Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа
Цель курсовой работы — изучение теоретических основ инновационного менеджмента во взаимосвязи с практическим применением.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
o определение теоретических основ инновационного менеджмента;
o анализ инновационной деятельности предприятия;
o разработка рекомендаций по совершенствованию инновационного менеджмента на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………...4
1.1. Понятие и сущность инновационного менеджмента ……………………...4
1.2. Виды инноваций и организация инновационного менеджмента………….7
1.3. Роль инновационного менеджмента в инновационной политике и выборе инновационного проекта……………………………………………………......11
2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОАО «БЕЛКАРД»………………...................................................................................19
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «Белкард»…………………………………………………………………...........19
2.2. Стратегия развития ОАО «Белкард»………………………………………23
2.3. Инновационная деятельность ОАО «Белкард»…………………………...27
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «БЕЛКАРД»………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Для создания на ОАО «Белкард» дополнительных мощностей по производству карданных валов перспективной конструкции для легковых автомобилей разработан инвестиционный проект на 2006 – 2010 годы. Его реализация требует дополнительного оснащения предприятия 13-тью единицами современного оборудования (Приложение Д).
Цель проекта – модернизация производства, создание производства карданных валов с применением шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов) и приводных валов, усиление рыночной позиции предприятия, улучшение его финансово-экономического состояния, повышение уровня доходов членов трудового коллектива предприятия.
Данный проект в полной мере отвечает принятой стратегии развития предприятия. Его реализация позволит:
1. Организовать мощности для нового производства карданных валов для легковых автомобилей с шарнирами равных угловых скоростей (140 тыс. штук в год) и приводных валов (200 тыс. штук в год).
2. Расширить сферы сотрудничества с ведущими заводами-изготовителями автомобильной техники.
3. Обеспечить потребителей высококачественной продукцией соответствующей требованиям международных стандартов надежности и качества.
Инвестиционным проектом предусматривается:
o увеличение общего объема выручки от реализации продукции к 2011 году до 95489,0 млн. долл. США в год (без НДС);
o создание 361 новых рабочих мест;
o обеспечение рентабельности продаж предприятия на уровне 19 – 20%, рентабельности продукции на уровне 24 – 25%;
o направление начисляемых предприятием сумм амортизации по основным средствам, не относящимся к проекту, на финансирование обновления этих основных средств.
Для технического перевооружения и поддержания мощностей действующего производства на ОАО «Белкард» производится замена устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, необходимым для освоения новых видов продукции, улучшения ее качества и конкурентоспособности.
В ходе выполнения комплексного плана развития науки и техники ОАО «Белкард» тесно сотрудничает с ФТИ НАН Республики Беларусь, ЗАО «Техмаш» (г. Москва) и Гродненским Государственным Университетом. Продолжены договорные работы по НИОКР, финансируемые из инновационного фонда с НАМИ (г. Москва) и ЗАО «Техмаш» (г. Москва) на проведение НИР по темам: разработка межгосударственного стандарта на карданные передачи; разработка и освоение производства крестовины карданного вала к тракторам МТЗ из стали 60ПП.
Продолжает оставаться актуальным для предприятия и промышленности Республики Беларусь проект разработки, освоения и внедрения и производства технологии прессовой сварки карданных валов с нагревом дугой, управляемой магнитным полем (ПМДС).
Основная цель проекта – разработка и внедрение высокой технологии, при этом достигается снижение уровня энергоемкости процесса сварки на 20 – 25%, снижается также уровень материалоемкости изделий примерно на 10%. На снижение материалоемкости направлен проект по разработке и внедрению технологии автоматизированного комплекса поперечно-клиновой прокатки для изготовления вилок карданных валов.
Для реализации научно-исследовательской части проектов будут привлекаться потенциалы научно-исследовательских организаций России, Беларуси, Украины.
Таким образом, подводя итоги по главе, можно сделать следующие выводы:
o ОАО «Белкард» обеспечено инновационным потенциалом в лице сотрудников научно-технического центра предприятия;
o организация занимается разработкой и реализацией инновационных и инвестиционных проектов, связанных с внедрением высоких технологий, модернизацией производства;
o организация отдает ведущие позиции инновационному развитию при выработке своей стратегии развития;
o организация заинтересована в совершенствовании механизма управления инновационной деятельностью и создании инновационной среды.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «БЕЛКАРД»
Ситуация в странах СНГ на современном этапе развития крупных предприятий сложная. Многие предприятия закрываются, становятся банкротами или приватизируются, что сужает влияние государства на структуру и развитие предприятия. После приватизации предприятия переходят в частные руки и далеко не каждый собственник стремится усовершенствовать технические стороны или инновационный менеджмент. Ориентируя предприятие исключительно на максимизацию прибыли на данный момент и не думая об инновациях, что могло бы привести к росту прибыли в плановом периоде. Отделы инновационного менеджмента особо не приживаются в структуре отечественных предприятий зачастую из-за недостатка финансирования или отсутствия квалифицированных специалистов в этой области. Тогда как в странах большой семерки инновационные отделы занимают одну из ведущих ролей на предприятии и тесно работают с управленческим персоналом топ-уровня. Безусловно, любые нововведения влекут за собой большие затраты и всегда сопровождаются рисками. Для этого существуют риск-менеджеры, которые просчитывают минимально возможные варианты обновления того или иного сектора на предприятии.
