Инновации и процесс обновления в предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 09:03, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент сегодня это, прежде всего, - управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента во всех его ипостасях становятся инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые товары, новые услуга, новые благоприятные условия для клиентов, включая цены, и т.д.). Инновационный процесс - совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью работы каждого звена. Все нововведения проводятся на основе систематического, комплексного анализа различных сторон работы фирмы, главное в котором - сравнивать полученные результаты не с уже достигнутыми, а с тем потенциалом (емкостью) рынка, который имеется в данное время. Цель такого анализа - определить, насколько полно использует фирма возможности рынка в каждом периоде.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 26.87 Кб (Скачать файл)

Инновационный менеджмент

1. Инновации и процесс обновления  в предпринимательстве

Менеджмент сегодня это, прежде всего, - управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной  частью менеджмента во всех его ипостасях  становятся инновации - процесс постоянного  обновления во всех сферах предпринимательства. Инновации включают в себя не только технические и технологические  разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые  товары, новые услуга, новые благоприятные  условия для клиентов, включая  цены, и т.д.). Инновационный процесс - совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия  при контроле за рентабельностью работы каждого звена. Все нововведения проводятся на основе систематического, комплексного анализа различных сторон работы фирмы, главное в котором - сравнивать полученные результаты не с уже достигнутыми, а с тем потенциалом (емкостью) рынка, который имеется в данное время. Цель такого анализа - определить, насколько полно использует фирма возможности рынка в каждом периоде.

Комплексный анализ различных сторон работы фирмы должен включать в себя:

а) оценку желательного для предпринимателя  положения на рынке товаров и  услуг, предлагаемых фирмой в настоящее  время;

б) предпочтительное для предпринимателя  положение текущей продукции  на новых рынках;

в) оценка выпускаемой продукции, предусматривающая  решение о прекращении производства каких-либо товаров или услуг  из-за падения на них спроса;

г) возможности выпуска новых  товаров и услуг для новых  рынков;

д) изменения в системе сбыта и другие преобразования в работе в целях инноваций.

В области нововведений перед предпринимателем стоят следующие задачи:

-механизация, автоматизация ложной, грязной, опасной работы;

-привлечение в коллектив фирмы  сотрудников более высокой квалификации  и создание лучших материальных  условий для работников.

Для решения этих задач предприниматель  должен:

-быть приверженцем новых идей;

-предоставлять каждому сотруднику  достаточно широкое поле деятельности, снабжая его не детализированным планом, сковывающим инициативу, а краткими инструкциями; поощрять инновационные идеи, возникающие у подчиненных; организовать в фирме специальный информационный фонд инноваций;

-обеспечить непрерывное обучение  и повышение квалификации сотрудников  и в централизованном, и, что  более важно, в индивидуальном  порядке.

Инновации в российских условиях - главное средство выживания фирмы  на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель  обязан предвидеть их необходимость  и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:

-выявление тех видов товаров  и услуг, которые обеспечат  желаемую долю рынка;

-определение товаров и услуг,  заменяющих устаревающие; внедрение  инноваций во всех других сферах  деятельности фирмы (делопроизводство, реклама и т.д.);

-сбалансирование кратко- и долгосрочных  программ инноваций (как увеличить  прибыть, каким образом эффективнее  использовать имеющиеся средства  и т.д.).

Необходимы постоянные инновации  и в организационной структуре  фирмы, которая обязана соответствовать  изменениям, происходящим на рынке. Структура  компании должна быть простой и четкой; обеспечивать фирме максимальную рентабельность; содержать минимальное количество промежуточных звеньев; обеспечивать подготовку менеджеров для фирмы, учитывая перспективу и конкуренцию между  менеджерами.

В современных условиях рынка постоянные преобразования работы фирмы и ее сотрудников на новой, более совершенной  основе приобретают все более  важное значение, поэтому остановимся на ней подробнее, и прежде всего на роли научно-технического прогресса.

