Инструменты стратегического анализа на примере ОАО «Роснефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: провести стратегический анализ ОАО «НК Роснефть» с помощью основных инструментов стратегического анализа.
В качестве основных задач можно обозначить следующие:
1. рассмотреть инструменты стратегического анализа;
2. изучить инструменты стратегического анализа на примере предприятия;
3. сделать выводы по проделанной работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Система стратегического анализа………………………………………...….4
Инструменты стратегического анализа макроокружения………………….4
Инструменты стратегического анализа микроокружения………………….7
Инструменты системного анализа………………………………………….10
Применение инструментов стратегического анализа на примере
ОАО «Роснефть»…………………………………………………………….13
Анализ макросреды ОАО «Роснефть»……………………………………..13
Анализ микросреды ОАО «Роснефть»……………………………………..18
Системный анализ ОАО «Роснефть»……………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

kursak_likhacheva.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 2

 

ситуацию (хорошо

отлаженный процесс принятия решений, требуется немного времени для вывода новых

товаров на рынок)

• больший опыт и ноу-хау в области менеджмента

Прочие КФУ

• благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей

общие низкие затраты (не только производственные)

• выгодное расположение (особенно важно для розничной торговли)

• приятные в общении, доброжелательные служащие

• доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых фирм, работающих в

рискованных или капиталоемких отраслях)

• наличие патентов


 

1.3  инструменты системного анализа

 

Ситуационный анализ к нему относят: стратегический стоимостный анализ, SWOT-анализ и оценка конкурентной позиции фирмы.

  • Стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям, показывающей картину накопления стоимости от сырья до цены конечных потребителей. Выделяют основную и вспомогательную деятельности компании. При проведении стоимостного анализа оцениваются издержки по каждому виду  деятельности и сравниваются с аналогичными параметрами конкурента. Следует помнить, что различия в ценах и издержках у компаний-конкурентов возникают в том числе за счет деятельности поставщиков или на этапе доставки товара конечному потребителю. В связи с этим, при оценке конкурентоспособности компании по ценам и издержкам учитываются не только издержки самой компании, но и издержки поставщиков и дистрибьюторов. В конечном итоге цепочка ценности компании производителя входит в систему хозяйственной деятельности, которая начинается в цепочке ценности поставщиков и заканчивается в цепочке ценности компаний-потребителей.

Самый сложный этап стоимостного  анализа - получение информации об издержках и организации работы конкурентов. Исходными данными для сравнительного анализа может служить информация из открытых годовых отчетов компаний, материалов исследований консалтинговых компаний и сведений, полученных из бесед с аналитиками, потребителями или поставщиками

  • SWOT-анализ - это оценка фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемая в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа; возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды. Матрица SWOT-анализа представлена в таблице 3.

SWOT-анализ показывает, насколько стратегия компании соответствует ее внутренним ресурсам и рыночным возможностям и не пора ли компании пересмотреть заключение о слабости того или иного ресурса или опасности той или иной угрозы.[3,c.144]

          SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем для реагирования на новые условия внешней среды и обеспечения удовлетворительной прибыли, останутся ли сегодняшние сильные стороны компании таковыми и в будущем, есть ли в ресурсной базе компании пробелы, которые необходимо заполнить. Иными словами, SWOT-анализ должен дать исчерпывающее описание состояния компании.[6,c.105]

Таблица 3 – Матрица SWOT- анализа

 

Возможности(O)

Угрозы (T)

Сильные стороны(S)

S&O

S&T

Слабые стороны(W)

W&O

W&T


  • Последней ступенью ситуационного анализа является оценка конкурентной позиции фирмы. Для этого нужно ответить на вопросы:

1) адекватна ли стратегия  движущим силам отрасли;

2) как стратегия связана  с будущими факторами успеха;

3) насколько защищена  стратегия от конкурентных сил;

4) способна ли стратегия  защитить от угроз и слабостей;

5) должна ли компания  опасаться конкурентных атак;

6) нужны ли дополнительные  действия для улучшения стоимостной  позиции, накопления положительных  возможностей.

