Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 08:50, курсовая работа
В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Введение………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы информационного обеспечения………………...
1.1 Понятие информации. Информация и ее роль в управленческой деятельности………………………………………………
5
5
1.2 Классы и виды информации………….…………………………..
16
1.3 Организация информационного обеспечения на предприятии...
21
2 Организационные основы защиты информации на предприятии………
2.1 Основные направления, принципы и условия организационной защиты информации…..……………………………………………………..
27
27
2.2 Основные методы, силы и средства, используемые для организации защиты информации………………………………………...
32
Заключение……………………………………………………………………
39
Список использованных источников………………………………………..
В связи с тем, что управление представляет собой абстрактную, духовную, идеальную деятельность, информация в этой деятельности является одновременно предметом, средством и результатом деятельности. Более того, организация производства, а точнее реализация трудовых процессов, осуществляется тоже только через информацию. Естественно, субъектом этой деятельности может выступать только человек [14, c. 66].
Так как управленческая информация – это предмет, средства и результат управленческой деятельности, то соответственно содержание управленческой деятельности можно рассматривать как совокупность процессов преобразования и движения информации, включающих в свой состав поиск, получение, приобретение, сбор, отбор, анализ, хранение, поиск, переработку, отображение, размножение, передачу и выдачу информации с целью разработки (выработки), принятия (согласования), утверждения и реализации управленческих решений.
Таким образом, рассматривая или проектируя организацию процессов обработки информации, мы тем самым описываем, анализируем или проектируем технологию выполнения управленческой деятельности, то есть методов, способов, приемов, операций и последовательности разработки, организации реализации, координации, контроля, учета и анализа выполнения управленческих решений.
В основе управляющего воздействия на объект управления, то есть субъект деятельности, как и вообще любой другой деятельности человека, лежит разумное общение, обеспечивающее перевод абстрактных управленческих решений в реальный производственный процесс. Общение – это реализация всей системы отношений человека к окружающему его предметному миру, к людям, к обществу. Общение, в широком смысле этого слова, представляет собой воздействие индивидов друг на друга в процессе совместной групповой деятельности путем реализации трех взаимосвязанных характеристик общения:
- коммуникативной стороной общения – обмен информацией;
- интерактивной– организация взаимодействия, то есть обмен не только идеями, знаниями, но и действиями;
- перцептивной – процесс восприятия друг друга и установление взаимопонимания с учетом нейролингвистики [18, c. 140].
Передача информации возможна лишь посредством знаков, точнее – знаковых систем. Существует множество знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе.
При грубой классификации коммуникационной стороны общения различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы), которая может быть разделена на 4 формы: кинесика, паралингвистика, проксемика и визуальное общение. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 % информации передается с помощью вербальных.
Таким образом, устная вербальная информация неразрывно связана со следующими факторами:
- кинесикой, то есть оптико-кинетической системой знаков, включающей в себя жесты (движение различных частей тела, прежде всего рук), мимику (движение лица) и пантомимику (позы);
- паралингвистикой, то есть системой вокализации (качеством голоса, его диапазоном, тональностью), и экстралингвистикой, то есть системой звуковых знаков (паузы, покашливания, смех, плач и сам темп речи);
- проксемикой, то есть областью, занимающейся нормами пространственной (пространственное размещение, расстояние между коммуникаторами, наличие различного рода психологических защит, размещение по высоте и т.п.) и временной организации (точность, опоздание, время и продолжительность контактов и т.п.);
- визуальной системой знаков (контакт глазами) [18 с. 143].
Здесь важна семантика – кодирование знаков. Семантика– обозначение. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь.
Эффективность, то есть восприятие вербальной информации, зависит от кодирования и декодирования информации, при помощи которых осуществляется речь. При этом коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию. Диалогическая речь представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей.
Эффективность вербальной коммуникации зависит от личностно-речевой ориентации (направленности на личностное воздействие реципиента, партнера), от социально-речевой ориентации (ориентация на содержание, тематику коммуникации) и способов и методов психологического воздействия так называемой «убеждающей коммуникации» и т.д. Модель коммуникативного вербального процесса, по Г. Лассуэллу, включает 5 элементов:
1. кто (передает сообщение)– коммуникатор;
2. что (передается) – сообщение (текст);
3. как (осуществляется передача) – канал;
4. кому (направлено сообщение) – аудитория;
5. с каким эффектом – эффективность.
По поводу каждого из этих
элементов могут быть различные
варианты реализации и, соответственно,
различная эффективность
С учетом всего изложенного
важно иметь в виду следующее:
при непосредственном коммуникативном
общении при осуществлении
Эту функцию перевода организационно-
Основу управленческой информации
представляет собой вербальная и
невербальная формализованная
В документах фиксируются решения, ход их выполнения, отражаются основные характеристики процессов организации производственных процессов.
Документооборот крупных предприятий составляет более 100 тыс. документов в год, а количество используемых разновидностей документов составляет около 1000 (в целом в стране примерно 100 млрд. документов). Работа с документами у специалистов управления занимает от 30 до 60 % рабочего времени, причем до 40% информации переносится из документа в документ без всякой обработки, то есть переписывается. Поэтому эффективная организация документального обеспечения организованной деятельности имеет чрезвычайно важное значение [10, c. 66].
