Инновационная стратегия на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Основным фактором рассматривания данной темы является то, что в настоящий момент на рынке инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития для предприятия и неучтение данного фактора может привести к кризису и даже банкротству предприятия. Целью курсовой работы является выработка предложений по формированию инновационной стратегии на предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……2
1 ИННОВАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Суть инноваций……………………………………………………………….3
1.2 Инновации и конкурентные преимущества предприятия…………………6
1.3 Основные стратегии формирования конкурентных преимуществ продукции (услуг) предприятия…………………………………………….…..9
1.4 Технико-экономическое обоснование инновационной стратегии развития предприятия……………………………………………………………………..14
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………..16
2.2 Анализ рынка и рыночной позиции предприятия…………….…………19
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции и конкурентных возможностей предприятия. Результаты анализа……………………..…….20
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Предложения по формированию конкурентных преимуществ и укреплению рыночной позиции предприятия………………………………..21
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений…….………23
Заключение…………………………………………………………………..….30
Список используемой литературы…………………………………….……….32

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический менеджмент к.р..docx

— 68.78 Кб (Скачать файл)

     Создание  конкурентных  преимуществ, основанных на системном  обновлении производства, может  состоять из различных альтернативных  стратегических этапов.

     При формировании  стратегии инновационного развития  производства следует выделить  следующие стратегические варианты.

Стратегия разработки новых  приоритетных технологий.

Стратегия разработки технологий, способных обеспечить лидерство  в одном из сегментов рынка. Реализация такой стратегии требует меньших  усилий, но узко направленного спектра научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технологий и продукции. Для обеспечения победы на узком сегменте необходимы радикальные новшества.

Стратегия следования за технологическим  лидером. В этом случае развитие технологических  и продуктовых новшеств, а также  характер управления сводится к адаптации  к позициям и установкам лидера.

При неустойчивости уже имеющегося конкурентного преимущества следует  применять инвариантную стратегию. Инновационное управление опирается  в первую очередь на маркетинговые  мероприятия и оптимальную адаптацию  к требованиям рынка.

     В управлении  процессом создания конкурентных  преимуществ предприятия большую  роль играют применяемые методы анализа. К ним относятся матричный, корреляционный, регрессионный, ситуационный виды анализа, а также различные вероятностные, статистические и др.

     В рыночной  экономике широко применяется   матричный анализ конкурентных  преимуществ.

     Наиболее  распространенными  методами являются SWOT-анализ, матрица  Маккинси, Бостонской консалтинговой группы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Технико-экономическое  обоснование инновационной стратегии  развития предприятия

 

     К  основным  факторам,  учитываемым  при   выработке  инновационной   стратегии развития предприятия,  могут  быть  отнесены;  прогноз  экономической  обстановки,  включающий  анализ  будущих  угроз  и благоприятных  возможностей,  исключение  неожиданностей,  поиск конкурирующих  технологий  в  сфере  бизнеса,  сравнительная эффективность  затрат  на  новую  технику (для  инновационных проектов,  в  основе  которых  научно-техническое  нововведение),  суть которой в том, что объем знаний относительно технического принципа возрастает,  пока  не  достигнет  точки,  после  которой  коммерческая польза исследований, обеспечивающих новое  знание, незначительна и ею можно пренебречь,  так как большие возможности обеспечиваются вложениями  в новый технический принцип,  экономический риск инновационного  проекта,  состоящий в получение рациональной математической  оценки  ожидаемой окупаемости альтернативных проектов  с помощью взвешивания субъективной  вероятности результата;  анализ  потенциала  фирмы как оценка  собственных достоинств и слабостей.

     Процедура  оценки включает: выявление факторов, относящихся к решениям  по  проекту;  оценку  продуктивных  предложений;  принятие или отказ   от проектных предложений; выявление  областей, где нужна дополнительная  информация,  и выделение средств  на  ее  получение, сопоставление  новой информации  с той,  что  использовалась  при первоначальном  решении;  оценку  воздействия  переменных;  принятие решения  о прекращении проекта.

