Инфляция и безработица.Кривая Филлипса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть инфляцию и безработицу, изучить кривую Филлипса и рассмотреть зависимость инфляции и уровня безработицы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи курсовой работы:
Изучить сущность и основные понятия инфляции и безработицы;
Дать описание кривой Филлипса и проблемам взаимосвязи инфляции и безработицы;
Рассмотреть процесс государственного регулирования инфляции и уровня безработицы в Республике Казахстан на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА 5
1.1 Сущность инфляции и причины ее возникновения 5
1.2 Виды инфляции 11
1.3 Понятие, причины и основные виды безработицы 13
2 КРИВАЯ ФИЛЛИПСА И ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 18
2.1 Понятие кривой Филлипса 18
2.2 Взаимозависимость инфляции и уровня безработицы 20
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ И УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 25
3.1 Государственная политика в области занятости 25
3.2 Основные инструменты антиинфляционной политики 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Инфляция и безработица.Кривая Филлипса.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

πt = πet – b(Ut – U*)        (5)

Другое объяснение обратной связи между инфляцией и безработицей заключается в том, что производителям и профсоюзам (особенно олигополистам) легче добиваться повышения цен и заработной платы в период роста экономики.

По мере увеличения выпуска  продукции происходит рост спроса на дополнительные факторы производства. Следствием этого становится рост зарплаты, обгоняющий рост производительности труда. Раскручивается инфляционная спираль «зарплата - цены». Кроме того, плохая экономическая конъюктура препятствует желанию производителей повышать цены.

Существует двойственное отношение к кривой Филлипса. В  рамках кейнсианского подхода она  рассматривается как устойчивая закономерность. Это означает, что в стране не может быть одновременно сильной инфляции и высокой безработицы. В коротком периоде с помощью различных инструментов государственного воздействия можно добиться любого сочетания уровней инфляции и безработицы. Возможно свободное движение вверх и вниз по кривой. Выбор точки на кривой определяется существующей экономической ситуацией, а также социально – политическими ориентирами правительства.

В этом случае динамика занятости  описывается модифицированным уравнением (6):

Ut – U* = K (πt-1 –πt)        (6)

Оно показывает, что любое  снижение инфляции в текущем периоде  по сравнению с предыдущим вызовет  временный рост безработицы выше естественного уровня. Коэффициент  К = 1 / b представляет собой коэффициент ущерба. Он показывает, на сколько процентов уменьшится занятость при снижении темпа инфляции на 1 %. С его помощью измеряется цена снижения инфляции, выраженная через уровень безработицы:

K = (Ut – U*) / (πt-1 – πt)        (7)

Чем больше коэффициент ущерба, тем тяжелее для населения обуздание инфляции. Коэффициент ущерба также можно выразить через снижение объёмов производства.

Иной подход к кривой Филлипса отрицает постоянную и устойчивую связь между темпами инфляции и безработицы. В экономике достижим наиболее высокий уровень занятости при наличии ползучей инфляции. Конфликт целей – борьба с инфляцией или безработицей преодолевается, если график кривой Филлипса смещается влево.

Экономический застой при  одновременной инфляции называется стагфляцией – ситуация, когда высокий уровень безработицы (стагнация) существует одновременно с хронической инфляцией. А сочетание инфляции и резкого экономического спада – слампфляцией. Возникновение стагфляции экономисты кейнсианской школы объясняли чередой срывов предложения. Неблагоприятные шоки совокупного предложения приводят к одновременному увеличению темпа инфляции и уровня безработицы. Как было показано раньше, снизить уровень безработицы в коротком периоде можно экспансионистской фискальной или монетарной политиками. Платой за это снижение будет ускорение темпов роста цен. Рост инфляции и безработицы в результате неблагоприятного шока предложения происходит асинхронно, с некоторым лагом. Если до возникновения срыва предложения применялась политика стимулирования совокупного спроса, то первым проявлением шока будет ускорение роста цен. Замедлить его можно с помощью рестриктивной фискальной или монетарной политики. Однако дефляционные меры будут снижать и занятость. Какой показатель изменится раньше и больше – темп инфляции или уровень безработицы заранее предсказать достаточно трудно.

Другое объяснение стагфляции в экономике дают представители  неоклассической школы. Их анализ основан  на теориях адаптивных и рациональных ожиданий. В обеих доктринах предполагается, что в экономике существует естественный уровень безработицы. Если занятость и объём выпуска находятся на естественном уровне, то в экономике устанавливается равновесие. Любое отклонение от него будет порождать дефляцию.

