Интсрументы стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:41, реферат

Краткое описание

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование особенностей стратегического менеджмента на всех этапах его проведения.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
рассмотреть понятие стратегического менеджмента в современной экономической литературе;
рассмотреть особенности модели системы стратегического менеджмента;
рассмотреть особенности процесса стратегического планирования;
рассмотреть особенности инструментария стратегического менеджмента.

Содержание

1. Понятие и сущность стратегического менеджмента 5
1.1. Стратегический менеджмент: основные понятия 5
1.2.Осообенности модели стратегического менеджмента 9
2. Особенности процесса стратегического планирования 9
3. Особенности инструментария стратегического менеджмента 12
3.1. Анализ внешней среды организации 12
3.2. Особенности стратегического анализа конкурентной среды 13
3.3.Анализ внутренней среды 15
Список литературы 19

Вложенные файлы: 3 файла

инструменты стратегического менеджмента.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Миссия- это  достаточно краткая формулировка, объясняющая  предназначение организации. Она задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования [5, с.13].

Миссия организации  должна включать элементы, отображенные на рисунке 3 (см. приложения).

Существует  много разных способов построения системы  целей, охватывающей все направления деятельности организации. Наиболее наглядно такое построение можно представить в виде «дерева целей», изображенного на рисунке 4 (см. приложения).

Для постановки целей соответствующих уровней  и адекватного распределения ключевых ресурсов организации рекомендуется следующая система приоритетов [4, с. 29]:

    • приоритеты первого уровня - оптимальная концентрация;
    • приоритеты второго уровня - достаточный минимум;
    • приоритеты третьего уровня - по остаточному принципу.

В результате аналитического соединения принятой системы приоритетов с установленными стратегическими целями устанавливается система стратегических целевых приоритетов организации, что и отображает рисунок 4 (см. приложения).

В процессе стратегического  планирования также необходимо определит  основные задачи организации.

Задача- это  та граница, к достижению которой  стремится организация в процессе своей деятельности. Задачи - это  не  конечный  этап планирования,  скорее цель, для которой осуществляются функции управления.

Итак, мы рассмотрели  особенности важнейшего этапа стратегического менеджмента – установление целей, миссии и задач организации, что является первоочередным действием руководства.

3. Особенности  инструментария стратегического  менеджмента

3.1. Анализ внешней  среды организации

 

Любая организация существует в тесном единстве с внешней средой и окружением, которое играет большую роль в ее жизни, так как служит источником ресурсов, необходимых для поддержания деятельности. Организация получает сырье, энергию, информацию, человеческие и другие ресурсы из внешней среды, преобразует их в продукты или услуги и передает во внешнюю среду. Она находится в процессе постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность существования и развития.

Внешняя среда  оказывает разнообразное влияние на организацию, которое может проявляться в различных формах.

В процессе анализа  внешней среды необходимо[10,с.57]:

  1. выявить социальные, экономические, правовые, политические и технологические факторы, характеризующие внешнюю среду;
  2. провести оценку состояния каждого фактора;
  3. определить тенденции изменения факторов;
  4. провести оценку характера влияния каждого фактора на организацию.

Выделяют две  составляющие внешней среды организации:

  1. макроокружение, которое является составной частью внешней среды, общей для всех организаций;
  2. непосредственное окружение организации.

Макросреда, в  свою очередь, имеет несколько составляющих:

  1. экономическая составляющая определяет общий уровень экономического развития организации, рыночных отношений;
  2. политическая составляющая представлена органами государственной власти, партиями, блоками;
  3. правовая составляющая включает законы и правовые акты, устанавливающие допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности;
  4. социальная составляющая представляет собой социальные тенденции, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организации;
  5. технологическая составляющая включает научные и технологические факторы, развитие которых позволяет организации модернизировать старую и создавать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы;
  6. природно-географические факторы связаны с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой

Наиболее распространенный метод анализа вешней среды - это STEP- анализ, результатом которого является выбор основных факторов внешней среды, которые будут оказывать влияние на организацию и создавать возможности и угрозы для организации в прогнозируемом периоде. Все полученные результаты STEP- анализа заносятся в таблицу с указанием каждого фактора.

Итак, следующим  этапом после определения миссии и целей организации является анализ внешней среды, в процессе которого составляется перечень влияния  на организацию положительных и  отрицательных факторов, а также  определяется степень влияния каждого из них.

3.2. Особенности  стратегического анализа конкурентной  среды

 

Помимо общих  сведений, используемых при изучении фирм, в процессе анализа обобщается информация по всем фирмам- конкурентам  в целом и по каждой из них в  отдельности.

Основными показателями, характеризующими отрасль, являются [1,с.34]:

  1. размеры рынка за последние три года (в натуральных и стоимостных показателях);
  2. темп роста размеров рынка за последние два года;
  3. число компаний в отрасли и их доли на рынке за три года;
  4. стадии жизненного цикла отрасли;
  5. число и структура потребителей, потенциал спроса;
  6. степень вертикальной интеграции (с поставщиками);
  7. наличие барьеров для вхождения на рынок и ухода с рынка;
  8. инновационный потенциал рынка, тенденции технологических изменений;
  9. характеристики продукции (различия в продукции конкурентов);
  10. загруженность производственных мощностей;
  11. рентабельность отрасли.