Определяющими факторами инновационного развития экономики становятся:
o рыночная конъюнктура и конкуренция (на внутреннем и внешнем рынках);
o среда (законодательная и нормативная база, политическая стабильность);
o кадры (предприниматели, менеджеры, специалисты, ученые, чиновники, политики);
o ресурсы (научно-технические и технологические, производственные, финансовые);
o инфраструктура. [9, с.115]
Существенным фактором, благоприятствующим совершенствованию инновационного менеджмента, является инновационный потенциал коллектива, под которым понимаются психологические возможности коллектива к освоению новшеств. Он связан с удовлетворенностью сотрудников службой, творческой атмосферой в коллективе, профессиональной компетентностью и опытом службы.
Наиболее характерной моделью работы с инновациями для белорусского бизнеса является модель инновационной среды. В ее основе лежат масштабные исследования 2000 – 2007 гг., выполненные в Гарвардской школе бизнеса и Школе бизнеса Йельского университета. По итогам исследований утверждается, что успешность инновационной деятельности организации обуславливается наличием среды, стимулирующей новаторство. Благодаря ей персонал также вовлекается в процесс «производства» и реализацию инновационных идей.
Модель инновационной среды характеризуется тремя концептуальными осями:
Инновации как техническое явление представляют собой результат объединения идей на стыке технологий, на границе дисциплин. Объединение уже существующих и хорошо известных концепций из различных областей является плодотворной почвой для инновации.
Инновации как социальное явление зависят от создания сетей и сообществ. Идеи, которые впоследствии станут инновационными, основываются на оригинальном сплетении в сети людей, идей, организаций и объектов.
Инновации как творческое явление определяется активностью людей. В некотором смысле каждая инновация – всплеск воображения одного человека или целого коллектива, который нельзя ни предсказать, ни повторить.
Также выделяют шесть факторов, реализация которых в компании обеспечивает наличие инновационной среды:
1. Желание «заглянуть за горизонт». Внимание и поддержка ценных идей сотрудников независимо от степени их проработки.
2. Позитивная ответственность за провал. Умение поощрить сотрудника, взявшегося за реализацию идеи.
3. Доступность руководителя в обсуждении идей. Возможность рядовому сотруднику донести идею до руководства.
4. Тихая инициатива. Предоставление сотрудникам свободы принятия решений о применении инноваций на своем уровне.
5. Кроссфункциональное взаимодействие. Активный контакт и сотрудничество подразделений, имеющих противоречащие интересы.
6. Совместная выработка решений. При вовлечении сотрудников в обсуждение проблем организации они также принимают участие в выработке решений. Таким образом, при реализации решения они осознают необходимость перемен и вместо сопротивления оказывают поддержку изменениям.
На основании этого можно сформулировать мероприятия по совершенствованию форм и методов стимулирования труда работников:
o Повышение квалификации персонала со средним и неполным средним образованием (для повышения инновационного потенциала);
o Введение новой должности – менеджер по работе с персоналом (для создания инновационного климата).
Для того, чтобы оценить предложенные мероприятия, необходимо рассмотреть затраты и доходы от их проведения, расчет которых приведен в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Расчет затрат на внедрение мероприятия по совершенствованию мотивационного механизма
Мероприятие | Показатель затрат | Сумма затрат, руб. |
1. Введение новой должности (менеджер по работе с персоналом) | Затраты на введение новой штатной единицы (наем менеджера по работе с персоналом): а) расходы на подбор сотрудника (с учетом затрат рабочего времени); б) заработная плата (оклад + премии); |
6300 1100000 |
итого |
| 1730000 |
2. Повышение квалификации персонала со средним и неполным средним образованием | а) оплата обучения; б) командировочные расходы; в) потери при увеличении количества неотработанного времени. | 238000
172500
780000 |
итого |
| 1190500 |
Всего |
| 2920500 |
Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.
Полученный эффект от проведения данных мероприятий будет выражаться в: повышении квалификации работников, росте производительности труда, увеличении объемов реализованной продукции, уменьшении ущерба от текучести кадров в связи со стабилизацией коллектива.
При оценке эффективности от внедрения внедрение мероприятия по совершенствованию мотивационного механизма имеет большое значение промежуточный результат (например, повышение квалификации работников) и конечный результат (как следствие повышение производительности труда и объемов работ).
Общий конечный результат рассчитывается как:
o обобщенная величина всех результатов (прирост объема производства, выручка от реализации и др.);
o сумма частных эффектов от реализации конкретных мероприятий, проводимых согласно мотивационной, инновационной политики предприятия.
Результат внедрения мероприятий по совершенствованию мотивационного механизма на предприятии ОАО «Белкард» представлен в табл. 3.2.
Таблица 3.2.
Результат внедрения мероприятия по совершенствованию мотивационного механизма
Мероприятие | Показатель | Значение |
1 | 2 | 3 |
1. Введение новой должности (менеджер по работе с персоналом) | Результат от повышения производительности труда: - производительность труда до внедрения мероприятия, чел. – час. -производительность труда после внедрения мероприятия, чел. – час. - стоимость 1 чел. – час., руб. |
2 692 118
222,25
316,38 28 600 |
Результат от сокращения непроизводительных потерь рабочего времени: - непроизводительные потери до внедрения мероприятия, чел. – час. - непроизводительные потери после внедрения мероприятий, чел. час. - стоимость 1 чел. –час, руб. |
1 069 970
183,65
105,55 13 700 | |
итого |
| 3 762 088 |