Интеграция малого и крупного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимоотношений малого, и крупного бизнеса остается по-прежнему актуальной, и особенно с учетом необходимости рационализации и усиления прозрачности государственной экономической политики. Отсутствие ясности во взаимодействии различных по масштабам предприятий обусловливает несовершенство этой политики.
В развитых странах крупное производство уже давно превалирует над мелкотоварным, удовлетворяя массовый спрос качеством и разнообразием продукции, темпами обновления товаров и услуг, их общедоступностью и ценовой приемлемостью. Однако малое предпринимательство, несмотря на всеобщую концентрацию производства, занимает в нем обширную нишу, трансформируясь вместе с преобразованием крупных и средних предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Интеграция малого и крупного бизнеса в России.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если "гиганты" черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и "неформальный" рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным "полигоном" для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

 

2.2 Крупный бизнес  в России

Основные формы российского крупного бизнеса:

Можно выделить три основные формы, в которых существовал в 90-е годы и существует сегодня крупный российский бизнес. Наиболее естественными названиями для них являются – интегрированная бизнес-группа, компания, крупное независимое предприятие.

Понятие интегрированной бизнес группы (ИБГ). ИБГ – это совокупность предприятий (юридических лиц), как правило, из разных отраслей и секторов, которые в силу сложившихся между ними связей регулярно выступают в отдельных важных аспектах деятельности как единый экономический агент. В этой совокупности можно выделить важный ее член, выполняющий функции центрального элемента. При этом связи могут быть мягкими или жесткими, формальными или неформальными, прозрачными или непрозрачными для внешнего наблюдателя. Важно лишь, чтобы они были минимально устойчивыми и обязывающими.

Во-первых, большая часть групп включают в себя предприятия как из реального, так и финансового сектора, а в рамках реального сектора – из технологически не связанных между собой отраслей. Иными словами, большинство ИБГ являются финансово-промышленными конгломератами.

Во-вторых, в ИБГ можно выделить два основных интегрирующих механизма. Это отношения собственности, с одной стороны, и управленческие услуги, оказываемые центральным элементом остальным участникам группы, с другой.

В-третьих, ИБГ весьма разнообразны по внутреннему устройству – от классических холдингов, формируемых за счет владения контрольными пакетами акций, до таких групп, в которых предприятия связаны между собой лишь неформальными взаимными обязательствами их основных собственников или управляющих.

В-четвертых, центральным элементом ИБГ может быть либо более крупный и важный ее член (деятельностный центр), либо специально созданная структура, концентрирующая управленческие функции, либо совокупность физических лиц, имеющих возможность принимать решения, обязательные для всех членов группы.

Термин "интегрированная бизнес-группа" появился вынужденно, поскольку широко используемый с конца 80-х годов в отечественной экономической литературе и СМИ термин "финансово-промышленная группа" (ФПГ) оказался юридически занятым. Его строгое определение было дано в федеральном законе "О финансово-промышленных группах", принятом в 1995 г., причем большинство групп, реально существующих в российской экономике, в том числе самые крупные, этому определению не удовлетворяли.

Компанией будем называть совокупность предприятий реального или финансового сектора, сформированную вокруг некоторой технологической цепочки либо вокруг продукта или группы продуктов (т.е. вертикально интегрированную либо горизонтально диверсифицированную) и при этом выступающую как единый экономический агент во всех вопросах, кроме, может быть, оперативных. Обязательным признаком компании является то, что она включает в себя несколько юридических лиц, причем сопоставимого масштаба и в принципе способных существовать в рыночной экономике самостоятельно.

Таким образом, компания отличается от ИБГ большей производственной и экономической целостностью. Вместе с тем компании можно считать частным случаем ИБГ, удовлетворяющим указанным выше свойствам.

Основные этапы истории российского крупного бизнеса:

В 10-летней истории российского бизнеса можно выделить четыре основных этапа:

- предыстория (1992–первая  половина 1995 гг.);

- становление (вторая  половина 1995-1997 гг.);

- кризисная и  посткризисная динамика (1998-1999 гг.); испытание подъемом 

В период происходило формирование государством компаний в топливно-энергетическом комплексе и приватизация (главным образом ваучерная) основной части обрабатывающей промышленности. Однако ни указанные компании, ни отдельные промышленные предприятия, даже наиболее значимые и адаптировавшиеся к новым экономическим условиям, в подавляющем большинстве случаев еще не могли быть отнесены к крупному бизнесу, поскольку и по форме (принадлежность контрольного пакета), и по способам работы оставались государственными.

