Интеграция малого и крупного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимоотношений малого, и крупного бизнеса остается по-прежнему актуальной, и особенно с учетом необходимости рационализации и усиления прозрачности государственной экономической политики. Отсутствие ясности во взаимодействии различных по масштабам предприятий обусловливает несовершенство этой политики.
В развитых странах крупное производство уже давно превалирует над мелкотоварным, удовлетворяя массовый спрос качеством и разнообразием продукции, темпами обновления товаров и услуг, их общедоступностью и ценовой приемлемостью. Однако малое предпринимательство, несмотря на всеобщую концентрацию производства, занимает в нем обширную нишу, трансформируясь вместе с преобразованием крупных и средних предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Интеграция малого и крупного бизнеса в России.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. С. Пушкина

Пикалёвский филиал

Факультет: Экономики и инвестиций

Курсовая работа.

 

 

Тема

Интеграция малого и крупного бизнеса в России.

 

 

 

 

студента: Климко Владислава Рашидовича

3-й курс

факультет: Экономики и инвестиций

специальность: Менеджмент

проверил: Герман Л.А.

 

 

 

 

 

Пикалёво 2014г. 
Оглавление

 

 

Введение

Проблема взаимоотношений малого, и крупного бизнеса остается по-прежнему актуальной, и особенно с учетом необходимости рационализации и усиления прозрачности государственной экономической политики. Отсутствие ясности во взаимодействии различных по масштабам предприятий обусловливает несовершенство этой политики.

В развитых странах крупное производство уже давно превалирует над мелкотоварным, удовлетворяя массовый спрос качеством и разнообразием продукции, темпами обновления товаров и услуг, их общедоступностью и ценовой приемлемостью. Однако малое предпринимательство, несмотря на всеобщую концентрацию производства, занимает в нем обширную нишу, трансформируясь вместе с преобразованием крупных и средних предприятий.

Выживаемость малого бизнеса более сложная, чем сохранение предпринимательства, за которым стоят не очень крупные, но все же современные заводы и фабрики, достаточные по размерам мастерские и магазины, фермы, склады, рестораны, гостиницы и т.д. Это делает среднее предпринимательство более жизнеспособным и устойчивым, чем мелкое, но оба хозяйственных уклада продолжают существовать в определенных пропорциях.

Крупные компании зачастую состоят из множества средних по величине предприятий, разбросанных по различным территориям. Поэтому от средних юридически самостоятельных фирм они могут не очень отличаться размером отдельных производственных активов и мощностей, что дает дополнительный шанс инновационно зависимому среднему бизнесу для ограниченно успешной конкуренции и выживания.

Малый бизнес отличается от крупного предпринимательства существенно иным технологическим и организационным укладом. Его живучесть во многом зависит не столько от соперничества внутри крупного и бизнеса и между ними, сколько от конкурентной борьбы гигантов, обладающих мощным и инновационным, и инвестиционным ресурсами. Такая конкуренция на внутренних и международных рынках товаров и услуг – главный фактор модернизации и расширения современного массового производства во всех развитых странах, что иногда благоприятствует малому бизнесу.

Целью представленной курсовой работы является изучение вопроса взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1. изучить теоретические  основы взаимодействия малого  и крупного бизнеса;

2. сравнить крупный  и малый бизнес в России.

3. посмотреть на проблемы крупного и малого бизнеса в России.

Проблемам экономических взаимоотношений крупного и малого бизнеса посвящены работы ученых Е. В. Балацкого, А. В. Виленского, А. Орлова, А. М. Хаит, А. А. Шулуса и др.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по теоретическим и практическим вопросам контрактных отношений крупного и малого бизнеса. В процессе анализа использовался метод сравнительного и системного анализа, обобщения, эмпирического исследования и др.

 

Глава 1. Крупный и малый бизнес

1.1 Логика развития  функций бизнеса

Первой самостоятельной функцией бизнеса был менеджмент.

Менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на достижение в рыночных условиях намеченных целей за счет рационального использования ресурсов, имеющихся в распоряжении фирмы. Важнейшим моментом деятельности менеджера является разработка и применение универсальных методов экономического управления – рутин.

Менеджмент как самостоятельный профессиональный вид деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера.

Менеджмент как независимая функция бизнеса сложился в начале ХХ века одновременно со становлением крупного бизнеса и отделением собственности от управления. Формирование крупного бизнеса создало массовое производства и открыла фантастические возможности для рационализации бизнеса. Созданный в 1913 году Генри Фордом конвейер унифицировал методы управления производством, людьми, сырьем и финансовыми потоками. Он позволил сделать более предсказуемой и программируемой работу людей, механизмов. Это послужило появлению таких функций бизнеса как управление персоналом и управление производством.