В эпоху научно-технической революции  рост научных достижений, расширяя технический и производственный потенциал промышленности и увеличивая производительную силу труда, оказывает  немаловажное воздействие на экономическую  деятельность предприятий. Интенсификация исследований и разработок является свидетельством стремления компании максимально  использовать имеющиеся научно-технические  возможности для расширения масштабов  производства и увеличения прибыли. Подобно всякой другой форме приложения капитала, научные исследования имеют  целью способствовать увеличению получаемой данной фирмой прибыли. При этом конечная цель, объем и характер исследований определяются главным образом непосредственными потребностями обслуживаемых фирмой рынков сбыта и остротой конкуренции, а также возможностями соответствующих подразделений фирмы. Расширение исследований по разработке новых видов технологий, товаров и услуг привело к развитию особой сферы внутрифирменной деятельности по созданию нововведений. Общеизвестно, что под нововведениями понимают сложный комплекс различных видов деятельности, начиная с возникновения идеи и последующих стадий исследований, разработок, проектирования, изготовления нового образца, и анализ рынка сбыта до поступления новой продукции в сферу сбыта. С чисто экономической точки зрения нововведение - прибыльное использование научно-технических и других достижений посредством производства новой потребительской стоимости. Нововведения ныне стали одним из главных резервов обеспечения экономического роста фирмы, сохранения и усиления ее конкурентных позиций на рынках сбыта. Ускорение процесса создания и сбыта новых видов товаров рассматривается как важнейший составной элемент всей рыночной стратегии. Совершенно очевидно, что в настоящее время сохранение конкретного объема продаж фирмой возможно лишь при непрерывном вводе на рынок новых товаров и услуг.

2. Инновации и процесс обновления  в предпринимательстве

Многие в России признают важность инноваций, но это вовсе не означает, что они должным образом их осуществляют. Часто нововведения даже не находят необходимой экономической  мотивации. Процесс обновления всех сторон деятельности фирмы нереален без инновационного менеджмента. Чтобы  характеристика инновационного менеджмента  не только как области исследований, но и практической деятельности стала  более отчетливой, приведем характеристику наиболее актуальных проблем, которые  обычно решаются в рамках менеджмента  продуктовых инноваций.

- Исследование рынка для новых  продуктов (потребностей, емкости  рынка, эластичности ожидаемого  спроса по цене продукта, предпочтений  потребителей в отношении качественных  параметров продукта, условий его  поставки и обслуживания во  взаимосвязи с ценой, взаимодополняемости  и взаимозаменяемости нового  продукта с другими продуктами  и услугами и т.п.). Выбор целевых  сегментов рынка для нового  продукта и его модификаций,  а также стратегии продвижения  продукта к потребителям (выработка  методов ознакомления их с  продуктом, сертификация продукта, реклама, работа с клиентами).

- Прогнозирование деятельности, характера  и стадий жизненного цикла  нового продукта (на этой основе  принятие решений о размере  и характере создаваемых под  продукт производственных мощностей,  оптимальном объеме капиталовложений, методах амортизации специального  технологического оборудования, о  выборе между покупкой либо  арендой оборудования, типах и  сроках трудовых контрактов для  привлекаемых работников, глубине  их переквалификации и т.д.).

- Определение способов продажи  нового продукта (реализация продукта  своими силами или через посредников).

- Исследование конъюнктуры рынков  ресурсов (оборудования, программных  продуктов и т.д.), необходимых  для производства и продажи  новой услуги (с целью выяснения  доступности этих ресурсов), прогнозирование  меры стабильности выявленной  конъюнктуры, возможного ее ухудшения,  удорожания ресурсов.

- Нахождение субподрядчиков (субконтракторов)  на освоение и поставку требующихся  для новой услуги оборудования, программных продуктов (при необходимости  - изыскание специфических способов  стимулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, создание  совместных предприятий, вхождение  с ними в партнерство и т.п.).

- Изучение возможных вариантов  кооперации с конкурентами по  поводу разработки и освоения  технически сложного и рискового  продукта.

- Осуществление комплексного анализа  затрат, цены, объемов производства  и продаж нового продукта с  целью планирования оптимальных  (в краткосрочном и долгосрочном  плане) объемов выпуска, продажных  цен и контрольных цифр по  ценам закупки ресурсов и операционным  расходам.