Предполагается  следующая последовательность этапов при анализе конкурентной среды[10, с. 139]:

  1. определение суммарного объема работ всех конкурентов в отрасли;
  2. определение отношения объемов работ (в натуральных показателях) в исследуемом году к объему предыдущего года;
  3. отношение выработки к общему размеру рынка (в стоимостных показателях);
  4. по данным таблицы 1 (см. приложения) определяется стадия жизненно цикла для отрасли.

5)  на данной  стадии отбираются платежеспособные группы потребителей, определяется их количество в каждой группе;

6) определяется  средняя доля продукции подсобных  хозяйств в себестоимости фирмы;

Далее проводим анализ основных конкурентных сил  при использовании модели Портера (рисунок 5/см. приложения). [5,с. 30]

Интенсивность конкуренции в отрасли может  колебаться  от мирного состояния до жестких и грубых способов выживания в отрасли.

Измерение  и  анализ стратегического климата  в целом можно проводить экспертным путем, используя таблицу 2 (см. приложения).

В таблице 2 в  графах угрозы проставляются баллы  от 5 до 1 в соответствии с состоянием данного компонента.

3.3.Анализ внутренней  среды

 

Внутренняя  среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает  в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать  и выживать в определенном промежутке времени.  Но внутренняя среда также может быть источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Оценку состояния  стратегического потенциала проводят с целью выявления сильных и слабых сторон организации.

Стратегический  потенциал организации – это  мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели. [5, с. 38]. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и поэтому носит стратегический характер. От состояния стратегического потенциала зависит выбор и реализация стратегии, и поэтому его оценка представляет собой необходимую текущую операцию.

Внутренняя  среда организации построена  из элементов, образующих ее производственно- хозяйственную систему. Элементы сгруппированы  в блоки.

Продуктовый блок - направления деятельности  организации  и их результаты в виде продуктов, услуг (проекты и программы)

Функциональный  блок (блок производственных функций  и деловых процессов)- оператор преобразования ресурсов и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации на всех стадиях жизненного цикла изделий, включающих НИОКР, производство, реализацию, потребление.

Ресурсный блок- комплекс материально- технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов предприятия.

Организационный блок - организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура.

Блок управления - общее руководство организацией, система управления и стиль управления.

Измерение стратегического  потенциала осуществляется с помощью  использования общих анкет блоковых оценок, в которых эксперты проставляют свои оценки по пятибалльной шкале, после чего подсчитывается итоговая средняя оценка состояния стратегического потенциала организации.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения данной работы была достигнута основная ее цель, поставленная во введении, а именно, были рассмотрены основные особенности стратегического менеджмента на всех этапах его проведения в организации.

В заключении работы сделаем несколько обобщающих выводов:

  1. под стратегией понимают план управления фирмой, направленный на ведение бизнеса, укрепление конкурентных способностей организации, удовлетворение потребностей, а также достижение целей  организации;
  2. стратегический менеджмент  отличается от тактического, что рассчитан на долгий период;
  3. стратегический менеджмент представляет собой особое управление организацией, которое рассчитано на долгосрочную перспективу. Именно в долгосрочности  стратегических планов и состоит главная особенность стратегического менеджмента;
  4. стратегическое управление и планирование осуществляется в организации группой стратегического планирования, действующей на основании утвержденного руководством регламента.  Основной задачей группы стратегического планирования выступает задача формулирования целей и ценностей и миссии организации;
  5. ценности - это кодекс принципов организации и ее деятельности;
  6. миссия- это достаточно краткая формулировка, объясняющая предназначение организации;
  7. внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организацию, которое может проявляться в различных формах, предоставляя благоприятные условия и возможности для эффективного функционирования либо создания угрозы для ее существования;
  8. наиболее распространенный метод анализа вешней среды - это STEP- анализ, результатом которого является выбор основных факторов внешней среды, которые будут оказывать влияние на организацию и создавать возможности и угрозы для организации в прогнозируемом периоде;
  9. очень важным этапом является анализ конкурентных преимуществ, который осуществляется с использованием модели Портера;
  10. анализ внутренней среды позволяет выявить внутренние факторы, действующие в организации;
  11. наиболее распространенным методом анализа является анализ сильных и слабых сторон организации;

Список литературы

 

  1. Андреев А.А., Радичка Д.М. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 1996.- 160 с.
  2. Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с .
  3. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 1998.- 286 с.
  4. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 1996.- 245 с.
  5. Менеджмент организации: современные технологии  / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 480 с.
  6. Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.
  7. Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2000. – 331с.
  8. Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 1999.- 321 с.
  9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2000.- 412 с.
  10. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий / Пер с .анг. М.: ЮНИТИ, 1998. – 506 с.

 

 

 

 

 


Приложения.doc

— 84.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

титульный1.docx

— 11.27 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Интсрументы стратегического менеджмента