Логистика является функцией по управлению материально-техническим обеспечением фирмы. Она также возникла в период становления массового продукт-ориентированного производства, в ответ на необходимость рационализации использования сырья, материалов и информации. В этот же период складываются и такие функции бизнеса как бухгалтерский учет и финансовый менеджмент. Они позволили создать систему учета и оценки финансового состояния фирмы. Дали в руки предпринимателей методы поиска источников и наилучших условий вложения финансовых ресурсов. Большую роль в становлении эффективного крупного рационального бизнеса сыграло антимонопольное законодательство. Оно ограничивало возможности для нечестной конкуренции и получения высокой прибыли за счет роста цен. Благодаря этому борьба за снижение издержек производства и рост масштабов производства стали основными способами обеспечения конкурентоспособности бизнеса в период индустриализации в 20-40гг. ХХ века.

Однако массовое производство не только расширяло возможности предпринимателей, но и порождало новые риски. Крупный бизнес создал условия для производства в большом количестве качественной, но однотипной продукции. Поэтому уже на рубеже 50-60-х годов предприниматели столкнулись с острой проблемой перепроизводства стандартной продукции. Японские фирмы, которые занимались производством кухонной бытовой техники, обнаружили, что на их продукцию снижается спрос. Анализ рынка показал, что в большинстве домашних хозяйств уже есть бытовая техника. Она очень качественная и может работать не один десяток лет и у потребителей не возникает необходимости приобретать новую технику. Попытки заложить в конструкцию бытовых приборов ограничения на срок эксплуатации только снижали привлекательность продукции японских фирм по сравнению с аналогичными образцами импортной техники. Предприниматели занялись дифференциацией продукции, расширением ассортимента выпускаемой продукции – активно искать методы воздействия на потенциального потребителя с помощью неценовой конкуренции, в результате бизнес с производства продукции начал переориентироваться на клиента, сложился клиент-ориентированный бизнес, появилась такая функция бизнеса, как маркетинг.

Его основными задачами являются: анализ условий рынка, разработка методов внедрения товара на рынок и расширения объемов его реализации. Большую роль в становлении маркетинга сыграло законодательство о защите прав потребителей (законы о качестве пищевых продуктов и медикаментов, законы о недобросовестной рекламе и неправильной маркировке, законы гарантирующие безопасность товаров и защиту кредита). Маркетинг направлен на активное видоизменение внешней среды бизнеса.

Снимая ограничениям в спросе, он одновременно резко увеличивает непредсказуемость будущих параметров деятельности бизнесмена. Способность прогнозировать будущее в условиях растущих затрат на маркетинговые усилия превращает стратегическое планирование в 90-х годах ХХ века в ведущую функцию бизнеса. От предыдущих функций бизнеса оно отличается комплексностью, так как сочетает в себе и менеджмент и маркетинг и логистику и управление персоналом. Важнейшим моментом стратегического планирования является прогнозирование и создание принципиально новых бизнес-процессов. Современное стратегическое планирование использует прогнозные модели, ориентированные на будущее. Оно изменяет и институциональную структуру самого бизнеса. Современный бизнес – это сетевой бизнес, представляющий собой систему взаимосвязанных гибких структур управления, построенных на принципах интрепренерства и антрепренерства.

Итак мы видим, что чем дальше развивается бизнес, тем больше функций у него формируется. Участие в работе фирм профессиональных независимых менеджеров сделало современное предпринимательство более устойчивым и независимым. Новые функции постепенно приобретали и институциональное оформление. В организационных структурах фирм – стали создаваться самостоятельные подразделения: финансовый отдел, отдел снабжения, служба маркетинга и т.д. Все это также расширяло сферу деятельности бизнеса и снижало риски предпринимателей.

 

1.2 Крупный бизнес

Крупный бизнес не поддается простому определению Обычно понятие "крупный бизнес применяется к таким гигантам как ИБМ и "Дженерал моторс" По данным эксперта в число крупнейших компаний мира в 1996 году входили такие фирмы, General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания – Дания), Coca-Cola (США),. Nippon Telegraph & Telephone (Япония),. Exxon (США). В этот список входила и одна российская компания"- "Газпром, которая заняла 421 место. Среди 500 компаний мира, получивших в 1996 году наибольшую балансовую прибыль по данным Fortune были: General Motors (США),. Ford Motor (США), Mitsui (Япония), Mitsubishi (Япония), Itochu (Япония).

Функции крупного бизнеса. Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.

Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций.

Первая – стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.

Вторая причина – стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин – экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой – глобализацией.

Третий стимул роста корпораций – экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция – сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы – это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых – экономия на трансакционных расходах. Иными словами, современная корпорация – средство уменьшения этих расходов.

Кроме того – большинство современных крупных фирм – это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК). Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.

Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.

Преимущества и слабости крупного бизнеса:

Сильные стороны крупного бизнеса

1. Способность активно  изменять внешнюю среду предпринимательства

2. Возможности создавать  и накапливать достижения НТП  и процедуры и правила рационального  бизнеса

3. Экономия на  издержках производства

4. Устойчивость

Слабые стороны крупного бизнеса

1. Снижение стимулов  к росту эффективности производства

Информация о работе Интеграция малого и крупного бизнеса в России