Становление. Во-первых, закрепились основные формы существования российского крупного бизнеса. Во-вторых, возникли или стали действительно рыночными агентами большинство ИБГ и компаний, занимающих ведущие позиции до настоящего времени. В-третьих, сформировались принципы и приоритеты, обеспечивающие их успешное функционирование, основными из которых являются следующие:

– Финансово-промышленная интеграция. Для ИБГ – это присутствие в ее составе предприятий как реального, так и финансового сектора. Для компаний – наличие постоянных дружественных структур из другого сектора, причем сопоставимых по масштабу.

– Нераздельность собственности и управления. Одна и та же группа физических лиц является одновременно и топ-менеджерами ИБГ или компании, и прямо или косвенно ее крупнейшими акционерами (или крупнейшими акционерами входящих в нее предприятий). Причем эта группа достаточно стабильна во времени.

– Динамичность и ситуативность формальной структуры собственности и управления, которая не имеет самостоятельного значения. (Впрочем, этот принцип не действует для компаний, руководство которых стремится к росту капитализации, а их число в последние годы растет.)

– Бережное отношение к кадрам. Высший менеджмент покупаемого предприятия или компании, если он лояльно воспринимает нового собственника, не смещается, а сдвигается на вторые, но не номинальные роли, и сосуществование с ним длится довольно долго.

Ведущие интегрированные бизнес-группы и компании:

Крупный российский бизнес выполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.

 

Основные отличия крупных российских фирм:

Первое отличие состоит в том, что большинство крупнейших российских фирм уступает по величине западным гигантам.

Так по численности работающих, две крупнейшие российские автомобильные компании (АвтоВАЗ и ГАЗ) в 2-3 раза уступают крупнейшим европейским автомобильным компаниям, а по производственному потенциалу – еще больше. В химической промышленности крупнейшие российские компании и по объемам выпуска, и по численности занятых многократно уступают крупнейшим европейским компаниям.

Втрое отличие связано с тем, что он сконцентрирован в сырьевых отраслях, ориентированных на экспорт. Особенно быстрыми темпами растет доля нефтегазового сектора. Он не создает условий для расширения внутреннего потребления. Его технологии значительно устарели, фонды изношены, производительность труда в 10 раз ниже мировых норм. В основе его конкурентоспособности лежит разница во внешних и внутренних ценах.

Третье отличие состоит в том, что основу конкурентоспособности составляют не расширение сферы рационализации бизнеса, создание и отбор эффективных рутин, а большие неявные издержки. Современный отечественный крупный бизнес – это типичный интуитивный бизнес. В основе которого лежат неплатежи, бартер и скрытое государственное субсидирование.

Четвертое отличие. Российский крупный бизнес – это очень высокорисковый бизнес. Для него характерны необычайно высокие трансакционные издержки. Типичная крупная компания обрабатывающей промышленности России располагает лишь одним заводом и, как правило, не имеет в своем распоряжении сколько-нибудь мощного сбытового аппарата. который заменяют посредники. Типичная же крупная компания европейской или американской обрабатывающей промышленности располагает группой заводов и разнообразными вспомогательными организациями, включая подразделения, зачастую имеющие статус филиальных компаний, выполняющие функции оптово-сбытовых компаний. И таким положение было уже чуть ли не сто лет назад.

Пятое отличие – локальный характер отечественных фирм. Крупные корпорации на Западе и Востоке – это всегда транслокальные корпорации и, как правило, ТНК. Российские же компании представляют собой преимущественно сугубо региональные экономические образования.

 

2.3 Государственная  поддержка малого бизнеса в  России

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

- Производство и  переработка сельскохозяйственной  продукции;

- Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного  потребления;

- Лекарственных  препаратов и медицинской техники;

- Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

- Строительство  объектов жилищного, производственного  и социального назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

- Приоритетное развитие  малого предпринимательства –  не самоцель, а одно из основных  условий экономического и социального  возрождения России.

- Массовое широкомасштабное  развитие малого предпринимательства  позволит предоставить работу  миллионам граждан, высвобождающихся  из государственных и приватизированных  предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек.

- Реализация мероприятий  по обеспечению производственной  и инновационной поддержки малых  предприятий позволит создать  значительное количество новых  малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде  всего, для социально незащищенных  слоев населения.

- Малое предприятие, играющее все большую роль  в региональных социально-экономических  процессах, учитывает своеобразие  каждого региона, формирует значительную  долю доходной базы бюджета  и является решающим фактором  экономической стабилизации через  создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса. Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.

В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.

 

Заключение

В данной работе мной было охарактеризовано малое и крупное предпринимательство в России, выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы.

Информация о работе Интеграция малого и крупного бизнеса в России