     Основные  факторы,  которые  должны  быть  учтены  процедурой оценки:  финансовые  преимущества;  воздействие  данного   проекта  на другие;  влияние   проекта,  в  случае  его   успеха,  на  экономику организации  в целом; возможность защиты  предлагаемых к разработке новинок  от  освоения  их  конкурирующими  фирмами и степень вероятности  параллельного освоения  нововведения  конкурентами; выявление существующих  и предполагаемых  в будущем  направлений государственного  регулирования  с точки зрения  издержек производства  и перспектив  реализации  нововведений,  если  такие направления имеются.

     В  основе  технико-экономического обоснования   инновационной стратегии развития  используется широкий  диапазон  методов:  от  экспертной  оценки  в  баллах  до сложных методов   с применением ЭВМ.

 

     Решение   по  проекту  принимается   с  учетом  следующих обстоятельств:  исключение проектов, находящихся  у нижнего предела эффективности;  наличие эффективной системы  слежения; определение ответственности  на всех уровнях для целенаправленного  руководства.

     В  качестве  критериев  для  обоснования  инновационной стратегии развития  используются:  цели предприятия, стратегия, политика и ценности, совместима ли стратегия инновационного развития с  текущей  стратегией и долгосрочным планом,  согласуется  ли стратегия инновационного развития  с  представлением  о  предприятии,  соответствует  ли  проект требованиям  предприятия  к  нововведениям;  рыночные  ориентиры  на основе  технико-экономического обоснования четко  определенным потребностям  рынка,  вероятности  коммерческого успеха,  воздействия на  существующие  продукты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ  СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Характеристика  предприятия

 

     Анализ  инновационной  стратегии и конкурентных позиций  будет рассматриваться  на  основе открытого акционерного  общества «Электроремонтный завод», расположенного по адресу: г. Минск,  ул. Бабушкина, 19.

    Предприятие основано в 1945 г.

     Более 50% акций  в уставном фонде занимает государство.

     ОАО "Электроремонтный  завод" - это  предприятие со  сложившейся традицией  качественного ремонта:

     - электродвигателей  переменного и постоянного тока  различной мощности бытовых машин  и приборов отечественного и импортного производства;

     - сварочного  электрооборудования - генераторов,  трансформаторов и выпрямителей  отечественного и импортного производства;

     - стартеров  и генераторов для автомобилей  и сельскохозяйственной техники.

     Ремонт  крупных  электрических машин  выполняется  на месте их установки  выездными бригадами.

     ОАО "Электроремонтный  завод" изготавливает  конденсаторные  установки серии УК-0,4 мощностью  50…300 кВАр. и другое электрооборудование.

     ОАО «Электроремонтный  завод» принимает на сервисное  обслуживание предприятия.

     Результаты  финансово-хозяйственной деятельности  ОАО «Электроремонтный завод» представлены в табл. 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Электроремонтный завод» за 2011-2012 гг.

 

Показатели

2010

2011

2012

Темп роста 2010-2011 гг., %

Темп роста

2011-2012 гг., %

Выручка   от   реализации    продукции, работ, услуг, млн. руб.

2415

2659

2842

10,10

6,88

Себестоимость  реализованной  продукции, работ, услуг, млн. руб.

2115

2104

2290

-0,52

8,84

Прибыль (убыток) за отчетный период, млн. руб.

91

104

94

13,04

-9,62

Рентабельность, %

3,81

3,91

3,31

2,62

-15,35

Налоги  из прибыли, млн. руб.

27

33

43

22,22

30,3

Чистая  прибыль, млн. руб.

65

71

51

9,23

-28,17

Среднесписочная численность, чел.

103

100

92

-2,91

-8,0

Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов,  млн. руб.

6875

6964

7189

1,29

3,23

Фондоотдача

0,35

0,38

0,39

8,57

2,63


 

 

     Источник: собственная  разработка 

 

     Некоторые  показатели деятельности ОАО  «Электротехнический  завод» улучшились  в 2012 г., некоторые ухудшились. Немного увеличилась объем выручки от реализации продукции, но больший темп роста показал рост себестоимости продукции, услуг. Соответственно, уменьшилась прибыль от реализации продукции и оказания услуг на 10 млн.руб.

     Также в 2012 г. уменьшилась среднесписочная численность работников, хотя это не отразилось  на росте объема выручки от реализации продукции.

