Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 08:50, курсовая работа
В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Введение………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы информационного обеспечения………………...
1.1 Понятие информации. Информация и ее роль в управленческой деятельности………………………………………………
5
5
1.2 Классы и виды информации………….…………………………..
16
1.3 Организация информационного обеспечения на предприятии...
21
2 Организационные основы защиты информации на предприятии………
2.1 Основные направления, принципы и условия организационной защиты информации…..……………………………………………………..
27
27
2.2 Основные методы, силы и средства, используемые для организации защиты информации………………………………………...
32
Заключение……………………………………………………………………
39
Список использованных источников………………………………………..
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Теоретические основы
информационного обеспечения……… 1.1 Понятие информации. Информация и ее роль в управленческой деятельности……………………………………………… |
5
5 |
1.2 Классы и виды информации………….………………………….. |
16 |
1.3 Организация информационного обеспечения на предприятии... |
21 |
2 Организационные основы
защиты информации на 2.1 Основные направления,
принципы и условия |
27
27 |
2.2 Основные методы, силы
и средства, используемые для
организации защиты информации… |
32 |
Заключение…………………………………………………… |
39 |
Список использованных источников……………………………………….. |
42 |
Введение
В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Перед управляющим органом обычно ставятся задачи получения информации, ее переработки, а также генерирования и передачи новой производной информации в виде управляющих воздействий. Такие воздействия осуществляются в оперативном и стратегическомаспектах и основываются на ранее полученных данных, от достоверности и полноты которых во многом зависит успешное решение многих задач управления.
Нельзя не отметить, что
любые принимаемые решения
Это необходимо знать и понимать будущим руководителям. От этого зависит не только судьба конкретной личности или предприятия, но и, быть может, судьба России в целом, ее роль на международной арене. «Информационный потенциал» играет очень важную роль, поскольку, наши дни диктуют острую необходимость уверенно чувствовать себя на ногах в обществе, где значение информации для всех сфер общественной жизни постоянно увеличивается. Не вызывает сомнения тот факт, что ключом к успеху в таком обществе будет являться умение четко ориентироваться в огромном океане информации и умение эффективно воспользоваться этой информацией.
Цель работы – рассмотреть теоретические основы информационно-управляющих систем.
В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие информации;
- изучить классывиды информации;
- рассмотреть организацию информационного обеспечения на предприятии;
- рассмотреть основные методы, силы и средства, используемые для организации защиты информации
Объектом исследования выступают информационно-управляющие системы, а предметом – роль данных систем в деятельности предприятий.
Теоретическими источниками
послужили труды отечественных
и зарубежных ученых, работающих по
данному направлениюП.В.
1Теоретические основы информационного обеспечения
1.1 Понятие информации. Информация и ее роль в управленческой деятельности
Существует несколько концепций понятия информации. Применительно к человеческому обществу информация– это знаниевая категория, связанная с познанием (объяснением, разъяснением, изложением знаний) и отражением объективного мира. В основе такого понятия информации (от лат.Informatio– разъяснение, изложение), в самом общем виде, лежат сведения, знания о каких-либо событиях, явлениях, мысль, выраженная в абстрактной, идеальной (вербальной или какой-либо другой знаковой системе) форме.
До середины ХХ в. понятие информации не менялось – так называли объяснения, сведения, сообщения применительно к коммуникативным связям между отдельными людьми и группами людей [3, c. 328].
С развитием техники связи появилась теория информации, предназначенная для сугубо практических целей – повышения надежности и эффективности технических средств массовой коммуникации. Под информацией стали понимать только сообщения, то есть передачу каких-либо сведений.
При таком подходе, с «общенаучной точки зрения», информация – это понятие, включающее обмен сведениями, сигналами между людьми, между человеком и машиной, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация). При таком «расширительном» понимании в понятие «информация» включаются любые сигналы и связи между машинами-автоматами, животными и т.п.[5, c. 95].
Однако в системах «человек-машина», «машина-машина» функции сигнала, сообщения, регулирующего воздействия, выполняет не смысл, а механическое, физическое, материальное, энергетическое (волновое) воздействие, несущее сугубо функциональное назначение. У животных передача и восприятие сигналов осуществляется не на основе их осмысления и сознательного использования, а в результате неосмысленных, бессознательных реакций живого организма как биосистемы в форме условных и безусловных рефлексов.
Любая информация характеризуется прежде всего с количественной и качественной (содержательной) стороны. Наиболее распространенным понятием информации с качественной стороны является определение информации на основе категории разнообразия, развитое английским кибернетиком и биологом У.Р. Эшби, и категории отражения как свойства материи[11, c. 100].
В то же время в связи
с ориентацией понятия
Теория информации К. Шеннона, опирающаяся на статистическую концепцию Р.Хартли, давала лишь представление о количестве информации в системах связи, позволяла оценить «возможности передачи, хранения и преобразования информации, построить математическую дисциплину, отвечающую процессам передачи сообщений по реальным физическим каналам связи».