Согласно теории адаптивных ожиданий хозяйствующие субъекты формируют свои представления об ожидаемой инфляции исходя из предшествующих темпов роста цен, скорректированных на ошибку прогноза предыдущего периода. Эти ожидания достаточно устойчивы.

В сформализованном виде их можно представить в виде:

πet = πet-1 + a   (πt-1– πet-1),        (8)

где πet - ожидания относительно будущей инфляции, сделанные в текущем периоде; πet-1 - ожидавшиеся темпы роста цен в текущем периоде;  πt-1 – πet-1 – ошибка прогноза темпов роста цен в текущем периоде; a – коэффициент адаптации, показывающий быстроту пересмотра ожиданий: 0 < a < 1.

Зависимость между инфляцией  и безработицей в случае статических  ожиданий (а = 1) можно представить  в виде уравнения:

πt = πt-1 – b (Vt –V*),         (9)

где b - коэффициент, определяющий реакцию цен на конкретный уровень безработицы.

В коротком периоде, если фактические темпы роста цен  больше ожидаемых, увеличение совокупного  спроса в экономике приведёт к  снижению безработицы (происходит движение по кривой Филлипса). Это возможно благодаря тому, что заработная плата устанавливается на ожидаемом уровне, а более высокие, чем ожидалось, цены на товары увеличивают прибыли производителей. Реакцией фирм будет увеличение выпуска продукции и наём дополнительных работников.

Однако достигнутое равновесие не является стабильным. Работающие по найму обнаружат, что их реальная зарплата снизилась. Они потребуют восстановления статус – кво. В результате произойдёт рост номинальной зарплаты и снижение прибылей. Исчезнут стимулы для расширения производства, реальный объём которого вернётся к естественному уровню. Инфляция, порождённая ростом спроса, сохранится. Её фактический и ожидаемый уровни повысятся.

Краткосрочная кривая Филлипса сдвигается вверх. Таким образом, поддержание  безработицы на уровне ниже естественного можно с помощью экспансионистской политики, но это вызывает ускорение темпов инфляции. В этом заключается сущность принципа ускорения.

 При новом увеличении  спроса в экономике действие  описанного выше механизма повторится. В какой-то период рост цен становится слишком высоким и невозможно удерживать инфляцию на уровне выше ожидаемого. Таким образом, в долгосрочном аспекте выбора между инфляцией и безработицей нет. Кривая Филлипса имеет вид вертикальной прямой, проходящей через точку естественного уровня безработицы. Иными словами, любой данный уровень инфляции в долгосрочном периоде коррелирует с естественным уровнем безработицы. Абсолютный уровень цен изменяется пропорционально росту денежной массы. Свойство денег в долгосрочном аспекте воздействовать на общий уровень цен получило название «нейтральных» денег.

Теория адаптивных ожиданий предполагает, что хозяйственные  единицы не могут точно учесть ожидаемую инфляцию. В концепции  новых классиков, основанной на доктрине рациональных ожиданий, предполагается, что фирмы и домохозяйства располагают необходимой информацией и могут делать правильные выводы из её анализа. Ожидания формируются не на основе прошлого опыта, а исходя из будущей экономической политики государства, конъюктурных и прочих прогнозов. В результате работающие по найму могут достаточно точно предвидеть рост цен. Снижения реальной зарплаты не происходит из – за повышения номинальной зарплаты пропорционально росту цен. Следствием этого будет отсутствие дополнительных прибылей и стимулов для расширения производства в краткосрочном периоде. Безработица будет находиться на естественном уровне. Кривая Филлипса примет вид вертикальной линии. Весь рост спроса будет компенсироваться ростом цен. Уравнение кривой Филлипса можно представить в виде:

Ut = U* + h (πt – πet),        (10)

где  h = -1/b – коэффициент, показывающий реакцию безработицы на ошибку в прогнозе инфляции.

В данном подходе отсутствует  промежуток времени, в течение которого кривая совокупного спроса будет  двигаться вдоль кривой совокупного предложения. Результатом полностью прогнозируемой экспансионистской монетарной политики будет рост уровня цен. Свойство денег не оказывать воздействия на реальный объём производства на краткосрочных временных интервалах называется супернейтральностью денег. Важными выводами теории рациональных ожиданий являются следующие:

во – первых, темпы  роста цен в предыдущем периоде  не принимаются в расчёт будущей  инфляции, следовательно, отсутствует  инфляционная инерция;

во – вторых, при  ошибках в прогнозе фактическая инфляция становится выше ожидаемой, а безработица уменьшается, и наоборот;

в – третьих, монетарная политика будет эффективна лишь в  том случае, если будет непредсказуемой.

