Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 20:35, курсовая работа
Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры.
Во-первых, культура – это сфера свободной самореализации личности, сфера творчества.
Во-вторых, культура – ценностное отношение к реальности.
В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от природы.
ВВЕДЕНИЕ
Глава1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ ВИДЫ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
1.2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1.3 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
Глава 2 ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРЕ
КУЛЬТУРЫ
2.2 ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В России по мере стабилизации экономической ситуации в стране, правительство стало уделять культуре больше внимания. Появлялись положения и постановления правительства РФ, отражающие отношения культуры с государством. Среди них можно выделить "Положении об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" (с изменениями от 23 декабря 2002 г.); федеральные законы, например "О Государственной поддержке кинематографии РФ"14, были определены основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ до 2015 года. В соответствии с Законом "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"15 на развитие культуры должно направляться не менее 2% федерального и 6% территориальных бюджетов. Финансовое обеспечение предусматривается также Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (Редакция на 04.07.2003) (№ 135-ФЗ от 11 февраля 1995 г.), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Правительства РФ. Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности.
По данным Министерства культуры Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в 2009 году были предусмотрены ассигнования в размере 95,1 млрд рублей. В соответствии с принятыми решениями бюджет Минкультуры России на 2009 год был сокращен и составил 77,7 млрд. рублей.
В ходе разработки проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Министерством культуры России проведена значительная работа по увеличению ассигнований на финансирование отрасли по сравнению с предельными объемами финансирования, первоначально определенными Минфином России для Минкультуры России и подведомственных ему структур.
Так, предельные объемы финансирования деятельности Минкультуры России на 2010 год, первоначально выделенные Минфином России, составляли 52,2 млрд. рублей, а окончательно удалось согласовать с Минфином России и Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам сумму в размере 73,8 млрд. рублей.
Поддержка культуры и искусства из государственного бюджета осуществляется по нескольким каналам:
· в форме прямого финансирования;
· при помощи общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам;
· на основе совместного участия органов власти разного уровня в финансировании;
· через независимые посреднические структуры;
· с использованием механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования.
Прямое финансирование организаций культуры имеет место во всех странах, но самая большая доля приходится на него в бюджетах европейских унитарных государств. Осуществляется оно в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов.
От старейшего метода государственной поддержки культуры — полного прямого финансирования — в большинстве стран уже отказались. Этот способ субсидирования сохранен лишь для некоторых национальных музеев, архивов, библиотек или для поддержки национального эфирного вещания.
Специальные целевые трансферты обычно используются при реализации национальных программ развития культуры. Так, во Франции в первой половине 80-х годов в рамках программы перестройки и модернизации коммерческих отраслей культуры министерством культуры была создана специальная "бюджетная линия" для финансирования производства короткометражных фильмов, танцевального и циркового искусства, изобразительного искусства, промышленного дизайна, фотографии.
Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Условия их предоставления существенно различаются в разных странах. Многообразие грантов отличает шведскую систему финансирования культуры и искусства. Здесь организации культуры могут претендовать на договорной грант (его размер определяется заключаемым на год соглашением между государственными органами и организацией культуры), грант, выплачиваемый по результатам труда в соответствии с нормами субсидирования, пропорционально объему товаров и услуг, или же на так называемый базисный (формульный) грант. Последний должен покрыть определенную долю (обычно 55%) нормативных затрат на заработную плату, утвержденных для каждой категории организаций (театров, оркестров, региональных музеев и библиотек). Грант не имеет отношения к фактическим расходам организаций на оплату труда и к численности их штатов, определяемым ими самостоятельно. Он гарантирует лишь некий уровень занятости в отраслях культуры в данном. Во многих странах правительство предоставляет гранты на условиях встречного финансирования. В Европе этот механизм сначала стали применять в Великобритании, а затем и в континентальных странах. Подобные гранты не только способствуют улучшению финансового положения организаций культуры, но и помогают им адаптироваться к рыночной среде, привлекая негосударственные финансовые источники и развивая коммерческую деятельность. Например, в Великобритании с 1988 года действует специальная программа, в соответствии с которой организации культуры могут получить грант в размере от 5 до 250 тыс. фунтов стерлингов при условии встречного финансирования проекта в соотношении 1:2.
Государственное финансирование культуры через систему субнациональных бюджетов во всех странах осуществляется путем перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов. Общий трансферт отличается от целевого тем, что не связывает реципиента условиями расходования, фактически просто увеличивая его бюджетные доходы.
На данный момент в России региональный и местный бюджеты несут почти одинаковое финансовое бремя по поддержке сферы культуры и искусства. В таблице 1 показано, как распределяются различные функции финансирования культуры между бюджетами разных уровней. В ней подробно рассмотрено какие именно государственные затраты на различные виды культуры и искусства "ложатся на плечи" регионального или местного бюджета.