Подобное понимание информации, построенное на естественно-научных (физических, термодинамических) принципах и свойствах, привело к развитию кибернетики, то есть к математическим способам преобразования информации, однако при этом существенно пострадала содержательная, познавательная, неформализуемая сторона информации [11, с. 101].
Резюмируя изложенное, можно, например, соответственно уровням организации природных объектов (систем) выделить следующие типы информации.
1 Структурная (элементарная) информация объектов неживой природы – это то, что лежит в основе материальной, вещественной структуры каждого объекта и определяет его целостность, устойчивость и свойства. Элементарная информация отражает материальную, вещественную структуру или ограниченное разнообразие неорганических объектов.
В неживой природе
структура объекта возникает
в результате физического или
химического взаимодействия
2 Структурная информация биосистем, лежащая в основе строения организмов и передающаяся по наследству от предка к потомку. Биологическая (адаптационная, бессознательная) информация, связанная с появлением жизни– нового уровня разнообразия в структуре организмов и в способе отражения разнообразия окружающей среды. Увеличение структурной сложности объектов привело к изменению (усложнению) отражения ими разнообразия окружающего мира, перерастанию квазиадаптационных процессов в адаптационные. В биологических системах законы симметрии проявляются в основном на молекулярном уровне, в меньшей степени эти законы распространяются на сами организмы, подчиняясь принципу дисимметрии Кюри, причем наиболее сложные виды симметрии уступают свое место элементарным по мере усложнения организации для большинства многоклеточных животных (активно передвигающихся) наиболее характерна двусторонняя симметрия. Характерно, что степень дисимметрии в целом на этом уровне выражена более явственно по сравнению с уровнем неживой природы.
3 Регуляторная информация живых организмов, управляющая их жизнедеятельностью, включая поддержание и возобновление структуры и воспроизводство себе подобных. По мере развития нервной организации биологических систем наряду с соматическими рефлекторными приспособлениями возникает новый тип адаптаций – "поведенческие", позволяющие более оперативно приспосабливаться к резким изменениям внешней среды. В этих приспособлениях отсутствует элемент сознания, они в большей степени физиологические и передаются генетически от предка к потомку, расширяя приспособительные возможности биосистем [10, с. 84].
4 Поведенческая информация, лежащая в основе способности организмов сознательно реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов. Если в животном мире поведенческая информация носит характер приобретенных условных рефлексов, выработанных в процессе жизни в результате взаимодействия с окружающей средой в форме информационных стереотипов, то в человеческом обществе поведенческая информация также представляет собой информационные социальные стереотипы морали и права в виде социальных норм поведения, социальных и идеологических мифов и т.п., но усваиваемых в форме абстрактных знаниевых категорий впроцессах воспитания и личностного развития человека в общественной жизнедеятельности в различных организованных формах и сознательно реализуемых им в процессах совместной организованной жизнедеятельности.
5 Интеллектуальная абстрактная информация, связанная с развитием цивилизации человеческого общества и с появлением способов познания информации и активной ее переработки и использования.
Развитие прагматических и семантических свойств информации приводит к становлению нового типа отражения разнообразия, связанного с возникновением сознания, речи и письменности, с совершенствованием психики и прежде всего памяти: хранения, извлечения и активного использования результатов отражения организмом разнообразия среды, в конечном итоге и для их преобразования, приспособления собственного разнообразия к окружающей среде и прежде всего общества [10, c. 86].
Таким образом, под социальной (человеческой) информацией понимается взаимосвязанная, системная, абстрактная, знаниевая совокупность сведений, определяющих уровень наших знаний о процессах, явлениях, событиях, фактах и их взаимосвязях.
Разрозненную, несистемную
информацию, которая не имеет
смысла, не позволяет осмыслить
происходящие процессы, явления,
факты и их взаимосвязи, не
разъясняет смысл
В действительности это далеко
не так. Любая информация, которая
используется для того, чтобы осуществлять
взаимопонимание и
6 Управленческая информация – это взаимосвязанная системная совокупность сведений, характеризующих состояние, поведение, изменение, развитие, функционирование, динамику и т.п. объекта управления (процессов производства) и окружающей среды.
Таким образом, управленческую
деятельность можно в какой-то степени
отождествлять с процессом
В отличие от материального производства, где деятельность является предметно-практической (материальной), результат этой деятельности соответственно представлен в предметно-вещной форме в результате преобразования материальной основы (предмета деятельности), управленческая деятельность является деятельностью идеальной (духовной), то есть преобразование мыслительных конструкций (в том числе идеальное отражение материального мира) и результат этой деятельности представлен в форме отражения мыслительных конструкций, идей, замыслов в виде информации, то есть сведений, понимаемых другими людьми.
Информация о работе Информационное обеспечение процессов управления