Перечислив инструменты стратегического анализа, изучим их на деятельности ОАО «Роснефть».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. применение инструментов стратегического анализа на примере

 ОАО  « Роснефть»

 

    1. анализ макросреды ОАО «Роснефть»

 

  • STEP-  анализ  ОАО «Роснефть»

Экологические факторы:

  1. Ужесточение контроля за добычей и транспортировки нефти
  2. Установление предельно-допустимых норм концентрации нефтяных продуктов в почвах и водах

Технологические факторы:

  1. Появление новых технологий, снижающих порог рентабельности
  2. Расширение ресурсной базы отрасли
  3. Создание новых и расширение уже существующих экономически эффективных экспортных направлений транспортировки нефти
  4. Модернизация и реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов

Социальные факторы:

  1. Снижение уровня безработицы
  2. Повышение численности городского населения
  3. Повышение численности экономически активного населения

Экономические факторы:

  1. Изменение курса валют 
  2. Снижение уровня инфляции
  3. Повышение уровня государственной поддержки нефтяной отрасли
  4. Изменение цен на нефть
  5. Рост доходов населения

 

 

Политические факторы:

  1. Сложный процесс лицензирования деятельности по транспортировке нефти
  2. Налоговые льготы (введение понижающих коэффициентов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объединим получившиеся данные STEP - анализа в общую таблицу (таблица 4).

Таблица 4 – Сводная таблица PEST -  анализа ОАО «Роснефть»

Факторы

Вес

Балл

Экологические

1

Ужесточение контроля за добычей и транспортировки нефти;

0,092

0,276

2

Установление предельно-допустимых норм концентрации нефтяных продуктов в почвах и водах;

0,088

0,352

Технические

3

Появление новых технологий, снижающих порог рентабельности;

0,084

0.168

4

Расширение ресурсной базы отрасли;

0,081

0,243

5

Создание новых и расширение уже существующих экономически эффективных экспортных направлений транспортировки нефти;

0,076

0,38

6

Модернизация и реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов;

0,072

0,144

Социальные

7

Снижение уровня безработицы ;

0,068

0,204

8

Повышение численности экономически активного населения;

0,064

0,256

Экономические

9

Изменение курса валют ;

0,057

0,171

10

Снижение уровня инфляции;

0,053

0,212

11

Повышение уровня государственной поддержки нефтяной отрасли;

0,049

0,098

12

Изменение цен на нефть;

0,044

0,176

13

Рост доходов населения;

0,041

0,123

Политические

14

Сложный процесс лицензирования деятельности по транспортировке нефти;

0,037

0,074

15

Налоговые льготы (введение понижающих коэффициентов);

0,033

0,099


 

  • Отраслевой анализ (движущие силы отрасли)

В качестве основных движущих сил отрасли, которые определяют конкурентную позицию фирмы, можно выделить следующие:

  • увеличение потребителей в России и в мире – до тех пор, пока численность потребителей будет сохраняться на прежнем уровне или расти, отрасль будет оставаться привлекательной и высокодоходной;
  • усиление государственного регулирования – проблемы, возникающие в отрасли, могут иметь колоссальный размер и справиться с такими проблемами под силу только государству. Только государство может обеспечивать упорядочение действий экономических субъектов, соблюдение законов, отстаивание государственных и общественных интересов. Выполнение этих функций возможно посредством реализации научно-технической, налоговой, бюджетной и ценовой политики, а также участия в международных организациях и соглашениях. Государственное регулирование способно обеспечивать определенную стабильность для компаний;
  • развитие технологий и инноваций – чем более развиты компании отрасли с  точки зрения технологичности, тем большими преимуществами в сравнении с конкурентами они обладают. Это связано с возможностью более эффективно разрабатывать месторождения и осуществлять переработку сырья, что в перспективе способно приносить значительные доходы и тем самым улучшать конкурентное положение фирмы;
  • увеличение капитальных вложений в отрасли – нефтегазовая отрасль требует весьма значительных объемов инвестирования для успешного развития. Все крупные проекты, связанные с разработкой новых месторождений, разработкой и внедрением новых технологий, были бы неосуществимы без поддержки инвесторов. Чем большим количеством стратегических инвесторов обладает та или иная компания, тем большее количество проектов она может себе позволить, а следовательно может стать более успешной;
  • развитие инфраструктуры – от этого напрямую зависит успешность компании. Если она сама может обеспечивать собственное производство, самостоятельно сбывать свою продукцию, не прибегая к помощи посредников или к услугам конкурирующих компаний, то она сможет значительно сэкономить на данных процессах. Поэтому предприятиям в данной отрасли так важно тщательно продумать все аспекты своей деятельности, все детально распланировать и следовать плану.