Таблица 1 Распределение функций между бюджетами
Вид расходного обязательства |
Бюджет |
Охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения |
региональный |
Охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа |
местный |
Организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ |
региональный |
Организация библиотечного обслуживания населения |
местный |
Создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством РФ) |
региональный |
Поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ) |
региональный |
Поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности |
региональный |
Обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта |
местный |
Целевые трансферты предоставляются для покрытия конкретных статей расходов, нередко на условии встречного финансирования. В Норвегии с 1986 года муниципалитеты получают от правительства блоковый грант на финансирование сфер здравоохранения, образования и культуры. Датским муниципалитетам с 1983 года выделяют блоковый грант на финансирование библиотек; средства распределяются между местными бюджетами пропорционально численности населения.
Государственная поддержка культуры на основе совместного финансирования из центральных и территориальных бюджетов осуществляется в рамках широких социально-экономических программ (регионального развития, увеличения занятости, помощи малому бизнесу, реконструкции городской хозяйственной инфраструктуры, профессионального обучения и переподготовки кадров), а также для субсидирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов. Во Франции центр, регионы и территории ежегодно заключают трехсторонние контракты для совместного финансирования культуры. Один из наиболее распространенных и, по мнению специалистов, самых демократичных и эффективных методов государственного финансирования культуры — это распределение субсидий через посреднические негосударственные организации (благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников). Особенно активно он применяется в Германии, Великобритании и Франции.
Финансирование сферы культуры на основе партнерского участия государства и корпоративных спонсоров становится в Европе все более заметной формой субсидирования, что способствует значительному притоку средств из частного сектора. В Великобритании, согласно Справке № 4 2005 126 введенному в 1984 году плану стимулирования корпоративного спонсорства, совместные проекты финансируются из центрального бюджета и спонсорских средств в соотношении 1:1 для первого проекта (при этом спонсорский взнос не должен быть менее 1 тыс. фунтов стерлингов) и 1:3 для последующих проектов при минимальном взносе в 3 тыс. фунтов стерлингов. При этом государственная дотация составляет не более 25 тыс. фунтов стерлингов на один проект. Аналогичная система встречного финансирования, введенная в 1987 году во Франции, предусматривает гораздо бoльшую долю государственного участия. Соотношение бюджетного взноса и средств спонсора составляет 5:1, деньги выделяются при условии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Приоритетными направлениями финансирования признаны сохранение культурного наследия (памятников архитектуры и др.), проведение музыкальных и театральных фестивалей и выставок современного изобразительного искусства, выпуск книг.
Лишь часть средств, направляемых на поддержку культуры и искусства, распределяется в европейских странах через бюджеты министерств культуры. Бремя финансирования культуры несут и другие центральные ведомства: министерство обороны, например, финансирует военные оркестры, министерство юстиции — культурную деятельность в местах заключения, министерство образования — преподавание в общеобразовательных школах различных дисциплин, относящихся к сфере культуры. Для повышения эффективности бюджетного финансирования создаются межведомственные программы субсидирования культуры. Во Франции с середины 80-х годов министерство культуры стало заключать соглашения с министерствами сельского хозяйства, юстиции, обороны, труда и образования о совместных программах финансирования киноискусства, производства аудио- и видеопродукции.
Во многих странах наряду с бюджетным получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых оправдывается "особыми потребностями" отраслей культуры и "национальными интересами". Традиционным источником средств для таких фондов (например, в Финляндии, Норвегии и Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов. Выплаты из этих фондов идут на поддержку не только культуры, но и спорта. Одной из первых отраслей культуры, для финансирования которой стали создаваться специальные фонды, было киноискусство. Ресурсы фондов формировались за счет поступлений из центрального бюджета, а также за счет специальных налогов на радио- и телевизионные компании, на кинопрокат и др. В 80-е годы во многих странах были созданы фонды поддержки аудио- и видеопроизводителей.
Очень важную роль в становлении хозяйственной самостоятельности учреждений культуры, их широких прав в области определения направлений деятельности и финансирования сыграло подтвержденное правительством Российской Федерации постановление от 26 июня 1995 г. "Положении об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" Собрание законодательства РФ. 10.07.95. № 28. Ст. 2670. В третьем разделе этого положения, распространившего свое действие на организации культуры, находящиеся в федеральной собственности, обозначены финансовые обязательства государства по отношению к организациям культуры. В статье 21 перечислены цели, на которые выделяются бюджетные ассигнования организациям культуры. Кроме того, в Положении подчеркнуто, что поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размеров бюджетных ассигнований организации культуры. Реализация нормативно - правовых актов и решений, принятых в 1995 г., закрепила отношение государства к финансированию культуры как к его важнейшей социальной функции, позволила существенно повысить качество работы, заинтересовать работников в результатах своего труда, улучшить в рамках возможного их финансовое положение, привлечь дополнительные финансовые ресурсы и тем самым повысить выживаемость культуры в трудный период 90-х гг. Становилась реальностью многоканальная система финансирования культурной деятельности. Начало возрождаться загубленное за годы советской власти меценатство.