Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:11, курсовая работа
В работе предметом исследования являются цели организации, а объектом исследования является система целей.
Целью работы является изучение теоретических основ целей организации, их классификации и согласование.
В соответствии с поставленной целью определён круг задач:
дать понятия миссии и цели;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………4
Миссия организации…………………………………………....5
Понятие цели……………………………………………………9
Функции цели………………………………………………….11
Классификация целей……………………………………….....12
Характеристика целей………………………………………….16
Требования к целям………………………………………….....20
Управление по целям………………………………………...…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….....25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«МАТИ» - Российский государственный технологический
университет
имени К.Э. Циолковского
Кафедра « Экономика и управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы менеджмента»
тема: Интеграционный потенциал цели
Выполнил
студент группы 14МЕН-2ДС-029
Проверил Воробьёв В. П.
Ступино 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, в ходе непростой экономической ситуации, когда жизни многих коммерческих и некоммерческих организаций напрямую зависят от правильности определения миссии и целей организации, когда возросла потребность в оптимизации или пересмотре некоторых принципов планирования деятельности организации, актуальность и потребность в изучении природы целей и целевых основ организации возрастает с каждым днём.
В работе предметом исследования являются цели организации, а объектом исследования является система целей.
Целью работы является изучение
теоретических основ целей
В соответствии с поставленной целью определён круг задач:
В работе использованы труды
как отечественных так и
1. Миссия организации
Миссия – это одно из основополагающих понятий стратегического управления организацией. Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить, поскольку выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений [3, c. 125].
Существует широкое и узкое понимание миссии.
Миссия (в широком смысле)
- констатация философии и
Миссия (в узком понимании) - сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана [7, с.71].
Целевое начало в деятельности
организации возникает как
Основными группами людей, чьи интересы должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:
Миссия организации – это наиболее общая цель деятельности организации, предназначение, смысл существования и организации относительно внешней среды. В миссии организации заключена роль, которую она собирается играть на сцене своего бизнеса в решении социально-экономических задач общества, региона, что позволяет отличит ее от других подобных организации. Миссия это внешний образ организации, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность организации перед партнерами, потребителями, обществом в целом [9, с. 52].
Миссия (по П. Котлеру)1 должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:
• целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
• сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
• философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
• возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются знания.
Обычно обращают внимание на три основных элемента в разработке миссии:
1. Основной продукт (услуга), производимой фирмой.
2. Главный рынок для реализации товара (услуг).
3. Технологическая система производства.
Каждый из этих трех элементов необходим, поскольку только их комбинация составляет полную картину деятельности фирмы [11, с.68].
Таким образом, миссия определяет суть деятельности предприятия, ее базовые цели и принципы, помогает объединить усилия в одном направлении, служит базой для построения и коррекции целей организации.
2. Понятие цели
Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и цели; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия [5, c.302].
Цель — фундаментальное понятие теории управления. Цель представляет мотив, имеющий свой объект и предмет, который побуждает к действию ради чего-то. Производный термин «целеполагание» означает, что «действие или поведение можно рассматривать как направленное на достижение цели, т. е. конечного состояния, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием» [16, с. 70].
Если известны факторы, от которых зависит достижение цели, и установлено влияние каждого фактора как независимой переменной, то такую цель принято называть целевой функцией. Цель представляет собой предвосхищение результатов какого-либо рода деятельности. Цель организации определяет концепцию ее развития и основные направления деловой активности. С позиции менеджмента цель представляет желаемое состояние объекта управления через определенный промежуток времени. Для перевода системы управления из существующего состояния в желаемое необходима конкретная программа действий, которая позволит разрешить проблему, отделяющую данную ситуацию от желаемой. Цели организации реализуются через стратегию и тактику и исходят из миссии организации [9. c.61].
Цель - это желаемое состояние объекта в будущем. В управлении необходимо оценить каждую функцию и вид деятельности внутри компании, исходя из их вклада в достижение целей компании [2, c. 73].
Цели формируют критерии для оценки целесообразности предлагаемого образа действий, устанавливают стандарты для оценки достигаемой эффективности и дают общий ориентир для деятельности фирмы в целом. Это осознанная потребность в достижении определенного результата в перспективе.
Целевое начало в деятельности
организации возникает как
Когда речь идет о целевом начале в управлении организацией и соответственно о целевом начале в поведении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссия и цель. Нужно установить то и другое, а после этого выработать стратегию поведения, обеспечивающую выполнение этих составляющих.
Это является одной из основных задач высшего руководства и составляет важную часть всего управления, называемого – управление по целям – Management by Objectives, MBO. МВО ориентирован на выполнение постановленной цели как будущего результата. Основной смысл целевого начала – это максимально повысить долгосрочную эффективность [9, c. 90].
3. Функции цели
В рамках управления организацией цели выполняют следующие функции:
1. Цели отражают философию организации, концепцию ее деятельности и развития, а, следовательно, в конечном итоге определяют структуру организации и управления ею. Достаточно вспомнить, что подразделения создаются, прежде всего, в соответствии с основными направлениями деятельности.
2. Цели уменьшают неопределенность текущей деятельности, как организации, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире; помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов; каким то образом ограничивать себя, противостоять сиюминутным порывам и желаниям, регулировать собственное поведение. Это позволяет действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами, а при тех же — получать дополнительный выигрыш.
3. Цели составляют основу критериев выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения сотрудников организации, которые при этом в наибольшей степени отличились.
4. Цели, содержащие в себе вызов, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения. Причем, сложные и трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с мелкими или отсутствием целей, их постановкой в общем виде.
5. Официально провозглашенные
цели служат оправданием в
глазах общественности