    В 2012 г. увеличилась эффективность использования основных производственных фондов, хотя и незначительно –  на 2,63%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ рынка  и рыночной позиции предприятия

 

     Приведем список  основных конкурентов предприятия 

ОАО «Электроремонтный завод»:

Специализированное ремонтное  ЗАО «Вольна» г.Минск;

Гомельский станкостроительный завод им. С.М. Кирова г.Гомель;

РУП «Могилевский завод «Электродвигатель» г. Могилев;

ООО «Оксиджен Солюшнс» г.Минск;

ООО «ВОЛАНДЭ-ЭЛЕКТРО» г.Минск»;

ОДО «Гидроконнект» г.Минск;

РУПП «Полесьеэлектромаш» г.Лунинец Брестской обл.;

Дрогичинское районное межхозяйственное сельскохозяйственное предприятие по энергетике и электрификации сельского хозяйства Райсельхозэнерго г. Дрогичин Брестской обл.;

ЗАО «САГБЕЛ» г.Минск;

СОАО «Энерготехпром» г.Минск;

ООО «Силект» г.Брест;

СООО «Тоглит» г.Минск;

ООО «ЭСТЕРкомпани» г.Брест и др.

 

     ОАО «Электроремонтный  завод» осуществляет свои услуги  и производит продукцию  только  для потребителей Республики Беларуси.

     На  этом  рынке (рынке ремонта электрооборудования,  стартеров и генераторов) есть  крупные  предприятия и мелкие организации.

     ОАО «Электроремонтный  завод» имеет  большой срок  деятельности и поэтому  достаточно  хорошо закрепился на этом  рынке и имеет постоянных клиентов.

     Также предприятие  ОАО «Электроремонтный  завод»  имеет достаточный объем  производственных  мощностей и стремится  осваивать  новые ниши в перечне  услуг  по ремонту оборудования.

     Поэтому в  дальнейшем если проводить политику по повышению качества и конкурентоспособности продукции, расширять ассортимент выполняемых услуг предприятие может оставаться не только на своей нише на данном рынке и увеличивать свою долю на этом рынке.

 

 

 

 

 

2.3 Анализ конкурентоспособности  продукции и конкурентных возможностей  предприятия. Результаты анализа.

 

     Все изделия,  выходящие из ремонта на ОАО  «Электроремонтный завод» проходят  контроль качества и имеют  гарантийный срок до 12 мес.

     В 2012 году внедрена и сертифицирована  система менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000 на предприятии.

     Критерии  конкурентоспособности  по маркетинговым  показателям  услуг ОАО «Электроремонтный   завод» определяются рядом факторов, среди которых:

     ·          время успешного позиционирования  предприятия по ремонту оборудования  на рынке ремонтов;

     Время успешного  позиционирования у данного   предприятия достаточно большое.

     ·          количество ремонтов техники,  производимых за месяц (или  за год);

 

     За  год предприятие  осуществляет множество ремонтов  и соответственно имеет достаточно  большой объем выручки от оказания  услуг

     ·          уровень организации обслуживания  в контактной зоне;

     ·          умение персонала работать с  клиентами;

     ·          наличие c информационно-справочной  службы предприятия по ремонту;

     ·          уровень технического обеспечения;

     ·          сроки поставки запасных частей;

 

     От  сроков  обеспечения запасными частями   предприятия по ремонту также   зависит качество и конкурентоспособность   оказываемых услуг.

     ·          количество и доступность пунктов  приема и выдачи заказов;

     ·          рекламная политика предприятия.

     В результате  всего вышеизложенного, можно  сказать, что ОАО «Электроремонтный   завод» выпускает достаточно  конкурентоспособную  продукцию  и имеет достаточную емкость  на рынке ремонтов и выпуска  электрооборудования. 

 

 

 

 

 

 

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ  СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

3.1 Предложения  по формированию конкурентных  преимуществ и укреплению рыночной  позиции предприятия

 

     Для ОАО  «Электроремонтный завод» можно  предложить следующие предложения  по формированию конкурентных  преимуществ и укреплению предприятия  на рынке:

наступление на сильные стороны  конкурентов;

     Способами  для этого являются снижение  цены; осуществление аналогичной  рекламной кампании; придание продукции  новых черт (характеристик), способных  привлечь потребителей конкурента; выпуск новых моделей продукции,  которые могут заменить модели  конкурентов, вытеснить их.

Информация о работе Инновационная стратегия на предприятии