Зависимость между темпами  инфляции и уровнем безработицы  можно выразить с помощью уравнения:

πt = πet – b (Ut – U*) + ∆ AS,       (11)

где πt  - темп инфляции;  πet – ожидаемый темп инфляции;  Ut – уровень фактической безработицы;  U* - уровень естественной безработицы; b – коэффициент из закона Оукена от 0 до 2,5; ∆ AS - шоки предложения.

В настоящее время большинство  экономистов признаёт в краткосрочном  периоде традиционный вид кривой Филлипса и практически полное отсутствие взаимосвязи в долгосрочном временном  интервале.

 

 

 

3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ИНФЛЯЦИИ И УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Государственная политика в  области занятости

 

 

Особое место в системе  регулирования уровня безработицы  занимают биржи труда, являющиеся одной  из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.[12]

В большинстве стран  биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем, на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

Основными направлениями  деятельности бирж труда являются:

  1. регистрация безработных;
  2. регистрация вакантных мест;
  3. трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  4. изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  5. тестирование лиц, желающих получить работу;
  6. профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  7. выплата пособий.

В современных условиях большинство граждан трудоустраиваются  не через биржи труда, а обращаясь  непосредственно в кадровые службы агентства.

Государственное регулирование  проблем занятости и безработицы  осуществляет Министерство труда в Казахстане, а так же его органы на местах - центры и службы занятости.

Это же ведомство разрабатывает  и реализует общую государственную  политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращение и разрешение трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Особое место в системе  регулирования рынка труда занимают территориальные центры занятости  населения, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. Возрастает их роль и усложняются функции. Они должны вести учет резервов рабочей силы на территориальном уровне, аккумулировать всю информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностей, информировать жителей о потребностях государственных предприятий, других нанимателей в рабочих определенных профессий и специалистах, содействовать устройству их на подходящую работу.

Эти центры призваны также организовывать профессиональную ориентацию и переобучение с учетом реального спроса и возможностей трудоустройства, выявлять размеры нехватки рабочих мест, выступать инициатором создания общественных работ в условиях необходимости, оказывать содействие в обеспечении работой слабо защищенных социальных групп трудоспособного населения, оказывать социальную поддержку при временной вынужденной незанятости, вести обмен информацией в условиях занятости в других регионах Республики.

В современных условиях большинство граждан трудоустраиваются не через центры занятости, а обращаясь непосредственно в кадровые службы агентства.

Государственное регулирование  проблем занятости и безработицы  осуществляет Министерство труда и социальной защиты в Казахстане, а так же его органы на местах - Центры и службы занятости.

Это же ведомство разрабатывает  и реализует общую государственную  политику в области труда, развитие трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращение и разрешение трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

В настоящее время можно  констатировать, что рынок частных  агентств занятости (далее – ЧАЗ) в принципе состоялся, и с каждым годом в его развитии отмечается некоторый количественный и качественный рост. Однако говорить о том, что это уже полностью сформировавшаяся сбалансированная система, где решены ключевые вопросы юридического, инфраструктурного, функционально-технического и прочего характера, пока еще не представляется возможным.

В настоящее время, в соответствии с официальными данными Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в целом по республике насчитывается 74 зарегистрированных частных агентств занятости.

В последние годы отчетливо  прослеживается тенденция увеличения числа коммерческих агентств по трудоустройству и подбору кадров в крупных городах. Так, около 50 % от общего количества официально зарегистрированных ЧАЗ расположены в городе Алматы.

Вместе с тем, в ряде областей количество зарегистрированных частных агентств занятости либо крайне незначительно, либо такие ЧАЗ отсутствуют вообще. Например, в Кызылординской области нет ни одного частного агентства по трудоустройству.

Региональный дисбаланс  распределения ЧАЗ подтверждают и последние данные по юридическим  и физическим лицам, которые получили лицензии Министерства на ведение деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы и вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу. [13]

В целом, региональный дисбаланс  во многом обусловлен реальным положением на областных рынках труда, которые складываются в соответствии с существующим соотношением спроса и предложения на рабочую силу. Кроме того, в ряде областей посредническую деятельность на периферии осуществляют филиалы ЧАЗ, головные офисы которых зарегистрированы в городах.

Основная сфера деятельности ЧАЗ в Республике Казахстан, прежде всего, касается сферы трудового  посредничества и содействие решения  вопросов занятости. В частности, в  соответствии с Законом «О занятости  населения» частные агентства занятости оказывают гражданам на договорной основе следующие услуги:

Информация о работе Инфляция и безработица.Кривая Филлипса