 

    1.   инструменты стратегического анализа микроокружения

 

  • Модель 5 сил М.Портера.

В теоретической часть был рассмотрен классический пример 5 конкурентных сил Портера, сейчас, проведем анализ исходя из данных, касающихся нашего предприятия (рис. 1).

Конкурентные силы в отрасли:


Рисунок 1- Конкурентные силы в отрасли

Угроза вхождения в отрасль новых конкурентов крайне мала, так как существование в этой отрасли требует огромных капиталовложений (на покупку и освоение дорогостоящих новых технологий, освоение  новых месторождений и так далее). Кроме того, существует некая приверженность потребителей к продукции уже функционирующих компаний. Также у компаний в данной отрасли существуют уже налаженные каналы сбыта, создание которых требует немалых затрат (да и трудность вызвать заинтересованность со стороны сбытовиков новыми, никому еще не известными и непроверенными компаниями также способна помешать потенциальным конкурентам).

Конкурентная сила поставщиков. В состав ОАО "НК "Роснефть" входит большое количество нефтегазодобывающих предприятий (например, ОАО "Юганскнефтегаз", ОАО "НК "Роснефть-Пурнефтегаз", ОАО "Северная нефть" и другие), отношения с которыми уже достаточно хорошо отлажены, что обеспечивает бесперебойную и своевременную поставку сырья. Наличие длительных, хорошо отлаженных связей исключает возможность возникновения угрозы со стороны поставщиков.

Товары-заменители. Существует возможность появления и широкого распространения альтернативных источников энергии в долгосрочной перспективе, что сократит потребность в использовании бензина для автомобилей и других технических устройств. Но скорость разработки и освоения этих источников не столь велика, чтобы уже сейчас у нефтяных компаний начали появляться проблемы со сбытом. В ближайшее время компаниям, да и отрасли в целом, ничего не угрожает, но уже можно начинать задумываться о будущем.

Конкурентная сила потребителей. Продукция компании стандартизирована, потребители хорошо информированы, и затраты на переход к другому поставщику низки, что в общем не мешает потребителям выбрать продукцию другой компании. Но как и в любой другой отрасли важное значение имеет качество продукции и приверженность потребителей к продукции какой-либо конкретной компании.

 

 

Таблица 5 – Карта стратегических групп

      Признак

 

 

 

 

 

Компания

Доля рынка

Добыча нефти и газового  конденсата, млн т.

Масштаб деятельности

Количество сбытовых организаций в составе ОАО в России

Доказанные запасы нефти, млн.барр

Вертикальная интеграция

Объем реализации в $ США, млн.долл

Розничная сеть (количество АЗС) в России

1.ОАО «ЛУКОЙЛ»

15,3

92,2

Международный

44

17504

Холдинг

68025,00

2170

2.ОАО «Роснефть»

14,8

116,3

45

17694

Холдинг

33802,00

1762

3.ОАО «ТНК-BP»

14,4

70,2

14

10252

Холдинг

25539,00

700

4.ОАО «Газпром нефть»

17,9

29,9

26

4847

Холдинг

94293,00

950

5.ОАО «Сургутнефтегаз»

12,8

59,6

5

977

Холдинг

16601,80

303

6.ОАО «Татнефть»

9,2

26,1

13

6139

Холдинг

12000,00

520

Информация о работе Инструменты стратегического анализа на примере ОАО «Роснефть»