
решения о приобретении оборудования
с 2010 г. стало возможным воспользоваться
государственной субсидией на компенсацию
лизинговых платежей в части дохода лизинговой
компании, в том числе получить субсидию
до 1 млн руб. на компенсацию первоначального
взноса по договору лизинга основных средств.
Для развития бизнеса предприниматель
может воспользоваться микрозаймом. Микрофинансирование
позволяет получить доступ к заемным средствам
представителям малого бизнеса, которые
по тем или иным причинам не могут воспользоваться
традиционными банковскими продуктами
(небольшая сумма кредита, отсутствие
кредитной истории, удаленность населенного
пункта и т.д.). При этом займы субъектам
МСП не должны превышать 1 млн руб., а срок
займа - не более 12 месяцев.
Также в рамках участия в
реализации государственной политики
по совершенствованию финансовых механизмов
поддержки малого и среднего предпринимательства
разработана программа открытого акционерного
общества «Российский банк» поддержки
малого и среднего предпринимательства''
(ОАО ''МСП Банк'') по поддержке малого и
среднего предпринимательства, утвержденная
правлением ОАО ''МСП Банк'' (далее - программа).
Основной целью программы является создание
благоприятных условий для устойчивого
развития малого и среднего бизнеса в
регионах России.
Поддержка субъектов малого
и среднего предпринимательства (далее
- субъект МСП) оказывается ОАО ''МСП Банк''
через банки-партнеры и
организации
инфраструктуры поддержки МСП.
Средневзвешенная ставка
по портфелю кредитов, выданных банками-партнерами
субъектам МСП, на 1 декабря 2011 г. составляет
12,37%.
По вопросу получения информации
о конкретных условиях предоставления
кредита, типах продукта, процентных ставках,
а также о соответствии субъектов малого
и среднего предпринимательства установленным
критериям заявитель вправе обратиться
в любой из банков-партнеров, действующих
в его регионе, либо непосредственно в
ОАО ''МСП Банк''.
В случае отсутствия возможности
обеспечить надлежащее исполнение своих
обязательств по возврату полученных
кредитных средств залогом принадлежащего
Вам имущества по вопросу о предоставлении
гарантии (поручительства) можно обратиться
в региональный гарантийный фонд.
1.3.Исторический, зарубежный опыт принятия мер
Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономики как в России, так и за рубежом.
Например, в Германии "средний и малый бизнес - становой хребет немецкой экономики. Он обеспечивает работой большинство населения страны и берет на себя основное бремя по профессионально-техническому обучению молодежи". Малый бизнес Германии - это одно из основных звеньев ее экономики. Малые и средние предприятия, которых уже более 3,5 млн, составляют 99% фирм-налогоплательщиков. В этот сектор экономики входят как компании с одним-двумя работниками, так и солидные компании с крупным годовым оборотом. Все они обеспечивают до 80% рабочих мест, 45% налогов с оборота и 30% немецкого экспорта ("Бизнес-журнал"). Роль малого и среднего бизнеса в поддержке конкурентоспособности хозяйства страны была признана в 80-е годы и во Франции. Именно с этого периода на государственном уровне в стране принимаются меры по стимулированию создания малых и средних предприятий (ИА "Инвур").
В законодательстве об автомобильных дорогах многих стран участию малого бизнеса в развитии дорожной деятельности посвящены специальные разделы.
В Российской
Федерации законодательной
поддержки малого и среднего предпринимательства.