- Оценка эффективности и планирование  инновации как инвестиционного  проекта (с использованием критериев  ценности инновации, нормы отдачи  и срока окупаемости капитальных  вложений).

- Анализ рисков, определение методов  их минимизации и страхования.

- Выбор организационной формы  создания, освоения и размещения  на рынке нового продукта (планирование, бюджетирование и мониторинг  инновационного проекта; внутренний  или внешний венчур).

- Исследование целесообразности  и планирование наиболее адекватных  форм передания технологий в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта (лицензии, трансферты дочерним фирмам, откомандирование специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследования и разработки, научно-техническое сотрудничество и др.).

Применительно к процессам нововведений (технологии, организация производства и управленческие процессы) менеджмент инноваций решает аналогичные проблемы и практические задачи - с той лишь разницей, что здесь определяющим фактором является не только создание новым продуктам нового рынка, а возможность с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта. Основным в менеджменте инноваций выступает, таким образом, подход к инновациям с позиций их рыночной перспективности.

Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, стимулирующей  поиск и освоение нововведений. Современная  ситуация характеризуется резким обострением  конкурентной борьбы. В этих условиях инновации становятся обязательным элементом хозяйственной деятельности предприятия и являются основной движущей силой и предпосылкой его  развития. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и  упрочение своего положения на рынке  в долгосрочной перспективе. Однако пока способности к инновационным подходам внутри самих организаций как на индивидуальном, так и на групповом уровне часто не развиты и не ценятся по достоинству. Хорошие идеи и предложения нередко тонут в трясине бюрократизма и самоудовлетворенности или, хуже того, даже не выносятся на рассмотрение руководства из опасения, что они не будут приняты. В результате наблюдается ситуация, что многим фирмам не удается извлечь выгоду из благого стремления их сотрудникам к инновациям.

Руководители часто задают вопрос: «Как сделать организацию восприимчивой  к нововведению, желающей его, стремящейся  к нему и работающей на него?». Если организация смотрит на новшество  как на нечто противоречащее естественному  ходу процесса, как на плавание против течения, - оно никогда не осуществится. Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Она не может возникнуть в приказном порядке, директивные указания скорее дадут обратный эффект. Можно заставить сотрудника приходить на службу пять раз в неделю и отбывать по восемь часов в день. Но никогда нельзя вынудить работать на самом высоком уровне - великолепная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое - доверие, забота, внимание - дает вполне осязаемые результаты - прибыль. Следовательно, инновационный климат - это сформированная определенным образом обстановка, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе.

Стремление к творчеству - важная особенность человека. Обычно сотрудник  желает оказаться в такой ситуации, когда от него ждут творческой работы. Однако часто он находится в системе, которая заставляет подчиняться  административным распоряжениям в  прямой или косвенной форме. Иногда требования системы разумны и  понятны, и работник охотно их принимает, в других случаях причинные связи  неясны или противоречат его убеждениям и интересам. Инновационный климат в фирме необходим, если она намерена разработать новую продукцию  с расчетом на рыночный успех. Такой климат можно создать в результате использования принципов инновационного менеджмента: стимулировать чувство ответственности и решимости в достижении намеченной цели; вносить полную ясность относительно поставленных перед коллективом задач; формулировать коллективу и отдельным его членам задачу в полном объеме (объясняя, что они должны делать и к чему стремиться); обеспечивать условия для творческого труда; создавать оптимальные условия для успешного выполнения поставленной задачи; поддерживать и стимулировать коллектив при решении возникающих проблем.

3. Новые принципы управления

Новые принципы управления строятся на признании в качестве системообразующих элементов инновационного процесса его непрерывности, но в то же время неупорядоченности, низкой предсказуемости результатов. Реорганизация управления инновационной деятельностью предполагает создание таких организационных отношений, которые позволили бы более полно использовать творческий потенциал коллектива. При всем многообразии современных конкретных форм подобных связей представляется возможным выделить ряд общих черт:

Информация о работе Инновации и процесс обновления в предпринимательстве