Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:47, научная работа
Российским законодательством принято следующее определение малого бизнеса: это предприятие с численностью 16-100 сотрудников, выручка от деятельности которого или балансовая стоимость его активов не превышают 400 млн. рублей по результатам отчетности предыдущего года.
1.Теоретические основы управления малым и средним бизнесом.................3
1.1 Значение и роль малого и среднего бизнеса......................................5
1.2 Меры по поддержке среднего и малого бизнеса..............................7
1.3 Исторический, зарубежный опыт принятия мер.............................11
2. Анализ комплекса мер по поддержке малого и среднего бизнеса.............14
3. Заключение......................................................................................................20
В Положение о Федеральном дорожном агентстве постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 внесены полномочия по реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на их развитие, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, одним из приоритетных направлений макроэкономической политики, определено развитие малого и среднего предпринимательства. При этом среди важнейших мероприятий в этой области определено расширение государственных программ поддержки малого предпринимательства, распространение их действия на средние предприятия. Реализация предусмотренных мер позволит довести к 2012 году величины показателя выпуска продукции малых предприятий до 29 % от ВВП при 21 % в 2008 году.
В дорожном хозяйстве уже
сейчас значительная часть работ
выполняется предприятиями
отнесения к
малым и средним предприятиям.
К малым и средним предприятиям
относится также большая часть
поставщиков строительных материалов
и конструкций. В целом по экспертной
оценке объем поставок, работ и
услуг в дорожном хозяйстве, выполняемых
малыми и средними предприятиями, составляет
до 40 – 50 % общего объема финансирования.
От качества работы этих организаций во
многом зависит долговечность дорожных
сооружений, безопасность движения по
дорогам, эффективность работы всей отрасли.
Поэтому поддержка малых и средних предприятий
рассматривается Федеральным дорожным
агентством среди важнейших задач по развитию
отрасли.
В канун профессионального
праздника - Дня российского
2.Анализ комплекса мер по поддержке малого и среднего бизнеса.
Малое предпринимательство
динамично развивается и
В настоящее время сектор малого предпринимательства российской экономики развивается под воздействием ряда факторов, один из которых это государственная поддержка малого предпринимательства. Государственная поддержка основывается на состоянии экономики, как мировой, так и российской, то есть инструменты поддержки напрямую зависят от того в каком состоянии пребывает экономика.
Программа поддержки малого предпринимательства в 2009 году, проводимая Минэкономразвития, была направлена на поддержку начинающих предпринимателей и создание институтов финансирования компаний. В течение года расходы на программе увеличивали дважды, они выросли с первоначальных 4,3 до 18,6 млрд. руб. Впервые за 5 лет в
прошедшем году все регионы приняли участие в федеральной программе.
Реализация в 2009 году мер по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства осуществлялась по следующим направлениям:
увеличение капитализации региональных гарантийных фондов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства до 10 млрд. рублей;
содействие в развитии организаций микрофинансирования за счет средств федерального бюджета в размере 1,0 млрд. рублей, что позволило в среднем финансировать около 20 000 проектов микро- и малых компаний ежегодно;
субсидирование процентных ставок по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета в размере 1,1 млрд. рублей в целях поддержки кредитования сектора в размере 11–14 млрд. рублей;
увеличение капитализации действующих 15 региональных фондов инвестиций в малые инновационные компании (венчурные фонды) на 1,1 млрд. рублей;
увеличение капитализации и формирование новых региональных фондов акций и фондов смешанных инвестиций с целью поддержки небольших инвестиционных проектов малых и средних компаний (30–60 млн. рублей);
развитие программы предоставления грантов начинающим – субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, для компенсации целевых расходов по регистрации, аренде помещения, приобретению основных средств;
Важным инструментом государственной поддержки малого предпринимательства является система государственных заказов, позволяющая обеспечить субъектам малого бизнеса гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, а следовательно,
расширить производственные мощности, модернизировать оборудование, укрепить их конкурентоспособность. По расчетам Министерства экономического развития РФ, в 2009 г. малые и средние предприятия могут продать государству продукции на 1 трлн. руб., основными заказчиками выступят естественные монополии и армия.
Возможность получения
грантовой поддержки в самом
начале предпринимательской
В 2009 году на субсидирование процентов по кредитам 76 субъектам Российской Федерации выделены субсидии из федерального бюджета на общую сумму 2 025,745 млн. рублей
В соответствии с требованиями, установленными Минэкономразвития России, гарантийный фонд – юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах
займа и лизинга.
Поручительства (гарантии)
предоставляются коммерческим банкам,
страховым компаниям, лизингодателям
(далее – финансовым организациям),
заключившим с региональным гарантийным
фондом соглашение о сотрудничестве.
Отбор таких организаций
Объем ответственности
регионального гарантийного фонда
по заключенным договорам
Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Данное мероприятие является одним из наиболее актуальных для осуществления финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местах.
Так, в 2009 году поддержка
муниципальных программ осуществляется
в 24 субъектах Российской Федерации, в
результате софинансирование принятых
программ развития малого и среднего предпринимательства
осуществляется в 250 муниципальных образованиях
по всей России.
Программы обеспечения деятельности бизнес-инкубаторов. Субсидии федерального бюджета используются для предоставления предпринимателям образовательных услуг, услуг по трансферту и коммерциализации технологий, проведения аудиторских проверок и иных мероприятий, направленных на совершенствование процессов бизнес-инкубирования. Данные программы профинансированы в 11 регионах России
В число приоритетов господдержки включена поддержка экспортно-
ориентированных малых и средних предприятий, поскольку в 2009 году
малые экспортеры получали минимальную помощь со стороны государства. Средства перечисляются в те регионы, которые реализуют программы поддержки малых и средних компаний, ориентированных на экспорт.
Следующий блок поддержки
– это развитие лизинга малых
предприятий и
Что касается имущественной поддержки, то в 2010 господдержка направлена на создание центров коммерциализации технологий, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров промышленного дизайна, центров субконтракции, а также бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков.
В 2010 году принят закон
о микрофинансовой деятельности
и микрофинансовых
Так же еще одним направлением продолжено совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделяется таможенному и налоговому контролю, а также
деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса.
Прорабатывается вопрос о
радикальном упрощении
3. Зключение
Развитие бизнеса идет ускоренными темпами, одни события сменяют другие. Управление средним бизнесом проходит на базе распределения стратегических задач.
Несомненно, один человек вряд ли сможет одновременно справляться с целым штатом сотрудников и ко всему прочему рассчитывать бюджет компании или вычислять расходы и доходы бизнеса за определенный период времени. Еще одной немаловажной задачей при управлении средним бизнесом является подбор персонала. Существуют целые методики и алгоритмы набора и отбора кадров. Персонал – непосредственное лицо компании, а потому к его подбору стоит подойти со всей внимательностью, а лучше – привлечь к этому вопросу специалистов.
Кроме того, управление средним бизнесом требует определенного опыта и профессионализма. Вряд ли начинающий предприниматель справиться с задачей управления средним бизнесом. Это дело скорее подходит тем, кто уже имеет опыт в сфере бизнеса, в частности управления компанией, и понимает какие задачи и проблемы ждут руководителя на всем пути развития компании. Именно для таких людей существуют и постоянно проводятся различные бизнес семинары, на которых обсуждаются главные вопросы менеджмента, а также рассматриваются современные технологии управления средним бизнесом.