Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа
В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.
1. Основные направления государственного регулирования…………………………………2
1.1.Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ…………………...2
1.2. Правоприменение государственного регулирования инновационной деятельности….7
2. Сфера НИОКР и управление НИОКР………………………………………………………12
2.1.Понятие и сущность НИОКР………………………………………………………………12
2.2. Россия на международном рынке технологий: современное состояние и
перспективы развития НИОКР в России………………………………………………..15
3. Оценка эффективности инновационных проектов………………………………………..24
3.1. Необходимость анализа инновационных проектов……………………………………..24
3.2. Методы оценки инновационных проектов……………………………………………….28
Список используемой литературы………………
Базисом для создания национальной
инновационной системы является
развитие фундаментальных исследований
и системы образования в целом
как приоритетов социально-
Одним из важнейших направлений
создания инновационной инфраструктуры
в России является основание инновационных
центров, технологических парков и
инкубаторов малых фирм и других
структур, которые поддерживают деятельность
наукоемких инновационных предприятий
и способствуют передаче на рынок
готовой научно-технической
Созданы Ассоциация научных технологических парков и инкубаторов бизнеса, Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций (фирм), Ассоциация управления проектами и ряд других, объединившихся в Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов. Основной целью своей деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.
В основах политики в области науки и технологий до 2010 года конкретно расписаны действия государства и большое внимание уделено финансированию. Так на 2003 год финансирование по сравнению с текущим годом уже увеличено на 33-35% по разным направлениям научно-технической политики.
Исходя из современного состояния
научно-технической и
Реализация государственной
Для решения задач по реализации государственной инновационной политики Минпромнауки России в настоящее время разрабатывает комплекс мероприятий, нацеленных как на развитие инновационной инфраструктуры, так и на поддержание приоритетных направлений научно-технологической сферы, создание особой, инновационно-ориентированной среды во всех секторах российской экономики.
Одно из перспективных направлений
- развитие национальной венчурной
индустрии. Для расширения ресурсной
базы венчурных фондов готовятся
нормативно-правовые акты, которые
предоставят возможность
Другим из основных направлений инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами государственного значения, призванными решать задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции.
Под важнейшим инновационным
Инновационные проекты государственной
значимости представляют собой новый
для России инструмент государственной
инновационной и промышленной политики,
направленный на реализацию конкурентных
преимуществ науки и
Такие проекты должны удовлетворять
системе критериев, многие из которых
не применяются для обычных
Очень важна роль экономических критериев при отборе проектов, имеющих особо важное государственное значение. Финансовая поддержка этих проектов со стороны государства должна быть обусловлена софинансированием со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах национального масштаба, но и в создании методологии и возникновении "команд" исполнителей, способных далее самостоятельно организовывать и вести подобные проекты.
Не менее важно, чтобы эти
проекты не только опирались на существующую
инфраструктуру, но и создавали мотивацию
для выращивания крупных
Перечень важнейших
I."Разработка технологий и освоение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения"
II. "Разработка и освоение
производства приборов и
III. "Разработка биотехнологий
и промышленное освоение
IV. "Разработка и освоение
производства перспективных
V."Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив"
VI."Разработка и промышленное освоение технологии производства новых видов высококачественного картона с использованием вторичного волокна"
VII."Разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 мегаватт"
VIII. "Создание технологий и
освоение промышленного
IX."Развитие промышленности синтетических кристаллов-диэлектриков и изделий из них"
Таким образом, с учетом сегодняшнего состояния экономики России инновационная политика на современном этапе способствует развитию научно-технического потенциала и формированию современных технологических укладов в отраслях экономики.
2. Сфера НИОКР и управление НИОКР
2.1. Понятие и сущность НИОКР
Начиная с последней трети
XX в. в условиях развития постиндустриальной
экономики ключевую роль приобретают
интеллектуальные ресурсы, новые знания,
высокотехнологичные
Во всем
мире инновационная экономика
успешна лишь при условии
Широкий практический обмен научной и технологической продукцией, информацией между странами создает мощные предпосылки для интернационализации хозяйственной жизни и ее дальнейшей интеграции. Есть все основания ожидать, что в XXI веке процесс научной и технологической интеграции будет идти высокими темпами и превратится из устойчивой тенденции в глобальную экономическую закономерность.
Этому уже сегодня способствует ряд причин:
К концу
XX века стало очевидно, что именно
уровень развития сферы
Экспертные оценки ООН показали, что в прогнозном периоде (до 2015) в развитых странах мира будет происходить плавное, постепенное повышение наукоемкости ВВП - отношения национальных расходов на НИОКР к ВВП страны). В США и Японии уровень этого показателя достигнет 3%, а европейские страны выйдут на современный уровень США и Японии (2,8%). Бурно наращивают свой потенциал в сфере НИОКР и так называемые «восточные драконы» - Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея. Они уже достигли европейских показателей, а Южная Корея - даже показателя США. Эта же тенденция справедлива сегодня и для Китая.
Дальнейшее
развитие сферы НИОКР
В большинстве развитых стран финансирование сферы НИОКР происходит главным образом за счет бюджетной и внебюджетной формы финансирования. Государство всегда играло и играет центральную роль в финансировании фундаментальных исследований в сфере НИОКР. Что касается внебюджетного финансирования, то оно во многих странах превышает бюджетное. В среднем по странам ОЭСР внебюджетное финансирование к началу XXI в. выросло с 55% до 68%[1]. Главный источник внебюджетного финансирования - частный предпринимательский капитал, где лидируют транснациональные корпорации.
Основные причины, в силу которых ТНК так охотно вкладывает свои деньги в развитие сферы НИОКР, следующие:
По общему ежегодному размеру финансирования в сферу НИОКР мировыми лидерами считаются частные американские корпорации «Toyota Motor» (8,3 млрд. долл.), «Ford» (7,1 млрд. долл.), «Microsoft» (7,4 млрд. долл.).
Абсолютным лидером
в технологическом, финансовом
и кадровом обеспечении сферы
НИОКР являются США. По