Документированная информация может быть классифицирована следующим образом:
- по типу носителя информации: на бумажных, магнитных носителях и фотопленке;
- по способу изготовления: рукописные, машинописные, типографские, фотографические;
- по назначению: распорядительные, информационно-справочные, нормативные, рекомендательные, организационные (претензионные, регламентирующие, договоренности), исполнительные (отчетно-учетные);
- по степени срочности: простые, срочные, весьма срочные;
- по предмету управленческой деятельности: материально-технические, технические, технологические, финансовые, экономические, кадровые;
- по функциям управления: плановая, прогнозная, диспетчерская, контрольная, учетная, аналитическая, директивная (регулирующая);
- в зависимости от сферы обращения: внешняя (входящая, исходящая) и внутренняя (используемая внутри предприятия);
- по видам управленческой деятельности: техническая, технологическая, экономическая, социальная, политическая;
- по уровню сложности: простые, сложные.
Кроме того, документы могут быть первичными, промежуточными, выходными, подлинниками (оригиналами и дубликатами), копиями и т.д. Однако многие из этих характеристик документов могут принадлежать одному и тому же документу, описываемому с разных сторон [11, c. 80].
Наиболее существенными свойствами документов являются их информационные свойства, такие, как форма, размер, физический и информационный объем, информационная емкость, информативность.
По форме различают: площадные (чертежи, плакаты), линейные (ленты, картотеки, книги), объемные (макеты) документы.
Физический объем– это размер документа, выраженный в ед. длины, площади и объема.
Информационный объем– количество печатных знаков, строк, учетно-издательских листов, дорожек на магнитных лентах, растровых точек на экране дисплея (рисунке).
Отношение физического и информационного объема называется плотностью (компактностью) информации. Уплотнение – микрофильмирование, кодирование, схематизация информации.
Информационная емкость– количество информации, вложенное в информационный объем (графики, диаграммы, схемы).
Информативность– количество полезной информации в документе.
Информация, использующаяся
в качестве предмета и средств
управленческой деятельности, может
рассматриваться как
Таким образом, к информационному обеспечению относится только та информация, которая используется для осуществления управленческой деятельности, то есть необходимая для перевода организации как деятельностной системы из одного состояния в другое на основе аналитической и прогностической информации о динамике окружающей среды. Особенность обеспечивающей информации состоит в том, что она включает в себя прошлую (эмпирическую и нормативную) и актуальную текущую (на данный период времени) информацию о фактическом состоянии организации и окружающей среды.
Ее аналитическая интерпретация и вероятностная прогностическая информация о возможных предполагаемых проектных (по фазам, стадиям и этапам технологии производственных процессов) и плановых (задаваемых на конец определенных плановых календарных периодов) состояниях организации и окружающей среды относится к собственно управленческой результирующей информации, представляющей собственно управленческие решения [19, c. 55].
1.2 Классы и виды информации
В структуре информационного обеспечения системы управления можно выделить следующие классы и виды информации.
1 Нормативно-справочная информация, составляющая информационную нормативную основу системы управленческой деятельности. К нормативно-справочной информации относится:
а) технико-технологическая информация (система государственных, отраслевых стандартов (ГОСТы, ОСТы), ведомственных и местных, внутриорганизационных нормативов, технических условий и указаний (ТУ), технических норм и правил (например, СНиП– система строительных норм и правил), относящихся к описанию предметов, средств и условий труда, по всем стадиям их «жизненных циклов», начиная с «рождения» до «смерти»: конструирование, проектирование производства, изготовление, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт, модернизация и ликвидация. Как правило, это структурная информация о конструктивных, фактических или проектных нормативных технических, физико-химических, механических и других параметрах состояний всех овеществленных элементов и их формализованных, схематизированных, расчетных физических взаимосвязях в процессах материального производства [3, c. 250];
б) организационно-трудовая информация, представляющая собой формализованные описания стереотипных (стандартных, типовых, универсальных) нормативных функциональных взаимосвязей трудовых процессов в системах «человек-машина», где человек должен выполнять в основном роль оператора, манипулятора, регулятора машины, руководствуясь ее конструктивными и технико-технологическими параметрами.
Содержательная сущность организационно-трудовой информации выражается в форме квалификационных характеристик, описывающих стандартные унифицированные элементарные приемы, действия и операции профессиональной узкоспециализированной функциональной деятельности (например, согласно Единым тарифно-квалификационным справочникам (ЕТКС), типовым должностным инструкциям и т.п.), а также абстрактных унифицированных нормативов времени на выполнение этих элементарных операций, приемов и действий (например, Единые отраслевые нормы и расценки (ЕНиР), внутриорганизационные «местные» нормы, (МН), Единая тарифная система оплаты труда, Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы и т.п.).
Особенность этой информации
состоит в том, что содержательная
и временная формализованная
основа этих описаний задается (предопределяется)
структурной, жестко регламентированной,
стандартизированной и
Информация о работе Информационное обеспечение процессов управления